Сделать стартовой     Добавить в избранное
 

Урок абсурда Рецензии |
ПРЕМЬЕРА В ЛУГАНСКОМ
ОБЛАСТНОМ РУССКОМ ТЕАТРЕ


УРОК АБСУРДА
«Никто не говорил мне, что на вкус беда так подобна страху»(К.С.Льюис).

Прежде всего, (это очень важно!), надо сказать о драматурге Эжене Ионеску, по пьесе которого осуществил постановку «Урок» в Луганском областном русском драматическом театре его главный режиссёр Олег Александров. Итак, Ионеско Эжен, французский драматург, один из основателей модернистского «театра абсурда». Член Французской академии, румын по происхождению. То есть, именно с его «подачи» в драматургии и на сцене запускается механизм абсурдов, в гротескных фарсах и аллегориях пародирующий алогизм языковых штампов и автоматизм трафаретного мещанского мышления. Таким образом Ионеско выворачивает наизнанку обычные житейские ситуации, придаёт им буффонадно- нелепый вид.
Нужно сказать, что режиссёр- постановщик О.Александров, художник- постановщик Ф.Александрович, художник по костюмам Е.Гладкая и трио исполнителей цели драматурга и своей достигли, что называется, в полном объёме. Прямо скажем - пьеса "Урок", - один из идеальных примеров абсурдной драмы. Сюжет построен на максимально простой ситуации: юная ученица(артистка Анна Приходкина, вполне отвечающая заданной теме в своём исполнении этой роли) приходит на урок к пожилому учителю(артист Сергей Евдокимов, традиционно уже появляющийся на сцене и оставляющий самое благоприятное впечатление своим исполнением).
Вот это и есть самый понятный зрителю эпизод из спектакля, ибо, дальше начинается всё, что угодно: самого различного характера интерпретации ситуаций, самых простых и не предвещающих, казалось, такой «закрутки», которую совершают автор пьесы, режиссёр и актёры. К примеру, с теми же примитивными арифметическими задачками. Ничто, сначала, не предвещает каких- либо неожиданностей – от повторения азов арифметики и языкознания типа «испанский и неоиспанский языки». То есть, от этого трудно ждать особого драматизма. Но, очень быстро действие спектакля ускоряется, начинается движение актёров, в котором заметную роль занимает Павел Морозов в роли служанки(кстати, у Ионеску служанку играет- таки женщина, то есть, мужчина в этой роли- сугубо «александровская» находка). Реплики следуют за репликами, возникают элементы речи из практики психиатра: эхолалия(неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в речи учителя и ученицы и наоборот); логорея (речевое возбуждение, многословие, ускорение темпа и безудержность речевой продукции, что демонстрируют актёры достаточно уверенно и убедительно; неологизмы(слова или словосочетание, недавно появившиеся в языке, свежесть и необычность такого слова или словосочетания ясно ощущается носителями данного языка)... Сцена с пулемётом- также открытие режиссёра- постановщика.
Пока длится действие, герои полностью преображаются. ОНА из прилежной воспитанной барышни становится злобной тупицей, способной только угрюмо повторять за наставником отрывочные реплики, а ОН из галантного джентльмена превращается в садиста, безжалостно терзающего свою очередную жертву. По воле драматурга Учитель и Ученица теряют способность найти понимание в абсолютно элементарных вещах. И, подспудный итоговый смысл пьесы состоит в том, что как только теряется согласие в том, что такое дважды два, возникает духовная апатия, - рушится вся картина мира, отменяются очевидные правила жизни, перестают действовать любые смыслы и нормы. Отсюда и такой финал – ничем не объяснимая агрессия со стороны Учителя, убивающего свою ученицу.
То есть, полнейший абсурд, которым Эжен Ионеско наполнил свой "Урок", Олег Александров, показывает в своём видении и...умножает. Фактически, главных героев становится не два, а три- Служанка в исполнении П.Морозова привлекает к себе внимание своим экстравагантными «штучками», среди которых и смена эффектных платьев(костюмы- таки, хороши и это факт!) и под конец...стриптиз(за которым, кроме могучего мужского торса П.Морозова ахнувший зритель ничего больше и не увидел).
По тонкости мизансцен спектакль у артистов получился идеально абсурдистским. Настолько- насколько режиссёр позволяет актёрам каламбурить и играть, судя по всему, «в охотку». Этому способствуют совершенно неожиданные ходы и решения в костюмах Служанки, оформление спектакля и, конечно, музыка. Удачно вписывающаяся в течение отдельных эпизодов и вызывающая соответствующие эмоции у зрителей. Тот факт, что спектакль относится к категории театра абсурдов, всё же зрителями, в основной своей массе воспринят не был. Настолько всё необычно, не классического, что – ли типа. И, гневные реакции одних, недоумение других соседствовали с интересом третьих(по большей частью- молодёжи) и задумчивостью четвёртых. Кто прав? – Сказать трудно, ибо представленный материал, в силу своей необычности и не классичности воспринимается большинством зрителей тяжело.
Что касается исполнения, то нужно отметить очень приличную работу не первый уже раз «прокатывающих» эти роли артистов С .Евдокимова и П.Морозова. Тем более бросается в глаза всё более и более подрастающая в мастерстве Анна Приходкина, дочь замечательного своего отца. Костюмы, оформление сцены и музыка запоминаются....
А жизнь, в финале, у Ученицы –таки, отнимает запутавшийся до нельзя Учитель. Какова мораль? – Абсурд!!!
Юрий Кукурекин, член Национального союза журналистов Украины.

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • Ч Т О Е С Т Ь Ф Е Е Р И Я ?
  • "ХОД КОНЁМ" ЗНАМЕНИТОЙ СВАХИ
  • Э З О П
  • ВЕЧНОЕ МНОГООБРАЗИЕ ЖИЗНИ
  • Ещё о Пиранделло, о шестерых персонажах


  • #1 написал: Варлам Гампер (26 октября 2009 13:56)
    читается с интересом
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    • Войти

      Войти при помощи социальных сетей:


    • Вы можете войти при помощи социальных сетей


     

    «    Октябрь 2019    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031 

    Гостиница Луганск, бронирование номеров


    Планета Писателей


    золотое руно


    Библиотека им Горького в Луганске


    ОРЛИТА - Объединение Русских ЛИТераторов Америки


    Gostinaya - литературно-философский журнал


    Литературная газета Путник


    Друзья:

    Литературный журнал Фабрика Литературы

    Советуем прочитать:

    Сегодня, 00:10
    19 октября 1825

    Новости Союза:

         

    Copyright © 1993-2019. Межрегиональный союз писателей и конгресса литераторов Украины. Все права защищены.
    Использование материалов сайта разрешается только с разрешения авторов.