Портреты души Елены Швец-Васиной

ПОРТРЕТЫ ДУШИ ЕЛЕНЫ ШВЕЦ-ВАСИНОЙ

«И сталь слова сверкает от горнила правды»
Е.И. Рерих «Цветы сада Мории»

Князь Трубецкой, духовный писатель, философ прошлого 20-го века, в своей работе «Из прошлого» утверждал, что люди духовно связаны со звёздами, и оттого-то говорится в Писании о грядущей славе людей: «У каждого своя звезда не в переносном, а в буквальном значении слова… И когда соберётся вокруг человека, очеловечится всё земное и небесное, тогда мир увидит человечество, облачённое в солнце и звёзды». В этом и заключается та грядущая слава человека и мира, о которой говорят слова апостола Иоанна, автора «Откровения».
У читающих новый сборник Елены Швец-Васиной «Портрети Серця» создаётся впечатление, что поэтесса думает так же, как и князь Трубецкой.
Летять Галактики, шепочуть між собою…
Порушує Вселенську тишу тільки вибух-крик
новонародженої зірочки
або світила, що згоряє назавжди.
Сплеск – вибух – тиша…
І знову крик і спалах –
народження і смерть – навіки рядом…
Різноманітність сили звуків:
від безлічі фортисимо до безлічі піано.
Мікросекунда – й безкінечність-тиша,
різноголоса, кольорова тиша…
Поема «Людина – Космос»

Соломон говорил: «Поставлю тебя на распутье, и сделаю тебя молчащим и недвижным. И пред тобой пойдут знаки событий. Так умеришь человеческое любопытство. Так заглянешь в сужденное течение потока». Великому мудрецу и царю Иудеи вторит и наша Елена.
Чем отличается поэт от остальных людей? Средний человек едет в троллейбусе и думает о том, как дотянуть до зарплаты и пенсии, что купить к знаменательной дате, о соседях, погоде и т.д. А для поэтессы Елены Швец-Васиной поездка в троллейбусе – это повод к философскому раздумью о выборе пути, о том, что каждый миг нашей жизни предоставляет нам право нравственного выбора. И ещё о том, что каждый человек несёт в себе часть Божественного, Вселенского:
Шматочок всесвіту в собі
Обмеживши дверима,
Вусатий електромобіль
Пресує рік в годину.
Б’є неймовірна кількість стуж
В тролейбусне обличчя,
Сп’яніле від жіночих душ,
Смутне від чоловічих.
Крізь вікна дихають обман,
Розлука, сміх, турботи.
Зупинки вибираєш сам –
«Спокуса», «Храм», «Болото».
«Тролейбусний маршрут за номером 16»

Четыре тысячи лет назад матриархат был заменён господством мужского начала, и это привело к нарушению всемирной гармонии, и не могло не сказаться на условиях существования человеческого рода. Господство мужского начала привело к разрушению традиционных источников питания, нарушило женское здоровое плодородие. Кому-то это утверждение покажется странным, но всё в мире подчиняется одним и тем же законам, которые можно выразить символически. Природа, плодородие, земля, вода, пища – всё это находится под женским началом, которому свойственны восприимчивость, терпение, гармоничность, чувственность, отзывчивость, способность к самосовершенствованию. Сильное женское начало, выделяющее в окружающем мире символизм мужского начала, ощущается во всех стихотворениях сборника и особенно в «Лети крізь час, лети!»:
Лети крізь час, лети,
Посланцю Ерідана!
Побач, далекий мій,
Як саксофон з органом
Повторюють дует
Недавнього кохання,
Як в’є Душа в Душі
Музичні заклинання!
Мужскому началу больше отвечает активное вмешательство во внешний мир с помощью орудий труда: моторов, машин, оружия, науки, образования, изобретений. Под мужским началом находится производственная деятельность. Ему соответствуют гордость, риск, нетерпимость. Его энергия проявляется в насилии, в господстве машин над природой, мужчины над женщиной. Хотя и не по своей вине, мы участвуем в разрушительном процессе Земли, но у нас есть возможность остановить этот процесс.
Тоді зблиск Часу золотавий
З портретів на стіні крізь скло
Згадати змусить бій кривавий
За владу, капітал і славу –
Людське та усесвітнє зло.

Тут поруч з Царською сім’єю
Убитий нами Чорновіл,
Петра нащадки і Енея…
Ось Підмогильний і Рилєєв,
Яким не вистачило крил
Злетіти, врятувавши тіло.
Уривок з програмного вірша «Мій світ»

Книжка Елены Швец-Васиной «Портрети Серця» выделяется концентрированностью на главных проблемах её мировоззрения. В лаконичных поэтических построениях, сжато выражающих результаты многолетних размышлений, просвечивается пафос «умного экстаза», о котором писали древние неоплатоники. Особенности мироощущения автора совпадают с мироощущениями передовых женщин нашего времени, они созвучны с назиданиями Е.И. Рерих – «Взор и ожидания человечества должны быть обращены к дальним мирам»:
Хочу вільний зробити масаж
у розкутім вбранні Зірколова,
роздивитись всі цятки родинні
(мов сузір’я на шкірі чутливій -
в небесах їх Плеядами звуть).
«Шатро сподівання»

В философских стихах Елены ощущаешь борьбу сентиментальности, умственной лени и чувства, в которой победил интеллект чувства. Сквозь ритмические строки чувствуешь, что вся её теперешняя жизнь – это борьба с интеллектуальным и жизненным хаосом за победу светлых сил разума. В её стихах – ощущение живой мысли, от которой чувства
облагораживаются:
Малюю
Музичним Пензлем Поезії
пейзажі Розуму,
портрети Серця,
натюрморти Душі,
симфоджазові картини Тіла.
І кожна нота, буква, фарба
тріпоче вогником вагання –
чи певно вимальовую
потоки світла, звуків, пахощів
короткочасного Життя
в захопленні Любові
серед Степу безмежності?
З циклу «Кванти»

Поэт Елена Швец-Васина по образованию физик, и её образование является, впрочем, гуманитарным. Это «впрочем» отнесу в адрес некоторых филологов, которым собственное чванство по поводу их филологического статуса даёт право к нефилологам относиться свысока. Как будто талант выдаётся с дипломом… Елене, как физику, более прочих понятны результаты последних исследований по корпускулярно-волновым взаимодействиям. Эти исследования дали показательные результаты: к примеру, индийский священный слог «ОМ», когда он произносится верно, при использовании тонометра и компьютерной графики, образует круг, который затем дополняется концентрическими кругами и треугольниками, образуя, наконец, когда замолкают последние звуки «М», своеобразную янтру (Янтра – это геометрический рисунок, иначе, символ слова или звукосочетания, изменяющего пространство). Не только мысль, мыслеформа меняет нашу судьбу, но и слова. Если произносятся красивые возвышенные слова, то привлекается нематериальная энергия, прана, которую древние метафизики называли «эфиром», если же извергаются мат или слова, связанные с отрицательными эмоциями, то вызываются сущности из низших миров. А потом кое-кто удивляется, что у них в жизни всё «наперекосяк», что несчастья так и сыпятся им на голову. В народе говорят: «Что посеешь, то и пожнёшь». Швец-Васина «сеет» возвышенное, она видит палитру слов и звуков, она поклоняется прекрасному миру Жизни, как женщина, как мать. Её сознание, и, прежде всего сердце, способно увидеть то, что не видят другие, потому что у тех, других, душа ещё спит. Задача поэта – не только в том, чтобы разбудить спящие души, но и показать, что существует иное видение человека. Так через буквы и слова он открывает свою душу:
Коли
Думки обернуться у букви,
А букви втіляться в слова,
Коли крізь довгі творчі муки
Почуєш честолюбні звуки,
І здасться зрілою строфа…
Уривок з програмного вірша «Мій світ»

Поэт Велимир Хлебников оставил после себя рукопись «О строении времени и пространства», которая в своё время была опубликована в журнале «Техника – молодёжи», №9 за 1969 г. В ней он доказывал, что «Из волновых свойств Времени выводятся не только спектр природы, но и спектр исторических траекторий людей и народов. Об этом вспоминаешь, читая стихотворение «Мій світ»:
Слов’яни! Бережімо крила,
Щоб на прабатьківських могилах
Не впасти в розпач і жалі!
Это призыв женщины, мыслящей не только категориями Космоса и корпускулярной физики, но и гражданина, болеющего душой за славянское единство. Образы, слова Елены Швец-Васиной обладают своими силами и своим собственным бытием. По сути, они представляют натуралистическую метафизику, оперирующую в основе общечеловеческими аналогиями. Они – явленные вещи разума как сознания, и, таковым образом, сборник поэзии «Портрети Серця» можно назвать величественным зданием диалектики, принципиально отождествляющей знание и бытие. В стихах поэтессы нет взаимного влияния «сознания» и «бытия», потому что Елена Швец-Васина построила систему мировоззрения, в которой понятия, взятые в кавычки, тождественны.

Инна Ковалёва,
член Международного сообщества писательских союзов




















Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.