Сделать стартовой     Добавить в избранное
 

ИСТОРИЯ ПУБЛИЧНОГО ДОМА Рецензии |
ИСТОРИЯ ПУБЛИЧНОГО ДОМА
на сцене Луганского академического русского драматического театра
«Знаю, что многие найдут эту повесть безнравственной и неприличной, тем не менее от всего сердца посвящаю ее матерям и юношеству.» А. Куприн
Давным-давно, задолго до железных дорог, на самой дальней окраине большого южного города жили из рода в род ямщики - казенные и вольные. Оттого и вся эта местность называлась Ямской слободой, или просто Ямской, Ямками, или, еще короче, Ямой.
«Яма» - роман о социальном зле капиталистической России - проституции - написан Куприным не пером, а скальпелем хирурга. Писателя больше интересовали социальные корни проституции - как явления российской действительности. По мотивам этого романа и поставлен спектакль в Луганском академическом русском драматическом театре режиссёром- постановщиком и сценографом Евгением Морозовым(помощник Г.Музыка, художник по костюмам Г.Диденко), который, судя по всему, надолго войдёт в действующий репертуар.
Поскольку большое внимание в романе уделено чисто психологическому фактору в отношениях между персонажами, прочтение темы в постановке может быть разным. Отсюда неодинаковость в суждениях о спектакле Е.Морозова, который определил свой собственный стиль и манеру подачи материала, проявляющиеся с самого начала- с декораций, костюмов и, можно сказать, нетрадиционного оформления некоторых мизансцен. Если подробнее - декораций крайне мало(«мобильный», так сказать, вариант постановки)- накрытые простынями лавки, свисающие сверху матово-белые плафоны. Много музыки, в том числе и исполнение романса известной певицей Ровинской (Н.Бузиновская, с «глазами египтянки», очень удачно сыграла эту роль, настоящая прима!), минимум одеяний у девочек. Возможно, нужно было – бы, всё- таки, приодеть девчонок- то, в различных ситуациях их контактов с гостями, а то всё в нижнем, да нижнем....Оно, конечно, выполнять функциональные обязанности проститутки в такого рода амуниции сподобнее, но уж в поезде, да и других эпизодах, можно и поменять одежонку, от этого, полагаем, зрелищность –бы не потерялась, а только выиграла. Тема, пронизывающая всю постановку - всё равно осталась- бы единой и понятной....Хотя, вот эти одежды- одни белые и чистые(хотя и на падших женщинах), другие – в тёмных тонах(поборники, так сказать, общественной морали), есть выражение уже в костюмах двойственности этого мира, жестокого и неискреннего. Отсюда, все эти порочные женщины, - невинны по своей сути, к падению их привели судьбы, о чём повествуется некоторыми из них на сцене и что воспринимается с острой болью в душе.
Итак, заведение Анны Марковны(З.Бондаренко, категорична в репликах, с нотками жёсткости и неприятия возражений!) - не из самых «шикарных» в Яме. Открывается занавес и мы видим всю «бригаду» - девчонок, хозяйку, старшую экономку Эмму Эдуардовну(заслуженная артистка Украины П.Шкуратова, вся в чёрном), в конце постановки узурпирующую власть в доме и столь же властно, как и предыдущая вводящая железную дисциплину послушания у своих девочек, Симеона(вышибалу и убийцу). О нём говорится в романе: «Возьмите хотя бы здешнего швейцара Симеона. Уж, кажется, по-вашему, ниже некуда спуститься: вышибала в публичном доме, зверь, почти наверно – убийца, обирает проституток, делает им «черный глаз», по здешнему выражению, то есть просто-напросто бьет(роль эту исполняет В.Протасов, и на такого зверя, в общем- то, «тянет» не очень).
По команде хозяйки все, выстроившись в линию, послушно пьют чай, ожидая клиентов, которые вскоре и появляются. Это студенты Лихонин(А.Лазарев), Нижерадзе(Р.Брилёв), Соловьёв(И.Долгий), Симановский(В.Кучмий). Лихонин вдруг в благородном порыве заявляет, что он хочет взять отсюда девушку, спасти. «Спасти? Вернётся назад», — говорят ему. «Вернётся», — в тон откликается Женя. «Люба, — обратился Лихонин к девушке, — хочешь уйти отсюда? Не на содержание. Я тебе пособлю, откроешь столовую». Люба, роль которой, безусловно, блестяще исполняет С.Шевченко, соглашается и Лихонин, «за десятку взяв ее у экономки на квартиру на целый день, назавтра собрался потребовать её желтый билет и сменить его на паспорт». Финал этого жеста студента общеизвестен- Люба вновь возвращается в «свою струю».
С этой минуты и до окончания всё внимание в спектакле приковано к судьбе женщин, образы которых играются(что кривить душой?), намного лучше, чем мужские(за исключением некоторых). Выписаны они, что называется, артистками театра реально и правдоподобно :С.Стёпкина- Долгая, С.Шевченко, И.Кравцова, О.Морозова, Л.Круглик, А.Приходкина, С.Сабаева, Е.Шаповалова, Ю.Черпакова(плюс ещё и за самоотверженность!), Е.Тростянская и ещё две юных дебютантки. Вот, скажем, С.Стёпкина- Долгая в роли дерзкой Жени:

«Когда я узнала, что больна, я чуть с ума не сошла от злобы, задохлась от злобы… Неужели я не могу наслаждаться хоть местью? – за то, что я никогда не знала любви, о семье знаю только понаслышке, что меня, как паскудную собачонку, подзовут, погладят и потом сапогом по голове – пошла прочь! – что меня сделали из человека, равного всем им, не глупее всех, кого я встречала, сделали половую тряпку, какую-то сточную трубу для их пакостных удовольствий? Тьфу!.. Неужели за все за это я должна еще принять и такую болезнь с благодарностью?.. Или я раба? Бессловесный предмет?.. Вьючная кляча?.. я решила заражать их всех – молодых, старых, бедных, богатых, красивых, уродливых, – всех, всех, всех!..».

Образ Жени получился у актрисы весьма убедительным и отчётливым. И Женя и другие, по сути, это, несмотря на возраст - ещё дети, инфантильность их и детскость удачно передают актрисы. Одновременно и женственны, которая выделяется на фоне грязи и пошлости, они же не виноваты, что стали заложницами тех или иных ситуаций, в которых почти всегда виноваты мужчины!
А вот мужчины нас сцене так неодинаковы. Думается, «разбор полётов» уже был и каждому указано, где и как. Безусловно, нужно выделить заслуженных артистов Украины В.Приходкина и Т.Чеверноженко. Ванька- Встанька в исполнении В. Приходкина реален в своём образе жизни и смерти также. Балагур, развлекающий девчонок стихами и «выбрыками»: «Много звезд на небе ясном,
Но их счесть никак нельзя,
Ветер шепчет, будто можно,
А совсем никак нельзя.
Расцветают лопухи,
Поют птицы петухи».
Как сказано, убедителен в своей кончине, в праздник Пасхи скоропостижно умирает, со стороны – это классический вариант тромбоэмболии лёгочной артерии! А вот эпизод из А.Куприна, на котором стоит остановиться и посмотреть, как это изображено в нашем спектакле. Итак,:
« Пассажирский поезд весело бежал с юга на север, пересекая золотые хлебные поля и прекрасные дубовые рощи, с грохотом проносясь по железным мостам над светлыми речками, оставляя после себя крутящиеся клубы дыма....«Качка и жара совсем утомили пассажиров, кроме одного, веселого, энергичного, подвижного еврея, прекрасно одетого, услужливого, общительного и разговорчивого. Он ехал с молодой женщиной, и сразу было видно, особенно по ней, что они молодожены: так часто ее лицо вспыхивало неожиданной краской при каждой, самой маленькой нежности мужа».
Так показывается на сцене Семён Яковлевич Горизонт, роль которого прекрасно играет заслуженный артист Украины Т.Чеверноженко- точно, ярко, сочно! Интонации, мимика, жесты- заискивающий в одном вагоне, с пассажирами, так сказать, ранга повыше и величественно- небрежен и свысока –шутлив с «товаром», который он вёз на продажу в публичный дом. Кстати, продаёт он и свою молодую жену(К.Хасанова, Е.Митина) за тысячу рублей. И хотя нет никакой вибрации движущихся вагонов, сцена эта выполнена столь тонко(покачивание из стороны в сторону всех участников её), что полная иллюзия пребывания в следующем в пути поезде имеет место.
Спектакль получился шумный, некоторые сцены нарочито вульгарны(неоднозначное впечатление на публику производят фрагменты исполнения прямых функциональных обязанностей жрицами любви, показанные в постановке достаточно ясно). Другие – остро грустные, берущие за душу и вызывающие слёзы жалости и сочувствия. Наверное, это правильное решение режиссёра, что он сосредоточился на психологии персонажей. Это целая череда историй жизни этих девушек, замешанных на любви и ненависти, корысти и альтруизме, подлости и человеческом достоинстве. И падшие оказываются намного выше тех, кто снаружи, вне этого дома честен и порядочек, на деле же- мелочен и подл. Вот и Кербеш, роль которого исполняет заслуженный артист Украины Е.Кравцов, в двух эпизодах так себя и проявляет, передавая тот прогнивший мир мздоимства, в котором обитали ему подобные и от которых зависели судьбы униженных. Эскалация мерзостей в публичном доме(и по отношению к сексуальным рабыням и хозяев друг к другу), демонстрация пошлостей, вспышки экзальтации его обитательниц постепенно вызывают напряжение зрителей. Этому способствует и сцена, когда девушки хором обращаются к невидимому извозчику: «дяденька- лихач, прокатай бедную девушку....прокатай за любовь»!
Удовлетворение зрителей вызывает появление на сцене Г.Топорковой(старуха) и особенно, в роли сторожа кладбища(бывшего попа- расстриги) народного артиста Украины Клёнова П.Н., который разрешает, вопреки закону погребение и осуществляет отпевание наложившей на себя руки Жени. Сыграно им всё точно, как и должно быть.
То есть, главная идея постановки- любовь и счастье, право человека на то и другое. Проститутки, по убеждению сильных того дома, его окружения и общества в целом, не должны иметь претензий на любовь и счастье. Никто не обязан их любить. Если что- то и случается, выходящее из рамок принятого и утверждённого обществом с ними подавляющего их закона, их быстро ставят на место. То ли возвращают опять к жёлтому билету как Любу, то ли уничижают до нельзя. А на места ушедших, той же Жени, заболевшей сифилисом и повесившейся, идут другие, совсем юные и не обретшие ещё и женских – то форм...Что мы и видим в неожиданном финале постановки....
Интерес к этой постановке будет, ибо предлагаемые яркие, страстные эпизоды, колоритные сцены не оставляют никого равнодушными. А чистота любовных отношений,
требования любви – неотъемлемое право каждого!
Юрий Кукурекин, член Национального союза журналистов Украины, член МСПУ

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • "ХОД КОНЁМ" ЗНАМЕНИТОЙ СВАХИ
  • Блеск и нищета
  • ПО ЗАКОНАМ КОМЕДИИ ПОЛОЖЕНИЙ
  • Ах, ЮБИЛЕЙ, ЮБИЛЕЙ!
  • Урок абсурда


  • Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    • Войти

      Войти при помощи социальных сетей:


    • Вы можете войти при помощи социальных сетей


     

    «    Февраль 2020    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    242526272829 

    Гостиница Луганск, бронирование номеров


    Планета Писателей


    золотое руно


    Библиотека им Горького в Луганске


    ОРЛИТА - Объединение Русских ЛИТераторов Америки


    Gostinaya - литературно-философский журнал


    Литературная газета Путник


    Друзья:

    Литературный журнал Фабрика Литературы

    Советуем прочитать:

    14 февраля 2020
    Стихи о любви

    Новости Союза:

         

    Copyright © 1993-2019. Межрегиональный союз писателей и конгресса литераторов Украины. Все права защищены.
    Использование материалов сайта разрешается только с разрешения авторов.