В РАЗВИТИЕ ТЕМЫ

ПРЕМЬЕРА

ВОЛШЕБНАЯ КРИНИЦА

Это название сразу ассоциируется с жарким летом- таким, как сейчас. И вдруг появившегося на пути утомлённого и обезвоженного туриста, просто страждущего влаги- невесть откуда взявшегося колодца, водоёма, просто- ручейка с холоднющей, аж зубы сводит, водой. Той самой влагой, которая обладает столь животворным и чудесным действием, как это и было показано в спектакле Луганского академического областного театра кукол «Чарівна криниця».
Театр уже не в первый раз обращается к такой теме, можно сказать, экологического направления, призванной не только развлечь маленького зрителя и пришедших с ним родителей, но и воспитывать. Да- да, воспитывать культуру экологическую, ту самую экологию души, за которой следует культура духовная как часть культуры уже общей. Понятно, что делать это надо с самого раннего детства, а спектакль этот рассчитан именно на возраст дошкольный и ранний школьный. Несколько лет назад в репертуаре театра появилась, как было прямо сказано, экологическая сказка «Кукушкин пруд», поставленная и сыгранная на сцене благодаря поддержке Луганской организации Партии Зелёных Украины. Постановка вызвала широкий резонанс в среде населения, отметившего безусловную ценность, необходимость такого рода работ на сцене театра для маленького и взрослого зрителя. И вот снова мудрая сказка- игра, проповедующая основы экологических познаний у самых маленьких, чистоту и красоту родной природы и живительную силу чистого и естественного.
Режиссёр- постановщик Леонид Попов, заслуженный артист Украины, один из ведущих специалистов в области театрального кукольного искусства, предложил своё видение спектакля Н.Цыбенко на сцене Луганского театра. Человек, глубоко убеждённый в необходимости преподнесения силою искусства казалось всем понятных истин – экологии в её развёрнутом понятии, обеспокоен ситуацией во внешней нашей среде. Тем отношением, которое ныне существует во властных структурах и во всё более преломляющемся сознании людей по отношению к тому, чем мы дышим, что пьём и едим. Потому и показывается детям с помощью живущих на сцене кукол нехитрый сюжет о пагубности засорённости окружающей среды, о необходимости достижения чистоты и победе над злом самого чистого и природного.
Вот появляется рядом с криницей, колодцем в лесу Добродий(арт.М.Гончаров, очень доходчивый в этой роли)- добрый и всемогущий, ибо за ним сила природы. Потому собирает он разбросанный бытовой мусор рядом с криницей, привлекая из зала на помощь детей, которые с огромным удовольствием устремляются на сцену и рьяно подбирают разбросанный вокруг мусор. Кем- да нами же, просто людьми, не задумывающимися о последствиях такого захламления природы. Потом с помощью живительной влаги из криницы, которой Добродий брызгает на завядшие цветы, всё расцветает и оживает. И это достаточно убедительно показано на сцене. Вообще, средства достижения эффекта от действий персонажей выразительны. Касается это и поднимающихся к жизни цветов, и появляющихся бабочек- мотыльков, весело порхающих под благодатным окроплением их животворяющей водой из чистой, волшебной, можно сказать, криницы. И даже совершенно механического существа – великолепно выполненной и ведомой куклы паука Таратуты(арт А.Ткаченко)
Но, как и положено, помимо добра, в сказке должно быть и зло, которое отождествляет волшебник Лиходий(арт. В.Середа). Этот живописный персонаж терпеть не может чистоты, его прямо воротит от чистой криницы, потому он и запускает механического и, как сначала казалось, бездушного паука. И тут происходят метаморфозы от злонамеренных действий паука- очень технично и впечатляюще затягиваются паутиной и водная поверхность колодца- криницы и цветы увядают. Потому пришедшие испить чистой водицы животные- Свинка Нилька(арт.О.Шумченко), Волк Вовчик(арт.Ю.Нетруненко), яркий, весь звенящий искристым голосом Петух Коготок(арт. О.Ткаченко) пытаются убрать путы из криницы. Сначала это не удаётся, более того, Волк сам увязает в паутине, что удалось понятно показать и артисту Ю.Нетруненко и режиссёру. Животные все вместе вступают в борьбу с Пауком, что, в конце концов и удаётся. И оказалось, что у Паука тоже есть совесть, когда живая вода обращает его к истине. К той же истине приходит впоследствии и Лиходей, вдруг прозревший(опять- таки- после окропления его чистой водой) и ставший добровольным помощником доброго волшебника Добродия.
Нужно сказать, что действие спектакля в большей его части проходит на фоне удачно подобранной и скомпонованной музыки(композитор К.Карпенко)- то лирической, то весёлой или тревожной. Художник И.Гололобова, как всегда, на высоте своего искусства, спектакль достаточно красочен, весел и вызывает большой интерес малышей и их родителей.
И мы понимаем, что отношение человека к природе- начало начал жизни нашей в окружающем мире. Всё недоброе должно исчезнуть от прикосновения к "непосредственному выражению красоты и добра". Природа сама по себе всегда нравственна, к сожалению, безнравственной её может сделать лишь человек. Человек же - часть природы. И чтобы чувствовать себя в безопасности, быть счастливым, надо любить и понимать природу, жить с ней в согласии.
Основная идея спектакля – созидание добра путём приобщения к культуре экологической как фрагмента культуры духовной с самого раннего детства. Одним словом, у каждого из нас в детстве должна быть волшебная криница!

Юрий Кукурекин, член Национального союза журналистов Украины, член МСПУ, председатель Луганской городской организации Партии Зелёных Украины

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.