Сделать стартовой     Добавить в избранное
 

«ВРЕМЕНА НЕ ВЫБИРАЮТ…» Рецензии |

«ВРЕМЕНА НЕ ВЫБИРАЮТ…»

 

Крепко тесное объятье

Время – кожа, а не платье.

Глубока его печать…

                  Александр Кушнер

 

    Кажется, ещё совсем недавно «звучный рупор» пролетарского преобразования в России, обращённый к товарищам потомкам, провозглашал во весь голос «О Времени и о себе»…

    «Я – поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу» – без лукавого кокетства представлялся читателям величайший поэт русской революции – Владимир Маяковский.

    Биография поэта с поэтической историографией эпохи в едином сплаве – явление редкое, а чаще противоречивое…

    Александр Кушнер, к слову сказать, – нынешний патриарх в ряду выдающихся лириков (по беспристрастной оценке Иосифа Бродского), размышляя о природе поэтического творчества, утверждал, что «стихи важнее биографии»: остаётся только «Слово», а не «образ поэта»…

    Было бы легкомысленным заблуждением личное высказывание субъекта, даже и весьма почтительного уровня, абсолютизировать доверчиво и безоглядно!

    Впрочем, справедливости ради, заметим, что Александр Семёнович, впоследствии признал «посрамленность» своей ортодоксии самой жизнью, в контексте биографии Великого Посвящённого, основателя религиозно-философского учения Орфизма, – любимца Аполлона, певца, поэта и философа,– легендарного Орфея.

    Я не случайно позволил себе сместить фокус читательского внимания с названия книги или «чудовищно уплотнённой аббревиатуры текста» (по остроумному выражению филолога Виктора Петровича Григорьева) в область лирического отступления…

    «Глубокая печать» времени в душе автора сродни «клинописи на граните памяти», и неважно в качестве кого позиционирует себя литератор: поэта ли, прозаика, или художника в широком смысле этого слова, наделённого способностью быть хотя бы рядом с «Органом прогресса человечества» (так сформулировал Лев Толстой ответ на вопрос «Что такое искусство?»), – быть хотя бы малой частью Его…

    Девять изданных в разное время книг Игоря Безрука, – «Калейдоскоп» (1996), «Странности»(2001), «Убить вампира» (2004), «Рандеву» (2006), «Русская рулетка» (2008), «Ловушка для призрака» (2009), «Дом вечности» (2009), «Лехнаволокские истории» (2012), «Превратности судьбы»(2015), включая и нынешний прозаический сборник «Время лохов» – доказательно иллюстрируют поэтическую мысль Александра Кушнера, взятую мною в качестве эпиграфа для настоящей статьи.

    Как личность – Игорь Безрук безусловно обладает завидной пассионарностью, или говоря иначе – генетически «энергоизбыточным» потенциалом, – характерной отличительной чертой «старого Духа».

    Будущий мастер художественно-реалистического рассказа в поисках реализации себя освоил множество не совмещающихся профессий: плотника и каменщика, грузчика,

кузнеца и инспектора пожарной охраны, закройщика мягкой мебели и хлебопекаря, сторожа и торговца…

    С рождения наделённая пристрастием к изобразительному творчеству душа будущего писателя в своих легкокрылых фантазиях нередко воспарялась в область высоких полётов, в стихию птиц и облаков – в авиацию…

    И хотя, романтическая мечта не растворилась в тесных границах биографии юности, – Игорь окончил Харьковский авиационный институт, стал конструктором авиационных двигателей и несколько лет проработал в авиационном конструкторском бюро НИИ и технологом на авиационном заводе, – однако же, судьба предопределила иной «Крестный путь» своему послушнику – Путь литератора!

    Писательское искусство обусловлено способностью автора «поведать историю» в том или ином формально-речевом стиле.

    Высокое искусство владения словом как инструментом позволяет художнику, порой даже в лапидарной, скупо обозначенной форме запечатлеть не только образ времени и места событий, не только авторскую волю и позицию, часто скрытую в сюжетной линии рассказа или повести, но и, прежде всего,– запечатлеть оттиск души самого автора.

    В священном ведическом писании «Упанишады» сказано: «Человек становится тем, о чём он думает»… В фокусе обратной логической связи с известным древнеиндийским положением можно заключить, что писатель – есть то, о чём он пишет!

    Моё первое знакомство с литературным творчеством Игоря Безрука состоялось лет пять тому назад, точнее – в 2015 году, когда большую часть стратегически важных направлений и территорий в Донбассе уже поглотил военно-политический и гражданский

конфликт, инициированный извне деструктивными силами Западной цивилизации.

    Это было время начала трагедии не только для жителей Донбасса… Время, когда из-под пера одного из замечательных донбасских поэтов уже кричали болью наполненные

строки: 

Мне трудно что-нибудь понять –

Мир стал другим и изменился…

Сегодня мне отец приснился,

Он в окружении опять…

                   (Владимир Предатько)

………………………………..

Когда-то здесь шагал фашизм,

Орда глотала пыль Донбасса.

Вот он – сегодняшний цинизм:

Возврат распроклятого часа…

…………………………………

Забыв про радость и покой,

Стреляя в лозунг « Я – Єдина!»,

Сама себя, своей рукой,

Уничтожает Украина! 

    С трудом осмысливаемая многими людьми давильня войны прокатилась и по Первомайску – родному городу Игоря Безрука. Прокатилась трагически для близких ему людей…

    Фантомный след этой «давильни», несмотря на то, что писатель более двадцати лет

проживает вдали от дома,– ещё долго будет зудеть в нём болью родовой памяти…

    Два небольших эмоционально-проходных рассказа – «Война и случай», «За водой» в нынешнем сборнике – на мой взгляд, лишь бледные тени потаённых истинных чувств автора. Это и понятно – писательская требовательность Безрука, взращённая на почве русского литературного традиционализма, побуждает совесть говорить только о тех реалиях, кои душа автора сама испытала.

    Предыдущий сборник ивановского писателя не случайно именовался «Превратности судьбы» ( изд. Друкарский двор Олега Фёдорова, Киев – 2015, 429стр.).

    Написать «Вступительную» к этой книге тогда великодушно доверили мне. Назывался очерк «Вопреки превратностям судьбы».

    Внешне заглавие статьи напоминало одноимённый перепев с названием книги. На самом деле, этот «перепев» долженствовал акцентировать внимание читателя на предлоге «Вопреки», как синониме несгибаемой воли в преодолении роковых обстоятельств на полосе препятствий среди общественных неурядиц и драматических коллизий в пору быстро изменяющихся устоев и норм жизни в «лихие» 90-е годы ушедшего века…

    Заметим однако, – содержательный колорит историй, рассказанных ивановским литератором, за редким исключением (например, сделанный блестяще психологический рассказ «Сглаз»), создаёт невольный эффект «перетекания» настроения из предыдущей книги в последующую, как бы по закону «сообщающихся сосудов» – то ли по причине инерционности сознания писателя, обречённого нести на себе «крест социального бремени» в эпоху малозаметного улучшения экономических тягот, то ли по причине выработанных общественных и профессиональных стереотипов негативного мироощущения в «подлое время» кризиса, где уход в область инореальности, а чаще в область низких консервативных инстинктов воспринимается как достижение «радости истинной свободы»…

    Проявление мягкого эскапизма – спасительно в ряде случаев, но в крайних своих проявлениях (алкоголизм, неупорядоченный секс, игромания, асоциальность) – чаще всего уход от действительности является лишь краткой и ненадёжной защитой индивидуального сознания от агрессивной среды.

    Литературные герои Игоря Безрука, традиционно противопоставляются по складу своего психотипа. Одни – крайне забавны, наивны, динамичны в поисках лучшей материальной выгоды, – она для них, по всей видимости, составляет смысл существования… Выпавшие на их долю экстремальные ситуации в непростом времени –

курьёзны и поучительны.

    Другие – не любят наступать на «старые грабли», но и в поиске новых путей реализации своих, богом данных способностей, особой изобретательности не выявляют, напротив, – чаще всего стереотипно балансируют на грани поведенческого авантюризма и

банально разухабистой агрессивной вседозволенности, – когда терять нечего…

    Центральный образ положительно очерченного психотипа, чаще всего настроенного на привилегию мыслить и действовать от «первого лица», по большому счёту являет собою персону «grata» в сценарии будущих общественных отношений, и лишь временно пребывающую в состоянии имманентной нестабильности.

    В каком-то смысле это антифигура «джентльмена удачи», призванная пройти «все тяжкие» и вернуть миру надежду на исцеление. Это путь к самому себе, на своё место…

    «Отдельность, отделённость, единичность – черта всего живого, хотя всё живое и связано – всё целиком» (В. Шкловский).

    По сути, в суммарном облике литературного героя, созданного большею частью сюжетами рассказов и повестей Игоря Безрука – есть, в некотором роде биографически узнаваемый, персонифицированный образ самого создателя маленьких и больших историй из контекстов его книг реалистического направления.

    Нельзя не сказать о возросшем профессиональном мастерстве Игоря Безрука как прозаика. В недавно завершённой им повести «Время лохов» симптоматично высветился добрый «знак качества» писательской работы.

    Очень порадовали найденные автором прогрессивные интонации в раскрытии небольшого, но очень крепко сработанного интимного сюжета внутри повести («история с эфиопкой»)!.. Добротно отшлифованный фрагмент повести, фабулой замкнутый «на себя» и способный в высшей степени быть самостоятельным отдельным произведением, поразил своей непредсказуемой деликатностью.

    На фоне литературных зарисовок подобного рода, построенных преимущественно в угоду откровенному эксгибиционизму, Игорь Безрук нашёл такое соотношение смыслов в символических границах русского слова – от тонкого лиризма и не показной чувственности до трепетного предощущения интимной близости и счастья конечного обладания желаемым, вне зоологической откровенности и людской пошлости, – что невольно проникаешься неподдельно искренним восторгом удивления на предмет резервных возможностей великого русского языка: « Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!»

    Конечно же, люди «Времена не выбирают», – но писатель обязан подбирать слова-символы в соответствии со своим Временем и со своим призванием – выражать человеческое… Игорю Безруку это удаётся!

 

 

              Виталий СВИРИДОВ,

                               член Межрегионального союза писателей,

                               лауреат литературных премий

                               имени Владимира Даля,

                               имени Бориса Горбатова,

                               имени Владимира Гринчукова

 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • жил-был кот
  • Ты молился светло и неистово
  • Есть сто причин мне от тебя уйти…
  • "Штурм" любовной лирики
  • Читатель, прости...


  • Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    • Войти

      Войти при помощи социальных сетей:


    • Вы можете войти при помощи социальных сетей


     

    «    Октябрь 2019    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031 

    Гостиница Луганск, бронирование номеров


    Планета Писателей


    золотое руно


    Библиотека им Горького в Луганске


    ОРЛИТА - Объединение Русских ЛИТераторов Америки


    Gostinaya - литературно-философский журнал


    Литературная газета Путник


    Друзья:

    Литературный журнал Фабрика Литературы

    Советуем прочитать:

    Новости Союза:

         

    Copyright © 1993-2019. Межрегиональный союз писателей и конгресса литераторов Украины. Все права защищены.
    Использование материалов сайта разрешается только с разрешения авторов.