Сделать стартовой     Добавить в избранное
 

Микола Тютюнник. Голгофа Николая Гоголя Рецензии |

Микола Тютюнник. Голгофа Николая Гоголя

Posted on 12.06.2017by Ирина Анастасиади

 

 

 

Предисловие к книге Виталия Свиридова «Великое счастье идти»

 

Помнится его телефонный звонок.

− Николай Григорьевич,  хочу прочесть вам только что законченный отрывок из поэмы «Голгофа Николая Гоголя»…

Конечно, я был рад. Как бывал всегда рад его звонкам и, тем более, встречам с моим новым другом Виталием Свиридовым, с которым мы познакомились на одном из поэтических фестивалей в местах археологических раскопок на Красном озере. Уже тогда он запомнился мне своим неподражаемым чтением своих коротких, изобилующих свежими метафорами, стихов. А еще − чисто мужской сдержанностью, которую не растопили даже наши традиционные полевые сто грамм.

− С удовольствием послушаю, Виталий…

Потом было чтение. Точнее сказать − декламация, которой может позавидовать даже артист разговорного жанра. Во всяком случае, мне никогда так не научиться. Поэтому слушал с легкой дружеской завистью, тщетно пытаясь разгадать секрет, с помощью которого Виталий буквально завораживает своих слушателей.

 

… Ветер в ставни, студеный февральский,

Бил всю ночь, обессилев под утро,

Николай Чудотворец Диканский

Над больным наклонился как будто;

И на старославянском наречии, с высоты,

Где нет смерти и страха,

Отзывались на боль человечью Аллилуйя

Под музыку Баха…

 

… Все предвидено промыслом Божьим, −

Всякий долей своей наделен:

Крест Голгофы − святым и острожным,

Крест погоста − таким, как Симон…

Первые же строки этой поэмы, что называется, вынуждали сконцентрировать все свое внимание, чтобы не пропустить ни единого слова, ни одной буквы, практически с каждой новой прочитанной строкой я отмечал метафоричность и свежесть написанного, даже на расстоянии ощутив невероятный накал страсти, которую с трудом сдерживал в себе автор. Здесь не было и намека на пересказ каких-то эпизодов из жизни Гоголя, что вряд ли заинтересует любителей поэзии. Хотя речь шла об известном.  Известном  широкому кругу читателей. Но оно рассматривалось (описывалось, преподносилось и т. д.) под особым углом зрения. Описывалось таким, каким видел его только сам автор.  Который по своей врожденной щедрости решил поделиться увиденным и опоэтизированным с читателем.

Я не скрывал своей радости, даже восторга. Ведь оказалось, что мы оба боготворим этого писателя, нашего Гоголя.

− Ну и когда же будет продолжение? − спросил я Виталия.

− Пока не знаю.

Он действительно, довольно сдержан. И не тороплив. А скорее всего, − очень требователен. В первую очередь − к себе.  И даже в солидном возрасте откладывал и откладывал выход отдельной книгой своей замечательной поэзии. Но, слава Богу,  наконец, решился на издание.

Вместе с отрывком из выше указанной поэмы, автор поместил здесь и поэтическое, как мне кажется, исследование «Сгущение, или Эволюция Черного Квадрата Казимира Малевича». И пролог к этому произведению начал так:

 

Кроссвордом траурным,

Диковиной для зрелища

Насильно втиснут Мрак

В Квадрат Малевича…

Какой серьезный читатель не воспылает желанием поскорее прочитать эту вещь и открыть для себя то, что, признаемся честно, так и остается для многих загадкой: о чем думал известный живописец, приступая к своей самой загадочной, самой знаменитой и многими непонятой работе? Уж не насмешничал ли он над нами, представив, как мы на протяжении многих лет будем пытаться разгадать зашифрованную на этом полотне мысль. Уже и холст, словно от обиды, заметно потрескался, обнажив множество тончайших трещинок, а мы все смотрим, смотрим… И со вздохом потираем затылок. И вдруг − вот это поэтическое исследование Виталия Свиридова, который лично для меня является и поэтом, и философом, и замечательным критиком, и… и классным скульптором! Но о последнем − немного позже. Читайте! Глядишь, что-то и откроете для себя ранее не известное. Не забывая, впрочем, и то, что стихи философской направленности тоже далеко не просты и не всегда прозрачны, как и картина, о которой  здесь идет речь. Добавлю только, что автор счел нужным напомнить нам:  термин «сгущение» предложил немецкий психиатр К. Кречмер. И под этим термином он понимал  подчеркивание, утрирование одного из параметров образа. Так в иконе подчеркнуты лики, особенно глаза. Символика Малевича в основном сгущение.

Сродни «Сгущению…» и  поэтическое эссе «Сопричастие», о содержании которого коротко и емко сказано двумя авторскими строками:

 

… И как мертвы слова и косны ощущения,

Чтоб мочь живописать картины Сотворения!

Да, для этого потребуются мысли и поэтические образы, равные Святому Писанию. Однако же, это под силу только святым апостолам, которые оставили человечеству Книгу книг. А что написал Виталий Свиридов, − прочтем несколькими минутами позже. Так что наберемся терпения.

Помимо упомянутых произведений, в книгу вошли и стихи поэта, также насыщенные богатой образностью и неординарными мыслями. Некоторые из них тут же переведены на украинский язык Любовью Цай и Кристиной Адраховской. И, на мой взгляд, довольно успешно. Хотя управиться с таким материалом далеко не просто. Уж очень необычные обороты речи, неологизмы… Не удержался от искушения кое-что перевести и я.

Теперь вот хочется выбрать наиболее поэтические строки автора. И, оказывается, это не просто. Пришлось бы переписывать и вставлять в текст  предисловия целые строфы! Ну, хотя бы парочку. Для наглядности.

 

Внизу повис на кронах тополей

Дождливый сумрак городского лета…

 

Или вот:

 

− На века!

Где от ветра

Бесстрастно

Слоняются облака.

 

А эти строчки обращены к его малой родине − к России. Не могу удержаться, чтобы не воспроизвести полностью.

 

Я словами

Тебя

Утомлять не берусь;

Про тебя

Столько слов

Было сказано,

Русь!..

Что за пышностью фраз,

Похвалы и вранья

Ты сама все равно

Не услышишь меня…

 

Потому

И стихов

Я тебе не пишу, −

Лишь под сердцем своим,

Как ребенка, ношу!

Указывая на некоторые черты характера Виталия Свиридова, я не упомянул еще одну его замечательную особенность − он интеллигент. Настоящий русский интеллигент. Что подтверждается и такими вот строками, которые, осмелюсь сказать, являются философией автора:

 

Я руганью на ругань не отвечу,

Когда услышу речь не человечью.

Не убегу от страха и стыдливости,

Лишь замолчу от ощущения гадливости.

О, скверна грязных слов,

Родня тифозной вши!

Ты − омут для зараз…

Эрозия души!

 

И еще:

 

Мне с Вами трудно перейти на «Ты»…

 

Это уже из стихотворения, посвященного его близкому другу и замечательному поэту Андрею Александровичу Аксюте, который по возрасту намного старше всех нас. (Могу еще добавить, что я также иногда чувствую неловкость, когда Виталий не замечает моих просьб обращаться ко мне на «ты». Ведь я моложе его на два года.)

Что еще добавить? То, что практически все произведения этого сборника замечательны, свежи и оригинальны? Это действительно так. Поэтому трудно что-то выделить. Ну, может быть, «Покров» или стихи, посвященные сыну… Да ведь и остальные не уступают им!

В конце книги автор поместил свою «Воздушно-капельную прозу», которую, на мой взгляд, можно смело отнести к белым стихам, верлибру. Все они были переведены Кристиной Адраховской на украинский язык. А ведь давно и всем известно, что переводят только настоящую, стоящую поэзию. Переводят исключительно из любви к переводимым стихах. И даже из чувства доброй светлой зависти к переводимому автору. Это я уже знаю по личному опыту, как переводчик многих стихов из русской классической поэзии и передовых современных поэтов.

Под конец обращаю внимание читателей на снимки сказочно прекрасных  скульптур из дерева, которые помещены в этой книге. Они также рождены благодаря богатой творческой фантазии и золотым рукам  поэта Виталия Свиридова.

На мою просьбу поделиться своими размышлениями о своем изобразительном творчестве, Виталий рассказывает:

– Изобразительным творчеством я, как и многие, увлекся с раннего детства, но нельзя сказать, что был этим увлечён до одержимости, той самой Божественной, что отличает человека очень одарённого от обычного человека, увлечённого тем или иным делом….По-моему, весьма заурядный дар мой, не получивший соответствующей организации серьёзной школой, – как-то приобрёл сам по себе такую вот спорадическую форму осуществления, в виде оформительской деятельности, как бы громко это ни звучало. В юности много увлекался живописью, посещал художественные студии при дворце пионеров, был художником в работе со стенной печатью, это было актуально в наше советское время, и в школе, и в горном училище и в Армии, и на производстве, причём часто всюду получал те или иные премии и призовые места… Участвовал и в конкурсах живописи, правда, в основном копиями с работ мастеров классики. В более зрелые годы сконцентрировал свои пристрастия в области графики, станкового плаката, экслибриса, участвовал в крупных международных выставках плаката. Впрочем, если быть критически «объективным», то нельзя сказать, что отдавался этим увлечениям без остатка. Наверное, либо из-за излишней лености натуры, поверхностности её, либо по какой другой причине – особо выдающихся и сильных в себе качеств не обнаружил до сих пор! Я, по-моему разумению, весьма посредственный ученик, но способный стать высоким мастером в «следующей» жизни, в существование коей не сомневаюсь, но это уже иная история!..

Резьба по дереву, вернее – работа с деревом, приобщение к работе с резцами и режущим инструментом по дереву и металлу привилась мне в школьные годы в кружках, которые я регулярно посещал, – столярный, авиамодельный, судомодельный, (кроме того, занимался в фотостудии, химическом кружке, радиотехническом и электрофизическом…) Избыток энергии и физических своих природных потенций дополнительно реализовывал в спортсекциях. После Армии закончил заочный народный университет искусств в Москве ( факультет декоративно-оформительский). Работал художником-оформителем на предприятиях города и района. Впрочем, в 80-е годы, в период работы художником-оформителем на шахте им. Артёма объединения «Луганскуголь,» всерьёз приобщился к работе над садово-парковой скульптурой, чем продолжаю заниматься и сейчас. За десятки лет практики сделано не так уж и много, но и не мало, если учесть, что работа оформителя на самом деле широкодиапазонный вид творческого искусства, в котором очень много и банально необходимой рутины. Из сработанной скульптуры, рельефа, можно выделить такие, как круглая садово-парковая скульптура, и плоско-рельефная резьба по цементу и чеканка по металлу в виде достаточно ёмких композиций для настенных экспозиций в интерьерах общественных зданий – кафе, клубов, учебных заведений. Основная масса работ концентрировалась в качестве детских городков, площадок, парковых скульптур в зонах отдыха города и области. Несколько работ можно было увидеть в Геленджике на базе отдыха Алчевского комбината, в детских лагерях отдыха, в некоторых частных коллекциях. Впрочем, у древесины срок жизни не велик (если не поддерживать её спец обработками), поэтому многие работы на открытом пространстве под дождём, снегом и механическим воздействием приходят в состояние крайне запущенности, растрескиваясь, обесцвечиваясь и утрачивая прочность своих природно механических свойств и качеств. Создано примерно около 30-ти крупных работ, и множество декоративно-прикладной «мелочёвки» в виде резных панно, малых форм и декоративно-отделочных элементов в экстерьерах и интерьерах различных частных и общественных зданий и сооружений от мемориалов до памятных знаков. Есть масштабные работы, которые в проекте могли бы иметь достойный вид (например, памятник погибшим шахтёрам), но в условиях очень трудных, непростых девяностых годов всё это было исполнителями так отвратительно осуществлено, что, по правде говоря, от моего проекта и замысла остались лишь благие намеренья. Мемориал стоит (более шести метров в высоту!) но мне стыдно вспоминать о своей причастности к этой работе! Бог судья тем исполнителям!

 

Микола ТЮТЮННИК 

 

 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • ПЕРВОАПРЕЛЬСКАЯ ШРАПНЕЛЬ
  • МАСТЕР ГЛУБОКОГО КАЛАМБУРЕНИЯ
  • ПРОГУЛКА С ЕСЕНИНЫМ
  • "ВНУТРИ Я БОЛЬШЕ,ЧЕМ СНАРУЖИ..." Из нового
  • Читатель, прости...


  • Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    • Войти

      Войти при помощи социальных сетей:


    • Вы можете войти при помощи социальных сетей


     

    «    Июль 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
    31 

    Гостиница Луганск, бронирование номеров


    Планета Писателей


    золотое руно


    Библиотека им Горького в Луганске


    ОРЛИТА - Объединение Русских ЛИТераторов Америки


    Gostinaya - литературно-философский журнал


    Литературная газета Путник


    Друзья:

    Литературный журнал Фабрика Литературы

    Советуем прочитать:

    Новости Союза:

         

    Copyright © 1993-2013. Межрегиональный союз писателей и конгресса литераторов Украины. Все права защищены.
    Использование материалов сайта разрешается только с разрешения авторов.