Сделать стартовой     Добавить в избранное
 

«… СТРОЧКОЙ ДОСТАТЬ ДО ЗВЕЗДЫ…» Рецензии |

«… СТРОЧКОЙ ДОСТАТЬ ДО ЗВЕЗДЫ…»

 

       Владимира Фёдорова многие коллеги, писатели России, порой называют человек-оркестр за талант сочетать в себе самые разные творческие ипостаси. Драматург, просветитель, фотохудожник, журналист, редактор… Но в первую и главную очередь - известный российский лиро-эпический поэт. Причем, поэзия для Владимира Николаевича не жанр, а состояние духа и души. Не так давно Владимир Федоров выпустил новую книгу стихотворений «Небесные тетради». Она и стала поводом поговорить о нем. Приятным поводом.

       Многие писатели в разное время считали, что именно поэзия лежит в основе почти всех видов литературного творчества. Поэтому если кто-то скажет, что поэтические сборники Владимира Федорова "Автограф души", "Красный ангел", "Формула любви", «Небесный пилигрим», "Восьмигранная Ойкумена" и другие являются первоосновой его, как писателя разножанрового, с этим не поспоришь. Не хотелось бы приумалять его, как автора известных на всю Россию драматургических произведений и повестей  «Скрипка», «Гражданин №1 навсегда исчезнувшего города»". Ведь драматургия во многом стала началом его литературного пути,  но об этом позже. Но поэтическое начало всего, выходящего из-под пера Федорова, очевидно, и в доказательствах для тех, кто знаком с его произведениями, не нуждается.  И как просветитель,  автор многих  научно-популярных эссе о традиционных верованиях северных народов, Федоров духу поэзии не изменяет. Взгляд поэта помогает с  художественной зоркостью и меткостью достучаться до читателя.

       Возможно, как драматург Владимир Николаевич известен больше: театрами Якутии и России поставлено немало его пьес для самого разного возраста.  Есть постановки у него знаменитые. Так постановка драмы "Одиссея инока якутского" удостоена звания лауреата на международном фестивале "Благая весть". Премьера   исторического спектакля «Апостол государев» состоялась во Московском Художественном театре  Чехова в Москве в 2007 году. А в 2012 году в Москве, Санкт-Петербурге и Якутске прошла премьера его музыкальной исторической драмы «Созвездие Марии», которая, Бог даст, в скором времени станет художественным фильмом. С «Созведия Марии», с этой истории уникальной по верности любви, и начался путь Владимира Николаевича в большую литературу. Спектакль «Парижские дни. 1814» (по книге Федорова «Такова судьба гусарская)  поставил московский Молодёжный театр. А год назад там же прошла  премьера другого романтического поэтического спектакля "Африканское сафари".

        Несмотря на то, что Владимир Федоров является лауреатом многих престижных литературных премий, в том числе Большой литературной премии России, совершенно особую значимость в его  творчестве имеет недавно присужденная ему Всероссийская премия им.Николая Гумилева – такого же поэта-романтика и искателя приключений, как и Владимир Федоров.  Даже там, где Федоров, словно продолжая гумилевские традиции, пишет стихи об Африке или рассказывает нам о казаках-первопроходцах Арктики,  он, подобно Гумилеву, остается русским поэтом. А русский поэт – это русский взгляд на мир, неважно, африканский или арктический. Плюс всемирная отзывчивость русского сердца, а сердца поэта – в особенности.  Еще в одном созвучны эти поэта - Николай Степанович Гумилев и Владимир Николаевич Федоров. У обоих сильно чувство ратного духа и подвига.

      Не так давно у офицера запаса и есаула Якутского казачьего полка  Владимира Федорова вышла книга  «Такова судьба гусарская». Это книга о жизни и судьбе рядового героя-ротмистра Отечественной войны 1812 года. За эту книгу Русская Православная церковь наградила автора медалью, посвященной 200-летию Отечественной войны 1812 года. И эта же книга была признана лучшей на  Всероссийском литературномконкурсе «Твои, Россия, сыновья!».

 

     Чувства сына и защитника-ратника России помогает Владимиру Николаевичу в тяжкой писательской профессии. Это чувство невольно заставляет быть не почивателем на заслуженных лаврах, но подвижником и литературным собирателем России. Я о работе Федорова на посту главного редактора «Общеписательской литгазеты». Помогает строже спрашивать с себя, хотя  порою странно читать в его стихах строчки, которые, казалось бы, не может написать человек со столь внушительным перечнем творческих побед:

     «Свистят, не тронув, стрелы Аполлона, // Не жжет огонь до третьих петухов.//Взъерошенные рифмы, как вороны, // Сидят угрюмо на столбах стихов. // Я над листом бессильно горблю спину. // Не разорвать сегодня звездных пут…// А где-то надо мною гордым клином // Стихи других в бессмертие плывут.

      Или вот такое откровение, какое возможно только в устах настоящего поэта, нестяжателя по своей природе. Ведь нельзя одновременно стяжать небесное и земное:

     «А что ему надо, поэту? // Чтоб строчкой достать до звезды? // Немного бумаги к рассвету. // К закату – немного еды. // Немного удачливой доли. // Но больше – тернистых дорог. // Где вдоволь смятений и боли. // С избытком – утрат и тревог».

       Утрат и тревог у поэтов всегда с избытком. Они, наверное, и являются побудителями творчества. Именно они лежали и лежат в золотом основании настоящей поэзии, всегда устремленной к небу. А небушко русское далеко не всегда радует ясным солнышком,  куда как чаще оно грозовое или ночное, освещаемое редкими  звездами.  Чем талантливее поэт, тем больше он способен увидеть везд и больше поэтов живут в его душе. Говорят, что в каждом из нас живет частица Пушкина. А в каждом, кто вырос в русской глубинке, как Владимир Николаевич, я думаю, живет и частица Есенина. Насельники русской глубинки, волею судьбы ставшие горожанами, так и не сумели порвать родовую «пуповину» связи с родной почвой. И хорошо, что не сумели.

        «В парке осень – обычная осень. //Серый полдень на кронах завис. //Но сквозь тучи проклюнулась просинь //И потоками хлынула вниз. //Я сражен чародейством осенним, //И мне кажется: лишь захочу – //Вдруг шагнет из аллеи Есенин //И взъерошит свой солнечный чуб. //И мы вспомним о женщине в белом, //А потом о другой – в голубом. //Мы в осеннем лесу переспелом //Долистаем до корки альбом. //И щемящая радуга эта //До хрустальности высветлит взор - //Как подарок судьбы для поэта //И смертельный ему приговор».

       «Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?» - вздохнул как-то один из наших классиков, словно предрекая эту вечную трещину, что неизбежно пройдет через сердце человека, если он поэт. И всем остальным своим творчеством, своей жизнью поэт будет стараться срастить в себе, в своих строчках, земное с небесным. Эти строчки есть незримые, но прочные нити, что только и способны, подобно молитвам, соединить  несоединимое. Поэзия тем и хороша, что существует помимо борения двух правд – небесной и земной. Существует, как искра, высеченная их столкновением.

        Это присутствие в нашей жизни двух реальностей – житейской-земной и поэтической-небесной очень явственно ощущаешь в писательском поселке Переделкино, где мне выпадает счастье время от времени бывать. Вот каким оно предстает в стихотворении ПЕРЕДЕЛКИНО, которое на самом деле вовсе не о поселке, а именно об этих двух правдах человеческой нашей жизни:

     «А названье говорящим было… //Вновь законы высшие поправ, //Переделать власть творцов решила, //Ласково под крылышко собрав. //Дав им рай, где вольно скачут белки, //Слепят росы и пьянит сирень, //Механизм глубокой переделки //Запустили в тот же самый день. //Им страна в счастливой дымке снилась, //Мнились им небесные права, //Но над ними  колесо крутилось, //Приводя в движенье жернова. //И творцы, увы, не замечали //В гениальной детской простоте, //Как они под жернов попадали. //И рождались вновь – уже не те. //С той поры – вглядись или послушай – //В грустных птицах, тенях, голосах //Их неупокоенные души //Реют в переделкинских лесах. //Посмотри в ту темную аллею: //Видишь, как спасаясь от молвы, //Опустив глаза, идет Фадеев //И поднять не может головы. //Сколько с ним истерлось и сломалось //Громких судеб и имен больших… //Но частица малая осталась //Сонмом переделкинских святых.

Непраздный вопрос, а как, собственно, становятся писателями.  Единого ответа тут нет. У каждого из нас свой путь к Богу и в литературу. Однозначно одно: писательство – профессия, которая сама вольна выбирать или не выбирать человека. Так  писательская профессия выбрала когда-то молодого  корреспондента популярной газеты «Молодежь Якутии» Владимира Федорова. Выбор был сделан, что говорится, по любви. Осенен историей  красивой и трагичной любви Марии и Василия Прончищевых, которая  до того захватила молодого журналиста, что под его пером стала поэмой.

Потом фрагмент этой поэмы был опубликован в газете и заинтересовал главного режиссера   Русского театра драмы в  Якутске, где жил в то время Владимир Федоров. Режиссер попросил молодого автора сделать на основе поэмы драму, чтобы поставить ее в театре.

Молодость безоглядна, и, хотя Владимир  Федоров  понятия не имел, как пишутся пьесы, но дерзнул.  В итоге пьеса привела  молодого автора на Всесоюзное совещание молодых драматургов в Юрмалу. И познакомила с руководителем драматургического семинара, знаменитым Алексеем Арбузовым. Мэтр советской драматургии признал несомненный талант Федорова, но отметил, что молодому автору надо постигать законы ремесла.

         Судьба пьесы «Созвездие Марии» сложилась непросто, но в конечном итоге удачно. Она стала радиоспектаклем, попавшим на  на Всесоюзный фестиваль радиоспектаклей в Москве. «Созвездие Марии» получило второй приз и  было  дважды прокручено на всю нашу, огромную страну СССР!

 

        Я думаю, что литературная фортуна была благосклонна к герою моего эссе. Еще много-много лет назад, в делеком 80-ом году поэтическое творчество Федорова отметил и оценил наш выдающийся поэт-классик Юрий Поликарпович Кузнецов. Вот что он сказал о молодом поэте на страницах журнала «Литературная учеба»: « На берегу студёной Лены я познакомился с Владимиром Фёдоровым... Есть в его стихах некое поэтическое предзнаменование… Обратимся к стихам. Да, они угловаты. То там, то сям прорывается детская непосредственность. Чувствуется, что стихи писала размашистая, но легкая рука. Рифмы самые обычные, но по первую пору это не так страшно. Хотя стоит и напомнить, что на рифму может не обращать внимания только тот, кто ею владеет в совершенстве. Фёдоров осязает то, что осязать невозможно… У него редкий дар: осязать поверхность недосягаемых вещей. И как при этом расширяется объем стиха! Несомненно, тут кроются большие потенциальные возможности. Он свежо видит цвет… Обладает внутренним зрением, которому открыты уже не оттенки и виды, а видения. Одно из лучших его стихотворение «Сон» («Чёрные лошади, чёрные лошади, белые вспышки подков…») – это видение. Не каждому дано такое… Но перейдем к эпитету. Эпитет – самый верный показатель духовного уровня. Каков мир поэта – таков и его эпитет. Скуден мир – скуден и эпитет. Богат мир – богат и эпитет. Молодым талантам обычно присущ свежий, взрывной, эмоциональный эпитет, зачастую возвышенно-расплывчатый. Эпитеты  Федорова на уровне ощущений… Порывы есть, но они не закреплены отчетливым эпитетом. Это придёт со зрелостью.  Смелей, поэт! Хоть босиком, но вперед! А теперь о главном. Это память. Не детская, а такая, которая преодолевает детскую и вообще идет дальше рождения и смерти отдельного человека. Такая память называется народной. Она живет в каждом из нас, но подспудно. Если с ней утратить связь, то человек дичает,  глохнет и, как перекати-поле, обречён блуждать по мертвым просторам духовного космополитизма. Владимиру Фёдорову дано её ощущать. Его поэтическая память вызывает из могилы прадеда, она же вызывает из небытия перезвон гуслей. Она же присутствует в других стихотворениях. В такой памяти живо всё. И никогда не умирало, никогда не умолкало. И прорвалось во Владимире Фёдорове. Для молодой русской поэзии такой прорыв – предзнаменование. А что будет дальше, покажет время.

 

       Юрий Поликарпович не просто похвалил поэта, но указал ему пути его движения: «Смелей, поэт!». А главное, признал в Федорове поэта. А что такое похвала из уст самого Кузнецова? Редкость! Время показало, что творчество Владимира Федорова стало очень заметным явлением современной литературы – свой ярко узнаваемый голос он вплел в оркестр поэтов России, где у каждого своя – выстраданная, не заемная тема.

        Не только великий русский поэт Юрий Кузнецов, но и ведущий  критик Русского зарубежья Вячеслав Завалишин отметил это видение Федорова-поэта, предварив его публикацию  в Нью-Йорке следующими словами: «Его слух ловит символ. Природа такого слуха способна слышать запредельное… У него редкий дар: осязать поверхность недосягаемых вещей… Он свежо видит цвет. Такая изобразительность уже не пустяки, но Фёдоров способен на большее. Он обладает внутренним зрением, которому открыты уже не оттенки и виды, а видения…».

        Вот с тех пор и поныне ходит Владимир Федоров по родной земле, образно говоря, босиком, чтобы ощущать силу родной земли:

        «Перелетные души уплывают под звезды, //Оставляя планете бренность сброшенных тел. //Перелетные души, перелетные грезы, //А ведь я не однажды в вашей стае летел.//Невпопад я рождался в окаянном столетье, //Невпопад погибал я в самых глупых боях. //И слепило до боли эпох разноцветье, //Но никак не встречалась эпоха моя. //Оставлял я потомкам завещаньем на небыль //Арбалетные стрелы, эшафотную кровь, //А душа уплывала с надеждой на небо, //Забирая с собою лишь добро и любовь…».

        И хотя в России поэт всегда рождается невпопад и не ко времени, не выбирая времен и мест, но современники да слышат, потомки да запомнят слова  поэта о любви, добре и верности – слова, не всегда сказанные стихами, но всегда остающиеся поэзией.  

 

Эдуард Анашкин, член Союза писателей России, Самарская область

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • Лестница
  • Весенней поступью крадётся ночь в мой дом
  • Владу Клёну
  • Памяти побратима
  • Зажимая боль в горсти


  • Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    • Войти

      Войти при помощи социальных сетей:


    • Вы можете войти при помощи социальных сетей


     

    «    Сентябрь 2018    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930

    Гостиница Луганск, бронирование номеров


    Планета Писателей


    золотое руно


    Библиотека им Горького в Луганске


    ОРЛИТА - Объединение Русских ЛИТераторов Америки


    Gostinaya - литературно-философский журнал


    Литературная газета Путник


    Друзья:

    Литературный журнал Фабрика Литературы

    Советуем прочитать:

    16 сентября 2018
    Клеветникам России

    Новости Союза:

         

    Copyright © 1993-2013. Межрегиональный союз писателей и конгресса литераторов Украины. Все права защищены.
    Использование материалов сайта разрешается только с разрешения авторов.