Сделать стартовой     Добавить в избранное
 

Ещё о Пиранделло, о шестерых персонажах Рецензии |
опубликовано в газете «Гривна- плюс" 29 ОКТЯБРЯ 2008 ГОДА
ЧТО ЕСТЬ РЕАЛЬНОСТЬ?

ПИРАНДЕЛЛО, ЛУИДЖИ (Pirandello, Luigi) (1867–1936), итальянский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1934 года. Родился 28 июня 1867 в Джирдженти (ныне Агридженто, Сицилия) в семье преуспевающего владельца серного рудника. Его профессиональная литературная деятельность началась с выходом в свет сборника новелл «Любовь без любви» (Amori senza amore, 1894). За романом «Покойный Маттиа Паскаль» (Il fu Mattia Pascal, 1904) последовали еще три, в т.ч. автобиографический «Старые и молодые» (I vecchi e i giovani, 1909), а также восемь книг новелл. После 1914 года Пиранделло уделяет все большее внимание драматургии, в последние двадцать лет жизни основную часть его творчества составляли пьесы. В 1915 под влиянием актера А.Муско он написал пьесу «Если это не так...» (Se non e' cosi'), позднее названную «Право для других» (La ragione degli altri). Она была хорошо принята критикой, и между 1913 и 1923 Пиранделло написал еще 13 пьес, в т.ч. три самых значительных – «Это так (если вам так кажется)» (Cosi' e' (se vi pare), 1917), «Шесть персонажей в поисках автора» (Sei personaggi in cerca d'autore, 1921) и «Генрих IV» (Enrico IV, 1922). В 1925 году Пиранделло основал театральную труппу, которая затем гастролировала с его пьесами по Европе и Америке. Умер Пиранделло в Риме 10 декабря 1936.

И вот впервые в Луганске, на сцене академического украинского музыкально- драматического театра презентована пьеса Л.Пиранделло «Шесть персонажей ищут автора». Почему этот спектакль привлекает к себе внимание? –Ставить пьесы Луиджи Пиранделло осмеливается не каждый: несмотря на яркую театральность, произведения нобелевского лауреата требуют тонкого режиссёрского ощущения его сложного материала. Пиранделло — мастер театральной маски, которую каждый из героев не снимает в течение всего действия, и, сбрасывая ее в кульминационный момент развития конфликта, предстает в совсем другой ипостаси. Режиссёр- постановщик(его же музыкальное оформление) Алексей Кравчук, художник – постановщик Алексей Хорошко(оба- Львов) и режиссёр пластики Ольга Семёшкина(Киев) предложить зрителям и суровым рецензентам пьесу в собственном видении не побоялись, считая, что сложные сценические произведения помогают актерам раскрыться. И предстать в не совсем традиционном амплуа, чем в определенной мере нарушить зрительские стереотипы. А если уже пьеса — о театре в жизни и на сцене, где впоследствии все «переплавляется» в единую сущность, говорить о «неблагодарности» материала не приходится. Итак, режиссёр- А.Кравчук :
«В Луганске я впервые и, надо сказать, что было работать с Луганскими молодыми актёрами очень комфортно, они, ведь, стремятся к постоянной учёбе, фактически, мы обучаемся взаимно(что свидетельствует о мощи самого театра!). Мы хорошо, профессионально поработали. Почему выбрана эта пьеса? – Если ранее наша драматургия была позиционная, зависела от идеологии, то сейчас на первый план в ней выходит человек, который может видеть, чувствовать и...импровизировать».
Сценическое действие начинается с неординарного и непривычного к восприятию Луганской публики видеосюжета с обнажённым женским телом на фоне прекрасной украинской музыки и песни. Что фиксирует внимание к сцене и выглядит весьма привлекательно и многообещающе. Еще до того как зритель видит «зарождение» сюжета, появляются актёры, которые бродят по сцене, проговаривая определенные реплики с намёком на то, что начинается тонкая игра, театральная и интеллектуальная. И зритель понимает, что это сцена театра, а появившиеся на нём действующие лица – артисты этого театра, а их директор(заслуженный артист Украины А.Редя) готовит к постановке пьесу. Это первый мир, который представлен в спектакле. Пьеса в трактовке автора должна играться без декораций, мы же видим их- это два ряда кресел, в которые усаживаются актёры из этого первого, реального мира, и экран- ширма. И вот из зрительного зала появляются «шесть персонажей»(а это уже второй, иллюзорный мир), которые заявляют, что их историю следовало бы рассказать. А.Яворский в роли Отца с видимым удовольствием включается в игру, ибо и автор и режиссёр –постановщик подразумевают импровизацию(сама пьеса имеет, в общем- то, игровую природу). «Персонажи» распределяются между реальными актёрами как «роли», но недовольные игрой актёров постепенно переходят на сцену и сами играют драму с жестоким, трагическим концом. И, тут- то актёрам предоставляется возможность внести своё, собственное, в те или иные мизансцены, которые потому и воспринимаются, наверное, с большим вниманием и, часто, удивлением .... В частности, тот же Анатолий Яворский в эротического характера сценах с О.Забелиной(Падчерица), отличающихся необыкновенной пластикой(надо отдать должное режиссёру пластики О.Семёшкиной), явно привносит в них некое свойство, заставляющее зрителя затаить дыхание и смотреть с неослабеваемым интересом. Среди «реальных» отметим В.Лясникова, Н.Кутову и других, внесших свой вклад в реализацию задуманного режиссёром.
И, как говорит режиссёр- постановщик: «Вот такого рода импровизация предусмотрена самим автором пьесы. Сначала даётся общая информация для актёров, а потом он выписывает импровизацию текстами, где заложена эта возможность. Для чего это сделано?- В самых различных ситуациях все мы очень разные. Формат такой драматургии, где сохраняется игровые структуры, охватывает и достаточно большую площадь и ставит ряд вопросов. Вопросов- о тех или иных точках зрения на театральную культуру, которая должна выходить на первый пласт...».
Поэтому- то, сюжет Пиранделло и предложенный спектакль в замысле режиссёра и исполнении Луганских актёров допускают большое количество истолкований Жизнь персонажей, невзирая на чрезмерный драматизм их истории (проблемы матери, смерть детей, старшая дочь — проститутка, которая впоследствии оказывается любовницей своего отца, которого она никогда не знала...), кажется более чистой и честной, чем жизнь реальных людей. Ведь «персонажи» не играют никаких ролей, все, что они имеют, — характер, моральные и духовные ценности, личностные качества — является константой, не зависимой от ситуации, в которой они оказываются. Именно в этом и состоит их трагедия: персонажи являются такими, каковыми их создал автор.
Основная канва увиденного зрителем- хрупкость личности и относительность правды. По ходу пьесы «персонажи»(их играют достаточно рельефно, кроме названных), И.Шостак(Мать), М.Рыжевол(сын), М.Колганова- эффектна «до нельзя!»(Мадам Паче)- выходят из вымысла в реальность. Ибо, они намного лучше реальных актёров показывают весь драматизм и необычность людских судеб. Реальные актёры пытаются играть «персонажей», им это не удаётся, саркастический же тон представленного вызывает эмоции в зале и воспринимается зрителем со вниманием. Но, и «реальные» и «персонажи» играют живо, с огоньком, всё у всех получается. На такой волне и закончивают спектакль артисты академического театра.
В программке к спектаклю обозначено «импровизируем Паранделло». Можно считать, что это у режиссёра и исполнителей получилось. Не все зрители восприняли таковые измерения с пониманием, ожидалась непредсказуемая реакция молодого, в основном, зрителя, заполнившего премьерный показ спектакля. Зритель же был на высоте! По заключении – некоторые выходили из зала с выражением недоумения, другие- в размышлениях, в поисках ответов на многие возникшие вопросы в ходе спектакля. Полагаем, они получили эти ответы, но, несколько позже, когда вдумались в представленное и определились для себя в отношении к такого рода жанру драматургии и к таким сценическим приёмам, которые предложили и Пиранделло и режиссёр А.Кравчук. А, что, извините, делать- автор это предусмотрел!
В заключение: работа, конечно, сложная, насыщенная, непросто было показать, где- то, размытые личности персонажей, где- то, домысливать и доигрывать. Иной раз непонятно, что же на сцене реально, а что нет. В итоге, сам автор не даёт ответа на вопрос: «Что реально», «В чём истина?». Получили- ли ответ на эти вопросы зрители? А, об этом надо думать, мыслить, что и заставляет пьеса Пиранделло. А, если я мыслю, значит я существую! Не так- ли?
Юрий Кукурекин, член Национального союза журналистов Украины







.
.
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • Н Е Х О Ч У Х А
  • Э З О П
  • «Правда без любви убивает»
  • Шесть персонажей нашли луганского зрителя
  • Урок абсурда


  • #1 написал: Hele (19 июня 2010 20:38)
    На мой взгляд, это лучший спектакль из всего, что есть сейчас в Луганске (если брать только профессиональные театры).
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    • Войти

      Войти при помощи социальных сетей:


    • Вы можете войти при помощи социальных сетей


     

    «    Ноябрь 2019    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930 

    Гостиница Луганск, бронирование номеров


    Планета Писателей


    золотое руно


    Библиотека им Горького в Луганске


    ОРЛИТА - Объединение Русских ЛИТераторов Америки


    Gostinaya - литературно-философский журнал


    Литературная газета Путник


    Друзья:

    Литературный журнал Фабрика Литературы

    Советуем прочитать:

    Сегодня, 00:16
    Стихи 20-х годов
    11 ноября 2019
    Людина року

    Новости Союза:

         

    Copyright © 1993-2019. Межрегиональный союз писателей и конгресса литераторов Украины. Все права защищены.
    Использование материалов сайта разрешается только с разрешения авторов.