ФАНТАСТИЧЕСКИЙ РЕАЛЬНЫЙ РАССКАЗ. "Кроткая" на сцене Луганского академического русского драматического театра

ФАНТАСТИЧЕСКИЙ РЕАЛЬНЫЙ РАССКАЗ Ф.ДОСТОЕВСКОГО В ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЖИССЁРА- ПОСТАНОВЩИКА, НАРОДНОГО АРТИСТА УКРАИНЫ Е.ТКАЧЕНКО
НА СЦЕНЕ ЛУГАНСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО РУССКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА

Итак, «Кроткая», рассказ, - «Я озаглавил его «фантастическим», тогда как считаю его сам в высшей степени реальным. Но фантастическое тут есть действительно, и именно в самой форме рассказа...»(Ф.Достоевский). Именно к этому произведению великого мыслителя, «прокурора человечества», можно сказать, обратился народный артист Украины Е.Ткаченко, главный режиссёр Луганского академического театра кукол, поставив спектакль под одноимённым названием на сцене русского академического драматического театра. С участием актёров этого театра С.Евдокимова(муж, хозяин кассы ссуд), О.Морозовой(его жена, Кроткая) и заслуженной артистки Украины П.Шкуратовой(служанка, Лукерья). Работа, без сомнения, сложная, с минимумом исполнителей, не оставившая равнодушными тех, кто наблюдал за всем происходящим на сцене.
В своём фантастическом рассказе Ф.Достоевский, как представитель «рефлексивной» поэтики, в отличие от традиционной описательной, предоставляет возможность основному персонажу свободу в его отношениях с текстом. Движение повествования от имени главного героя развивается парадоксально, непоследовательно, отчего и противоречивость этого персонажа. Вот он- муж, у которого на столе лежит мёртвая жена(режиссёр- постановщик достаточно легко и доступно решил этот вопрос с помощью декораций, движущейся полутени читающего отходную священника). Сначала совершенно спокойно, и, казалось, безразлично рассказывает актёр Сергей Евдокимов, создавший портрет основного героя, историю появления этой хрупкой и кроткой девушки в его лавке, как и у Ф.Достоевского: «Кто был я и кто была она»: «...она просто - запросто приходила ко мне тогда закладывать вещи, чтоб оплатить публикацию в «Голосе» о том, что вот, дескать, так и так, гувернантка, согласна и в отъезд, и уроки давать на дому, и проч. и проч. Это было в самом начале, и я, конечно, не различал ее от других: приходит как все, ну и прочее». Представляясь публике, рассказывает герой о своей кассе ссуд, о том, что он - несправедливо оклеветанный офицер, вышедший в отставку, который нищенствовал, получив же три тысячи рублей после смерти дальней родственницы, становится закладчиком.
Но, мы видим(и это демонстрирует артист сугубо мимикой и артикуляцией), что его герой в смятении и не успел собрать своих мыслей. Он говорит, в общем- то, сам с собой, выясняет, что и как произошло, излагая всю историю взаимоотношений его, бывшего офицера, изгнанного из полка «за трусость» и её, бедной, ненужной своим двум тёткам, попавшей, в итоге, к нему в дом в качестве жены. Несмотря на кажущуюся последовательность речи, он несколько раз противоречит себе и в логике и в чувствах(вот эта самая парадоксальность!). Оправдывает себя, обвиняет её, пускается в посторонние разъяснения: тут и грубость мысли и сердца, тут и глубокое чувство. Надо очень внимательно следить за всем этим монологом, ещё не понимая конечной цели режиссёра и постановки, в целом. И тогда зритель вместе с ним тоже собирает «мысли в точку» и понимает, что истина, всё же, открылась этому несчастному, в общем- то, человеку.
Но, сначала было брачное предложение его, в возрасте сорок одного года ей, «без трех месяцев шестнадцать», которое она приняла с некой покорностью. Всё это время он подавлял её, но уже тогда он задал себе вопрос: «неужели же это торжество над ней стоит двух рублей?». «И, смеясь, разрешил его про себя в утвердительном смысле». И, впервые мы узнаем, с его слов, то, что она была «добра и кротка». А «добрые и кроткие недолго сопротивляются». И тут- то появляется впервые она, актриса О.Морозова достаточно точно изображает ожившее воспоминание, не живого человека, а словно призрак. Непросто было найти приемлемую форму такого представления. Режиссёр- постановщик, народный артист Украины Е.Ткаченко и хореограф – заслуженный артист Украины В.Онищенко сумели решить этот вопрос в пластике. Оксана Морозова необычайно виртуозно показывает и спокойное русло повествования о ней её мужа и горячечные наплывы его памяти о ней, тогда ещё живой. И тогда она мечется в этой истории тайных и явных жестокостей совместной жизни. И мы видим танец боли, потери, сострадания, сумасшествия, выражающий душевные состояния человека. Не каждый артист может это так показать. Тем более, - таким образом отразить музыку композитора А.Карпенко(также из Луганского академического театра кукол). Да - да, именно так- опять парадоксальность, взрывчатость в отношении мужа к Кроткой, где себя он рассматривал как «благороднейшего из людей, во что и сам –то и не верил... И он с удовольствием вспоминает, как пытался указать ей место, остудить юношеские порывы, покорить. А уж после собирался раскрыть свою душу, вызвать сострадание. Но кроткое с виду существо оказалось неукротимым, детская открытость сменилась замкнутостью, возникшая, было, любовь — презрением. Смертельный яд подозрений, недоверие и ненависть в отношениях его и её, привносят сами любящие. Одним словом, два возвышенных, сильных, но изломанных жизнью существа полюбили и до смерти замучили друг друга.
Это целый поток обвинений, исповедывания, самобичевания и вспышек эмоций, во время которых С.Евдокимов обращается к зрителю, как свидетелю истории своего недолгого жутковатого брака(«Она теперь в зале, на столе, а гроб будет завтра»), когда случился бунт – она, Кроткая, восстала. Нужно отметить, что монолог вдовца, повествующего о любви и взаимной ненависти его и покойной теперь жены, придаёт тексту, произносимому С.Евдокимовым в великолепном исполнении, совершенно современное звучание. Ведь всё это случилось вот сейчас, только что. Спектакль тогда: то замедляется, то потенцируется отрывисто звучащей музыкой и кругами света, в которые не сразу входят исполнители ролей, попадая- становятся ещё более контрастны. А сценография Ирины Гололобовой- также всё хорошо!
Одним словом, полтора часа «чистого Достоевского» показали создатели спектакля наблюдавшим с большим вниманием и смятением чувств зрителям. Спектакль называется «Кроткая», показаны же прямо противоположные черты характера. «Замучил я ее!» - говорит главный герой. Но и она его – безусловно. Создатели спектакля исследуют эти заблуждения героини, которые не дали ей выдержать испытания любовью, взросления. Финал спектакля полностью совпадает с финалом повести – слово в слово: «Когда ее завтра унесут, что ж я буду?».
В рассказе «Кроткая» Ф.Достоевский рисует уже знакомый читателю по другим его произведениям образ отвергнутого обществом и ожесточившегося человека, жаждущего в душе гармонии и счастья, но... Это и показали нам актёры и создатели этого незаурядного творения на сцене Луганского академического русского драматического театра.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.