Сделать стартовой     Добавить в избранное
 

НУЛЕВОЙ ГОРИЗОНТ» ОТ ИВАНА НЕЧИПОРУКА Рецензии |

НУЛЕВОЙ ГОРИЗОНТ» ОТ ИВАНА НЕЧИПОРУКА

ISSN 2226-3586 Иван Нечипорук: «Одиссея» – Горловка, стихи, 180 с. Библиотека журнала «Пять стихий» – 2019

Название «Одиссея» книги стихотворений известного поэта из Донбасской Горловки Ивана Нечипорука объясняется, вероятно, тем, что в заключительном разделе автор приглашает читателей в заочную прогулку по нескольким городам Европы, и его непосредственность и наблюдательность, изложенные поэтически и образно, дополняют общеизвестные представления о туристических центрах и достопримечательностях. И, всё же, я выберу для цитаты не зарисовки о Вероне или Праге, а строки о более привычном, но каждый раз неожиданном Киеве:

Пусть машут каштаны своей обречённой листвой,

Пусть камни брусчатки на солнце агатом искрятся!

Андреевский спуск. Дом Булгакова – номер тринадцать,

И старая липа, парящая над мостовой…

На мой взгляд, несмотря на то, что пейзажи в стихотворениях Нечипорука играют важную роль и являются полноправными участниками повествования, его лирику трудно назвать в чистом виде пейзажной. В ней отчетливо и сильно звучат гражданские, философские, городские и романтические мотивы. Своих высот поэзия Нечипорука достигает именно в патриотическом звучании. Его стихи, рассказывающие о нелегкой, драматической судьбе друзей-шахтёров, просто земляков, нежданно оказавшихся на границе между войной и миром, ставших пасынками у своей страны, предложившей им фронтовой быт вместо уюта домашнего очага, воистину пронзительны. Без переживаний читать их невозможно.

Мой хрупкий быт висит на волоске, мои волненья, как тугая роздымь…

И я смотрю сквозь дырку в потолке, на горькие испуганные звёзды…

…Здесь ни тоски, ни страха нет. Здесь к боли города привыкли,

Но словно в неспокойном сне, года, как будто клёны сникли,

Народ на горестях зациклен, здесь дети пишут о войне!

От предвечерья до утра поют мортиры злые мантры,

Здесь смерть, как отблески костра на монохромных кинокадрах…

Здесь поздно думать про «вчера», и рано говорить про «завтра».

Больно читать, трудно осознавать, невозможно поверить, что война идет в центре Европы, в мирной стране, в регионе рабочих и шахтёров, а также людей всех профессий, в том числе, поэтов, художников, музыкантов, артистов. Идет война, для которой нет ни причин, ни оснований. Горько понимать, что люди так легко внушаемы, с готовностью осваивая язык ненависти и послушно повторяя то, что вкладывают им в уста лукавые «хозяева жизни», для которых война – лишь средство наживы. Теряются связи человеческие и производственные, останавливаются заводы и шахты, и это тоже страшно, ведь это тоже признак войны, разрушающей души, дома и города. Иван Нечипорук – один из немногих, кто счастливо соединяет в себе талант большого поэта и высокий профессионализм шахтера, чья работа и в мирные дни сравнима с военными подвигами. Нечипорук, достойно продолжающий традиции знаменитых Николая Анциферова, Николая Погромского, Виктора Шутова, Николая Тютюнника, находит свои собственные слова, рассказывая о «нулевом горизонте» шахтерской судьбы в дни мира и войны. Ведь именно по этой отметке выстраивают всю конструкцию, которая держит и основание, и надстройку. И здесь, в основании, – всегда надежность и честность, смелость и ответственность. То, что отличает людей этой профессии от всех остальных. То, что привлекает к ней и не дает забыть никогда. Иван Нечипорук пишет об этом ярко и зримо, со знанием шахтерского дела и умением талантливого поэта. Его «Одиссея» только выигрывает от путешествия к «нулевому горизонту», строки о котором выделяются и естественным образом становятся центральными, главными в этой книге, где о трудной трудовой судьбе говорится с уважением и пониманием. Впрочем, и о судьбе в целом, тоже. И жаль, что те, кто начинают войны, читают другие книги.

…Гуденье шкивов заменили трамваи, но что мне заменит шахтёрское братство? Лишь светлая память живёт трудовая, и мысли, как пики на солнце искрятся. Мой жребий – отметка навек нулевая...

…Всё прозаично лишь на первый взгляд, здесь волшебства присутствует немало,

Рождается за скрежетом сигнала искрящая поэзия угля,

И музыка звенящего металла.

Пусть пыль утяжеляет тучный мрак, но золотится в свете коногонки

Конвейера поток спешащий, звонкий. и лязгает вослед комбайну трак –

Как метроном забойной работёнки.

Именно эти «забойные» стихи повышают лирический «тонус» книги, способствуя обретению ею социального звучания. Хотя, и строки о вечно современных переживаниях души, о любви, высоких чувствах, идеалах и поисках их, о светлых надеждах, помогающих преодолеть мрак разочарований и огорчений, так же привлекают читательское внимание искренностью и пронзительностью изложения.

…И я тоской, признаться, грешен, давно утративший покой,

Своей души латаю бреши… Но только я смогу утешить –

Поймёт изгоя лишь изгой…

…Мы направляем из небесной тверди надежд и веры тонкие лучи,

Чтоб мысли чёрные, как по весне грачи, не реяли над чаяньями смерти,

И чтоб для злобы не было причин.

Любви посвящены не только отдельные стихотворения книги, но и целые разделы. Автор не ищет простые ответы на сложные вопросы (впрочем, это и не является задачей поэзии), он отвечает сам себе, слушая свое сердце, делится переживаниями, воспоминаниями, делая это мастерски, образно и увлекательно. Он старается найти наиболее точные слова, рассказывая, но не раскрывая до конца тайну постижения и обретения любви.

…Тот, кто живёт среди сосен и дюн, тот, кто с тобою не́ был,

Знает ли: нынче осколками лун ранено зимнее небо?

Знает ли он, сколько лет, сколько зим ты продолжала молиться,

Чтобы незримо кружится над ним ангелом, райскою птицей?

Сколько ушло недосказанных слов, смыло в лихой круговерти?

Знает ли он, что земная любовь, вас обрекла на бессмертье?

Последний раздел книги состоит из поэтических зарисовок, посвященных чужим городам, которые на какое-то время становятся в мыслях пусть не родными, но близкими и почти своими. Наверное, так ощущал себя в странствиях Одиссей, знакомясь в пути с новыми странами. Возможно, задумываясь о том, что времени, дающему возможности разбрасывать камни на дороге жизни, обязательно придёт на смену время их сбора. Время, которого всегда мало, но, тем не менее, достаточно, чтобы, задумавшись о прошлом, вспомнить о будущем, осмыслить настоящее и идти дальше. Автор так и делает.

В стране из рваного металла смерть – беспричинная игра.

Эпоха камни раскидала, стоит потерь шальная рать.

И времени до боли мало, чтоб эти камни собирать.

 

Владимир Спектор

 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • Нулевой горизонт
  • жил-был кот
  • Ты молился светло и неистово
  • Есть сто причин мне от тебя уйти…
  • Читатель, прости...


  • Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    • Войти

      Войти при помощи социальных сетей:


    • Вы можете войти при помощи социальных сетей


     

    «    Октябрь 2019    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031 

    Гостиница Луганск, бронирование номеров


    Планета Писателей


    золотое руно


    Библиотека им Горького в Луганске


    ОРЛИТА - Объединение Русских ЛИТераторов Америки


    Gostinaya - литературно-философский журнал


    Литературная газета Путник


    Друзья:

    Литературный журнал Фабрика Литературы

    Советуем прочитать:

    Сегодня, 00:16
    Із давніх збірок
    Вчера, 00:07
    Стихи

    Новости Союза:

         

    Copyright © 1993-2019. Межрегиональный союз писателей и конгресса литераторов Украины. Все права защищены.
    Использование материалов сайта разрешается только с разрешения авторов.