И боль в груди - как будто иглы тёрна

Ушкал Владимир, член МСП, Москва

Р Е Ц Е Н З И Я
На поэму Андрея Медведенко

Опубликованную в сборнике поэм «Древнее МИРО неиследимо»

…И БОЛЬ В ГРУДИ – К А К
БУДТО ИГЛЫ ТЁРНА



Почитай-ка, не прославиться,
Угодить тебе хочу.
Буду рад, коли понравится,
Не понравится – смолчу.
(Н.А. Некрасов)
«Иду.
На клёнах каркают вороны.
Трамваи цокают.
Машины сыто ржут.
От стадиона «Авангарда» -
Оборонной
К Могиле Острой
стелется мой путь.
Туда, где день померкнул
в брызгах красных,
под сапогами – смялись ковыли.
И чувствую следы я тех несчастных,
что под конвоем страшным
здесь прошли».

Поджигатели прошлой войны, начиная агрессию, не предполагали, что сами идут прямо к виселице, и не верили в это до самого последнего дня, творя бесчинства.
Общество требует, чтобы все люди соблюдали принятые нормы, но люди постоянно нарушают их действиями или бездействием. Если нарушитель происходит из низших слоёв общества, его проступок объясняют «отсутствием возможностей», когда же он принадлежит к высшим слоям, то говорят о «развращённости». Люди, первоначально имея хорошие побуждения, приходят ко злу, поскольку позволяют себе быть обманутыми тем, что приносит им удовольствие. Ведь, как известно, все чувства человека в основном подчинены удовольствиям. Хотя верно то, что все стремятся к добру, но каждый понимает его по-своему, хотя порок и извращённость встречается гораздо чаще, чем хотелось бы, потому, что человек в обычном состоянии не является этичным существом, поскольку обычно ищет путь наименьшего сопротивления. Часто соблазн быстро берёт верх над благоразумием и правильным поведением и приводит к трагедиям мирового масштаба.

«… Они во мне горят огнём пекучим.
Печальной их колонне нет конца.
И льётся дождь.
И нависают тучи.
И жуток ужас каждого лица.

И из колоны рвётся
крик молящий:
- Родная Нюся, доченьку возьми!!
- Давай!!
Рванулась.
Но удар разящий!
И Нюся на обочине – в грязи!

И боль в груди -
как будто иглы тёрна.
От лютой безысходности дрожу.
И прохожу я с ними
путь их скорбный
и каждым мигом жизни
дорожу».


Так выражает свои чувства Андрей Медведенко к минувшей трагедии в Луганске в годы Великой Отечественной войны, «выплёскивает», «выворачивает», можно сказать, всего себя.
Почему везде, как будто, по-разному болит в груди, испытывая разные эмоции? И вообще, почему болит грудь при эмоциональных потрясениях? Да, природа создала такой механизм. «И боль в груди – как будто иглы тёрна…». Разве можно ещё точнее выразить проявление своих эмоций, чем это сделал поэт. И, читатель понимает это, вчитываясь и в дальнейшие, не менее острые строки, чувствуя параллель с нынешним временем, проводимую автором и подчёркивающую нашу сегодняшнюю бездуховность.
И неслучайно автор вновь обращается к своей душевной боли, созерцая безрадостную картину:

«Стою у края. Боли многогранно,
как взрывы, в сердце властвуют моём.
И вижу я уже не кровь, а рану,
засыпанную мусора хламьём.
Торчит доски обломок суковато,
как в чью-то грудь воткнутая лопата.
А сквозь неё, сквозь свалку – лица, лица.
Колёса КРАЗов их безбожно мнут.
И чувствую, как рана шевелится,
а, может, убиенные встают?!»


Как говорил Аристотель, «основная и истинная дружба – это дружба добродетельных людей, способных любить благодаря своим достоинствам». Он различал три вида дружбы: истинную, ради удовольствия и ради собственной выгоды и пользы. Здесь можно сказать о людях, которые невольно наносят вред своим друзьям. Многие вещи очевидны для окружающих, но самому человеку не видны. Дружба является ложной не тогда, когда друг тебя не любит, а когда он желает добра, в конечном счёте, наносит вред.
«И братства истощаются запасы,
которых столько было – не сломить!
И, как фашисты, грязным, тухлым мясом -
готовы ложью ближнего кормить.
Ворвался культ насилия и тела.
Морали свет теряется вдали.
И, словно палачи после расстрела,
считаете ограбленных рубли!»

Из вышесказанного можно сделать вывод, что и сегодня мы не такие цивилизованные, сознательные, добрые и справедливые, как нам всем кажется. Мы требуем справедливости, но поступаем несправедливо; ищем равенства, но не относимся к другим как к равным. Но на самом деле мы находимся лишь в начале своего развития, а ощущение величия и мощи у нас основано лишь на научных достижениях, которые, никак не улучшают внутреннюю природу человека. Мы просто «цивилизованные дикари», которые носятся по жизни, играя космическими станциями и ядерными боеголовками.

Автор поэмы вводит, совершенно неожиданно, обращения(надо понимать – к потомкам) ГОЛОСА: подпольщицы Гали Сериковой, Матери с грудным ребёнком, Старика Сурата, Всех:
«Лежим в земле, лишённые мечты.
Живущий,
будь к делам хорошим рьян.
Над нами пусть колышутся цветы,
а не колючий властвует бурьян!»

«Опять в ушах
и плач стоит, и вой.
О! скорбь моя – Луганский Бабий Яр!!
Уразуми, о Господи, того,
кто на костях несчастных
строит рай!».

Так заканчивает поэму Андрей Медведенко. И мы понимаем, что её строки адресованы всем нам. И надо помнить о том, что было, а время, в котором мы живём, требует уважения и признания истинности ценить мир и помнить тех, кто ушёл.
«… И боль в груди - как будто иглы тёрна» пусть остается в нас навсегда!
И пусть будоражит нашу совесть, делая нас добрее и чище!




Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.