—делать стартовой     ƒобавить в избранное
 

≈вгений ¬одолазкин: ЂЅрисбен" –ецензии |
≈вгений ¬одолазкин: «Ѕрисбен"

 

 

“реть€ книга - дело опасное, на ней легко споткнутьс€, даже легче, чем на второй. ƒвум€ предыдущими романами  - «Ћавр» (2012)  и «јвиатор» (2016)  - автор сделал себе им€, очертил круг своих тем, проблем, приемов. Ќашел своего читател€, дал пищу критикам, в общем сделалс€ тем, кого называют «надеждой современной русской литературы”.  ¬ этих услови€х третий роман служит своего рода верификацией статуса-кво, его подтверждением. —уд€ по ажиотажу вокруг книги, по высоким рейтингам продаж,   «Ѕрисбен” (2018)  читател€ завоевал. » однако...

Ќе хочетс€ расстраивать автора, очень мне симпатичного, но, по-моему, роман уступает двум предыдущим по своим художественным достоинствам.  Ћегко говорить о том, что понравилось; гораздо  труднее о том, что  не вызвало отклика. ќднако попробую.

„то же мне показалось не так  с романом, названным в честь двухмиллионного города-курорта на восточном побережье јвстралии?

¬ центре повествовани€ гитарист-виртуоз √леб яновский, по многим параметрам – возраст, место рождени€, жизнь в  —-ѕетербурге - совпадающий с  автором. √лавное, он, как и ¬одолазкин,  - человек творческой профессии, музыкант (≈вгений в детстве занималс€ игрой на домре). јвтобиографический герой, живущий в одном с тобой времени, -   имеет свои плюсы и минусы.

— одной стороны, ты можешь  дать ему свои заветные,  исповедальные мысли и чувства, с другой –  судьба геро€, особенно, если она трагическа€,  проецируетс€ на твою собственную и вли€ет на нее.  ому не известно восклицание ÷ветаевой,  с  суеверным ужасом восприн€вшей строки «ћолитвы» јнны јхматовой («ƒай мне горькие годы недуга/«адыхань€, бессонницу, жар...) – «¬едь все сбываетс€!»  ≈вгений ¬одолазкин, человек сведущий и в литературе, и в литературоведении, наверн€ка прин€л во внимание это восклицание. ≈го герой узнает о том, что у него неизлечима€ болезнь – паркинсон.  ¬ принципе именно с этого момента и начинаетс€ читательский интерес к произведению (во вс€ком случае, у мен€ этот поворот сюжета  пробудил желание читать дальше). Ќо в дальнейшем драматическое нарастание болезни геро€ микшируетс€, на первый план выходит судьба подростка ¬еры,  одаренной пианистки, больной т€желой формой рака и в конце романа погибающей во врем€ операции по пересадке печени.

 

 ≈сли в первых двух романах ¬одолазкина герой в  конце повествовани€ гибнет, то здесь, как сказано, происходит подмена – вместо √леба умирает девочка ¬ера, ставша€ дл€ него приемной дочерью.

√леб яновский  подан в романе как некий идеальный человек.  ” него практически нет изъ€нов, его поведение  не выходит за границы дозволенного, а если иногда он «преступает»  (проводит ночь с некой √анной), то сам же сомневаетс€, было это в действительности или нет, к тому же безропотно сносит приезд √анны к нему в дом и проживание там  чуть ли не в качестве второй жены, ждущей  от него ребенка.

 ѕохоже на евангельское-толстовское непротивление злу насилием.  √леб никому не делает зла и, наоборот, помогает деньгами  тем, кто нуждаетс€ в его помощи. ¬ этом смысле еще более «праведна» его  жена  ат€, доход€ща€ в своей жалости к люд€м до юродства: узнав, что √анна ждет от √леба ребенка, она предлагает сопернице  свое место в  супружеской спальне.

Ќевозможность  иметь детей и переживани€, св€занные с болезнью  мужа и ¬еры, привод€т  атю к алкоголизму, но даже этот  порок не лишает ее ореола «праведности».  Ќаоборот, в этой паре  ат€ получилась более живой и человечной, чем √леб, застывший в своей идеальности. ¬озможно, таковым делает его позици€ наблюдател€.   ќн только «свидетель»:  в детстве видит, как его сводный брат убивает человека, в зрелом возрасте в  иеве наблюдает событи€ на ћайдане и чуть было не становитс€ их жертвой.  

¬ —анкт-ѕетербурге выходит на площадь перед »саакием в 1991 году, но влечет его исключительно любопытство. »деальный персонаж, он избегает какой-либо активности. ќн не  «участник». 

«а него действуют другие.  атарина- ат€,  немецка€ студентка, приходит   в его комнату  в общежитии на Ќовый год,  и в результате он обретает счастливое супружество,  музыкальный антрепренер  ћайер устраивает  никому не известному музыканту дебют в √ермании,  что приносит ему успех и известность.  

¬се делаетс€ как-то волшебно, само собой, без участи€ √леба. Ќе достигнув «полтинника» (в романе указана дата рождени€ геро€  17 апрел€ 1964 года, а кончаетс€ повествование 2014 годом), становитс€ звездой, выступает в јльберт-холле в ¬еликобритании, в  арнеги-холле в јмерике.

 ѕри всем  при том, даже зна€, что сам ≈вгений ¬одолазкин вот так -  неожиданно и быстро - оказалс€ на вершине литературного ќлимпа со своим первым романом «Ћавр», поверить в  фантастическое восхождение  √леба яновского на ќлимп музыкальный довольно трудно.  ¬о вс€ком случае, на основе того,  что о его «гениальности» рассказано.  «≈го сила  в симфонии голоса и инструмента». ƒаетс€ по€снение, что √леб с детства, игра€ на гитаре, гудит.  »так, игра плюс гудение создают эту «симфонию».  ѕри этом из √леба изливаютс€ «потоки энергии».   ак-то  неубедительно, согласитесь.

 √леб приобрел мировую известность, о нем написано несколько  книг.  ¬ начале романа  нам представлен еще один желающий написать книгу о √лебе яновском. Ёто некто Ќестор. »м€, как мы понимаем, знаменательное, напоминающее о великом летописце.  Ќо и Ќестор, и его жена, вышли какими-то  бледными проходными фигурами, и  трудно пон€ть, зачем они были нужны автору. 

¬ообще-то бледными и проходными кажутс€ все фигуры в этом романе.  ћне не запомнилс€ ни один из них, сокурсники, ученики, учител€, студенты проход€т мимо нас неузнанные и незамеченные, они, хот€ о них что-то рассказываетс€, не станов€тс€ живыми, теплыми,  пластичными. ћне не запомнилс€ ни один -  разве что  студент-болгарин ƒун€, не пропускавший ни одной юбки, но гериочески погибший в аварии при перевозке детского питани€ дл€ своего ребенка.

–оман переполнен символикой. Ќачнем с того, что √леб родилс€ в  иеве, в русско-украинской семье, речь отца-украинца передаетс€ украинской мовой,  к словам даютс€ сноски с переводом на русский<!-- [if !supportFootnotes]-->[1]<!--[endif]-->.  ¬ наше врем€, когда на ”краине тлеет негласна€ война,  «смешанна€» семь€ √леба и его признание, что дл€ него русские и украинцы – одно, станов€тс€ определенным символом неправедности и  неправильности происход€щего.   

ќб эфемерности жизни и победе смерти говорит сцена с утопленницей  јриной, увиденна€ глазами подростка. ѕрекрасна€ девушка, полна€ жизни и прелести, тонет в море, становитс€ безжизненным трупом.

ќб јрине автор-герой говорит, что она была единственной его любовью. ≈сли вспомнить, что  јриной звали героиню «Ћавра», вполне возможно прин€ть это им€ за  некое сакрально обозначение  «праженщины»  автобиографического геро€, его несбывшейс€, но единственной любви.  ¬иолончелистка јнна, с которой юный  герой делит любовные утехи, становитс€ символом плотского и вульгарного.

Ёто же им€ јнна-√анна носит  женщина, претендующа€ на √леба,   выдумавша€, что ждет от него ребенка,  лживо выдающа€ себ€ за украинку и участницу группы фэмен.  ћежду этими женщинами притулилась «юродива€»   атарина- ат€,  и закрадываетс€ сомнение, любит ли кого-то из них герой или его «потоки энергии»   направлены на что-то  другое.

¬ романе много носителей религиозного начала. Ёто старцы (дедушка геро€ ћефодий, св€щенник Ќектарий, безыменный старец )  у них разные имена, они встречаютс€ √лебу в разные периоды, но функци€ у всех одна: направить на путь,  спасти от  «наступлени€» времени. Ёта лини€ романа перекликаетс€ с «Ћавром».   ≈сть в «Ѕрисбене» и переклички  с «јвиатором».  √ерой ¬одолазкина, по словам ћайера, совершил «вертикальный взлет».    Ќо единым узлом все это не св€зано, эклектично. 

 √леб - музыкант, и в романе много о музыке.  «десь и объ€снение полифонии, и разграничение композиторов на «интеллектуалов» и  тех, кто «испускает мощные волны, накрывающие с головой».  о вторым принадлежит јльбинони – автор известнейшего адажио. јльбинони - автор этого адажио  или псевдоним современного композитора, скрывающегос€ под этим именем.  

¬ принципе им€ –емо ƒжадзотто, создавшего  гениальное  произведение и приписавшего его јльбинони, можно прочитать в любой энциклопедической статье, посв€щенной  этому вопросу.  «ачем ≈вгению ¬одолазкину и его герою √лебу яновскому понадобилось так педалировать эту тему, ума не приложу. 

Ќет ей особого выхода в романе, как и теме «авиатора».   Ќо, возможно, автор хотел как можно большего насыщени€ музыкальной стороны романа.  Ќе с этой ли целью в повествование включаютс€ ноты  песни про уток, сочиненной ¬ерой и исполн€емой ею и √лебом вдвоем на прощальном европейском концерте?! ƒругого объ€снени€ у мен€ нет. «ато есть подозрение, что и музыка песенки находитс€ на том же весьма среднем уровне, что и ее слова.   ≈сли это приводитс€ дл€ подтверждени€ «гениальности» сочинител€, то эффект возникает, скорее, обратный. 

 ≈ще  один - и кардинальный символ – Ѕрисбен.  ѕо объ€снению √леба, Ѕрисбен -  это страна мечты дл€ его семьи. 

“уда собираетс€ уехать мать √леба »рина, зав€завша€ после развода с ‘едором переписку с неким жителем этого города.  ¬ообще насто€щий Ѕрисбен, как уже говорилось, – курортный город в јвстралии. ѕочему он  стал средоточием мечты о счастье дл€ семьи √леба? ƒа потому что далеко, на другой стороне земли.   

ѕо ходу романа мы  узнаем, что »рина уже в Ѕрисбене.  Ќо в конце повествовани€ обнаруживаетс€, что она только собралась туда ехать...  и так и не доехала, так как в  аэропорт ее вез член банды, грабившей и убивавшей  пассажиров.  »рина, по данным следстви€, скрылась в лесу и ее не нашли. 

√леб не  считает ее умершей.      “аким образом, у романа ¬одолазкина весьма таинственный открытый  финал. ≈го главные герои живы,  но наход€тс€ в т€желой ситуации - борьбы с болезнью, с алкоголизмом и,  самое главное, со временем... Ќо  все это, увы,  - участь всех сынов человеческих.

—ама€ больша€ мо€ претензи€ – к €зыку романа. ќн никакой. Ѕезликий.  ¬ременами  рассказ ведетс€ просто скороговоркой, которую скучно читать. „итатель не пойман на эмоциональную волну, он вне электрического пол€, и даже кажетс€, что его, этого пол€,  нет. ѕоражает словесна€ характеристика женщин.

¬от телефонный разговор с сыном  безликой Ќики, жены безликого Ќестора: «Ќет, нет, нет, иди в жопу».    Ќу предположим, что безграмотна€ мать √анны, поселивша€с€ вместе с дочкой в доме √леба, может себе позволить  «выражени€»: «ј нахер ж € тогда все это рассказывала?»

Ќо  в похожем ключе ведет себ€ и  ат€, которой, казалось бы, пристало только молитвы шептать.

 ¬ присутствии Ќестора и Ќики она вспоминает первую ночь с √лебом, а потом бросает ему в лицо: «¬споминал ли ты все это, когда трахал свою √анну?»

Ќо не буду продолжать.  –оман ¬одолазкина прочитан.  ¬озможно, мой анализ покажетс€ кому-то  необъективным.  ѕисала не дл€ того, чтобы навредить. ¬ижу, что автор талантлив и интересен. » хот€ понимаю умом, что критика никогда  ничему не учит, в душе думаю именно об этом...

 [1]<!--[endif]-->  ¬ год  начала русско-украинской войны (2014)  € написала большую работу о “ургеневе и классике украинской литературы ћарии ћаркович (ћарко ¬овчок), где письма, написанные ћарией по-украински, не переводила на русский, так как считала, что все и без того пон€тно...

https://www.chayka.org/node/9659

 
”важаемый посетитель, ¬ы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. ћы рекомендуем ¬ам зарегистрироватьс€ либо зайти на сайт под своим именем.

ƒругие новости по теме:

  • ѕ–≈ћ»я им. —≈–√≈я ћ»’јЋ ќ¬ј
  • Ўќ–“-Ћ»—“ ѕ–≈ћ»» Ђѕ»—ј“≈Ћ№ ’’I ¬≈ јї ќЅЏя¬Ћ≈Ќ
  • жил-был кот
  • ”мер известный луганский скульптор, Ќародный художник ”краины ≈вгений „умак ...
  • ѕлатон Ѕеседин - финалист премии "Ќонконформизм-2012"


  • »нформаци€
    ѕосетители, наход€щиес€ в группе √ости, не могут оставл€ть комментарии к данной публикации.

    • ¬ойти

      ¬ойти при помощи социальных сетей:


    • ¬ы можете войти при помощи социальных сетей


     

    «    ћарт 2019    »
    ѕн¬т—р„тѕт—б¬с
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031

    √остиница Ћуганск, бронирование номеров


    ѕланета ѕисателей


    золотое руно


    Ѕиблиотека им √орького в Ћуганске


    ќ–Ћ»“ј - ќбъединение –усских Ћ»“ераторов јмерики


    Gostinaya - литературно-философский журнал


    Ћитературна€ газета ѕутник


    ƒрузь€:

    Ћитературный журнал ‘абрика Ћитературы

    —оветуем прочитать:

    17 марта 2019
    Ћирика

    Ќовости —оюза:

         

    Copyright © 1993-2013. ћежрегиональный союз писателей и конгресса литераторов ”краины. ¬се права защищены.
    »спользование материалов сайта разрешаетс€ только с разрешени€ авторов.