Поэты - индикаторы эпохи

«Поэты- индикаторы эпохи»

«Василий Саранчук,(1944 г., с. Озаренцы Могилев-Подольского района Винницкой области).
Окончил режиссерский факультет Днепропетровского театрального училища им. М.И. Глинки в 1975 году. Был на журналистской работе в Кривом Роге, и г. Безмеин ,(Туркменистан), Ташкенте.
С1982 года – артист Днепродзержинского музыкально-драматического театра им. Леси Украинки. Печатался в коллективном сборнике поэтов-днепродзержинцев «Весняний цвіт», областном журнале «Крыла», альманахе «Стожары».
В 2006 году стал дипломантом Всеукраинского фестиваля поэзии «Подкова Пегаса», г. Винница.
В 2007 году – дипломант Всеукраинского фестиваля « Свободный доступ», г. Запорожье
Пишет стихи, прозу и драматические произведения.
Пьеса «Малахитовая шкатулка Чапаева» воплощена на сцене Днепропетровского академического театра русской драмы им. А.М. Горького.
В 2008 г. был опубликован первый поэтический сборник «За хвилиною хвилина…» в Днепропетровском издательстве «Січ». В 2010 году опубликовал вторую книгу «Оставляя след» в издательстве «Журфонд».С 2007 по 2008 годы - руководитель Днепродзержинской литературной студией «Факел».
Огромная заслуга В.М. Саранчука, пожалуй, состоит в том, что, став ведущим телепрограммы «Солнечные кларнеты», он создал цикл литературных страниц-телепередач, живого диалога с авторами, членами литературной студии «Факел», посвятил их Ларисе Орлянской, Светлане Приходько,(творческий псевдоним –Остров), Станиславу Бойко, Дмитрию Тарнопольскому, Анне Куприй и др.

***
«Поэты - нет, не баловни судьбы,
И не всегда к ним благосклонны звезды.
Ночных усердий стражи и рабы,
Они несут, как факел, искру божью.
Поэты - оголенный нерв. Они
В работе - индикаторы эпохи,
Полпреды удивительной страны
Той, пушкинской поэзии, высокой.
Пометками пестрят черновики,
Их сонмище, уму непостижимо!
И в поисках неведомой строки
Пути поэтов неисповедимы...
Поэты - нет, не баловни судьбы,
Им чуждо чванство чопорной богемы.
Пусть славолюбцы полнят их ряды,
Но «кто есть кто - рассудят Бог и время.»
(Из сборника «Оставляя след…» 2010).

Я познакомился с творчеством Василия Михайловича Саранчука на заседаниях Днепродзержинской литературной студии «Факел» в 2005 году.
Поэт, писатель, драматург, Василий Саранчук, в каждой из трех ипостасей потрясает энергией внутренней свободы, большой личной ответственностью за каждое слово, вздох, шаг, за мысль.
Главное для поэта – правда жизни, пусть и трагическая в своей основе.
Многие его стихи посвящены «И. Бродскому, Г. Барнгольцу, М. Яровому» и др.
***
Пределы Родины покинув
Инакомыслящим пророком,
Который год и на чужбине
Он безнадежно одинокий.
Летят клинообразно птицы,
Летят в неведомые дали.
Его не радуют зарницы
Иной земли, иной державы.
России хрупкие берёзы,
Поля ржаные в жаркий полдень,
Трескуче-красные морозы
Он видит в кадрах кинохроник.
Невыносим чужбины ветер
«Демократической свободы»,
Поэт останется поэтом –
Мессией своего народа.
(стихотворение «И. Бродскому»)

Однако, несмотря на то, что многие стихи Василия Саранчука отмечены печатью злободневности, в них искренне уживаются «вечные» темы»: автор поднимает проблемы любви и дружбы.

***

«Уже нарвать я лилий не смогу,
Преодолев теченье быстрой речки.
Косыночку накинувши на плечи,
Меня не будешь ждать на берегу.
Заливисто не будешь хохотать,
Вальсируя на краешке обрыва,
Под дремлющей в тумане зыбкой ивой,
Не доведется нам зарю встречать.
Как глупо разлучились мы с тобой
Из-за каких-то ссор, обид пустячных,
Не понимая истины простой:
Все что имеем, потерявши плачем.
Чрез столько лет я вновь на берегу.
Обрыв все тот же, та же ива наша,
Вот, разве что, другая пареньку
Девчоночка, смеясь, рукою машет.
И вздрогнула душа моя до дна,
Выходит, в ней не все перегорело.
Покачивает стайку лилий белых,
Внезапно набежавшая волна».
2007

Василий Саранчук, обезоруживающе искренний в изображении человеческих отношений, чуток и философски глубок в восприятии окружающего мира.

***
Так и не сыгранный мной Гамлет
Все не дает покоя мне...
Сосредоточен он и замкнут,
Бродя по замку при луне.
Он весь охвачен жаждой мести,
В сомненьях мается душа.
Он просто не находит места –
Замедлит, иль ускорит шаг.
И никуда ему не деться
От предначертанной судьбы.
Бунтует ум. Сжигает сердце
Все -то же: «Быть или не быть?..»
Меня преследует мой Гамлет
Нередко даже и во сне, -
Он, будто кем-то в угол загнан,
Свой монолог читает мне.
То меж кулис в раздумье бродит,
Так и не сыгранный мной принц...
Ушел мой поезд. Тают годы,
Как тает в небе стая птиц.
Но на судьбу роптать не стану,
-Ну, не сыграл, ну, не сбылось!..
И боль моя уже не Гамлет,
А каверзный его вопрос.

( стихотворение «Несыгранная роль»)

Рассказывает Станислав Дрожаков, артист, поэт, член Межрегионального союза писателей Украины: » С Василием Михайловичем Саранчуком я работал в течение несколько лет в одном музыкально-драматическом театре г. Днепродзержинска. Мы каждый день встречались в одной гримёрной и были хорошими друзьями и коллегами.
Утверждение идеи благородства, противопоставление чести и достоинства хаосу и жестокости окружающего мира - вокруг этой темы, обсуждению ее в разных ракурсах актерской подачи, пожалуй, были посвящены все наши вечера, наша работа.
Василий Саранчук, с одной стороны - принципиален и бескомпромиссен, с другой - тонкий психолог человеческих душ, философски осмысливающий действительность.
Таков он и в своем поэтическом творчестве:

***
Я предлагаю тост за подлецов
Любых мастей, любых чинов и званий.
Я знаю их заочно и в лицо,
По сути ничего о них не зная.
Не знаю их уловок и ходов,
Когда нагрянут грозовые тучи.
Подлец открыться вовсе не готов,
Исподтишка он действовать приучен..,
Я мог бы бесконечно составлять
Реестр неблаговидных их деяний.
Бог им судья! Мне нечего сказать,
Есть мера наказанья - покаянье!
Пусть подлецов сжимается кольцо,
Я принципам своим не изменяю...
Я пью до дна за них, за подлецов,
Есть тайм второй. И мы его сыграем!

стихотворение « Тост», из второго поэтического сборника «След на земле…»

В 90 е годы Днепродзержинский театр переживает рассвет своей творческой деятельности. Среди известных талантом и мастерством актеров – Василий Михайлович Саранчук. В то время на сцене шла «Мария Стюарт» Шиллера. Этой драме посвящено одноименное стихотворение поэта:

***
«Неистов гул оголтелой толпы,
Доносится мерзлый стук топоров.
Набатно гудят добротные лбы
Тяжелых и мрачных колоколов.
Для казни поспешно срублен помост,
Поземка змеится по мостовой.
Пронзительно дует резкий норд-ост,
Играя, хрустит шершавой листвой.
Под вопли толпы, шелками шурша,
Орущих зевак осенив крестом,
С осанкой богини леди взошла
На шаткий настил в плаще голубом.
Растерян палач, по коже мороз,
Взъярилась гневом толпа во стократ.
Вдруг кто-то бросил букетик мимоз
На плаху к ногам Марии Стюарт.
Заплечных дел мастер взмахнул мечом,
Взметнулась зловеще стая ворон.
Закат полыхнул багровым огнем
И Темза нахмурилась рябью волн...
В трущобах, вопя, всю ночь напролет
Презренная чернь дралась и пила.
Марии Стюарт трагический лот
Навзрыд отпевали колокола.
Забившись в чулан, и от страха дрожа,
Не в силах слез удержать поток,
Молилась девчушка, к сердцу прижав
Плаща королевского лоскуток»

Проза Василия Саранчука: рассказы «Пароход белый беленький…», «Фокус-покус», «Кляча»- драматически лиричны, граждански целеустремленны и динамичны по своей сути. Каждое из этих произведений могло бы стать сюжетом пьесы, улыбнись ему удача.
23 марта 2007 года, в постановке Владимира Саранчука, народного артиста Украины, на сцене Днепропетровского драматического театра, состоялась премьера пьесы «Малахитовая шкатулка Чапаева». Автор сценария – Василий Михайлович Саранчук. Комедиодрама снискала радушное признание публики.»

Розповідає Світлана Приходько, творчий псевдонім «Острів»,поетеса, член Міжрегіональної спілки письменників України: «Після репетицій у Драматичного театру імені Леся Українка Василь Михайлович щиро приймав участь у критиці творів поетів і письменників міської спілки, читав свої. Його вірші вразили мене глибинним співчуттям і розумінням людської душі, він декламував із натхненням, нібито перевтілюючись в образ свого ліричного героя.
***
«На віях телеантен
Зріють зорі.
- Он, - каже батько, -
Другий мартен
Сьогодні в мажорі.
Зайнявся полум'ям вечір
Не на жарт.
Націлені в небо, печі
Сіють жар.
Жарко зорям, жарко.
Батько зітхає: - Жах,
І як там без мене Марко?.
І туга в його очах…»

Вірш «Батькові».
з першої збірки «За хвилиною хвилина…»

Громадянська лірика Василя Саранчука займає в його творчості одне з головних місць. Очоливши у 2007 році літературну студію ,він навчав шукати свою строку, шліфувати свій поетичний почерк, не вдаючись до стилізації чи штампів, створювати нову словоформу. З цього приводу дуже, на мій погляд, вдале віршування у творі «Русофобам»:

Вгамуйтеся, так звані мовоборці,
Не рвіть горлянки.
Краще помовчіть.
Щось не туди заїхали ви, хлопці,
Росію в своїх бідах клянучи.
Збагнуть не можу вашого безчинства
Стосовно побратимів - росіян.
Беру під сумнів ваше українство, -
Що, вже йдемо
слов'яни на слов'ян?
Із ваших вуст
бруд ненависті ллється,
Що все російське відворотним є.
Мені, пробачте,
іноді здається,
Що саме так не любите й своє.
Не вірю ані в правду,
ані в щирість,
Занадто вже затятих почуттів.
Ґуля в жупані
хуторянська сірість
І шароварне мислення рабів.
(із збірки «За хвилиною хвилина…»
2008 рік)
У самобутній творчості Василя Саранчука, сміливого і громадянські активного, є місце ідейно-тематичним пошукам у жанровому розмаїтті ліро-епічних і ліричних творів у царині строфічної будови.

«Земле -
земленько -
землище,
окована зорями,
дротом колючим,
з німбом кривавої величі,
величі-Революції.
Революція, Революція
з ореолом синьо-смолистим.
Падає,
падає,
падає листя.
Захлинається бурею музики
гнівного Ліста
буре від крові Петрове місто.
Чоботи,
чоботи,
чоботи -
чітко по бруку чорному
так відбивають такт,
що просто жах!
Ать-два, ать-два,
Інтернаціоналом видзвонює мостова.
- Що за порядки? Що за права, і взагалі,
що це за
влада така нова?...»
( вірш «Революції»
Із збірки «За хвилиною хвилина…»)
Принципове заперечення позиції пристосування до часу чи поглядів, здатність мовчати, коли це мовчання означає відмову від спокуси облаштування свого життя ціною поступок , невелемовність, несентиментальність, нестереотипність мислення,гостра стурбованість байдужістю світу, вразливість тонкої людської натури, епічне переживання історії – такі риси властиві поетові, Василю Саранчуку.


Стас Бойко

поэт

Комментарии 1

Впечатляюще. Прониклась. С уважением, А. Евсюкова
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.