Сделать стартовой     Добавить в избранное
 

Портреты души Елены Швец-Васиной Рецензии |
ПОРТРЕТЫ ДУШИ ЕЛЕНЫ ШВЕЦ-ВАСИНОЙ

«И сталь слова сверкает от горнила правды»
Е.И. Рерих «Цветы сада Мории»

Князь Трубецкой, духовный писатель, философ прошлого 20-го века, в своей работе «Из прошлого» утверждал, что люди духовно связаны со звёздами, и оттого-то говорится в Писании о грядущей славе людей: «У каждого своя звезда не в переносном, а в буквальном значении слова… И когда соберётся вокруг человека, очеловечится всё земное и небесное, тогда мир увидит человечество, облачённое в солнце и звёзды». В этом и заключается та грядущая слава человека и мира, о которой говорят слова апостола Иоанна, автора «Откровения».
У читающих новый сборник Елены Швец-Васиной «Портрети Серця» создаётся впечатление, что поэтесса думает так же, как и князь Трубецкой.
Летять Галактики, шепочуть між собою…
Порушує Вселенську тишу тільки вибух-крик
новонародженої зірочки
або світила, що згоряє назавжди.
Сплеск – вибух – тиша…
І знову крик і спалах –
народження і смерть – навіки рядом…
Різноманітність сили звуків:
від безлічі фортисимо до безлічі піано.
Мікросекунда – й безкінечність-тиша,
різноголоса, кольорова тиша…
Поема «Людина – Космос»

Соломон говорил: «Поставлю тебя на распутье, и сделаю тебя молчащим и недвижным. И пред тобой пойдут знаки событий. Так умеришь человеческое любопытство. Так заглянешь в сужденное течение потока». Великому мудрецу и царю Иудеи вторит и наша Елена.
Чем отличается поэт от остальных людей? Средний человек едет в троллейбусе и думает о том, как дотянуть до зарплаты и пенсии, что купить к знаменательной дате, о соседях, погоде и т.д. А для поэтессы Елены Швец-Васиной поездка в троллейбусе – это повод к философскому раздумью о выборе пути, о том, что каждый миг нашей жизни предоставляет нам право нравственного выбора. И ещё о том, что каждый человек несёт в себе часть Божественного, Вселенского:
Шматочок всесвіту в собі
Обмеживши дверима,
Вусатий електромобіль
Пресує рік в годину.
Б’є неймовірна кількість стуж
В тролейбусне обличчя,
Сп’яніле від жіночих душ,
Смутне від чоловічих.
Крізь вікна дихають обман,
Розлука, сміх, турботи.
Зупинки вибираєш сам –
«Спокуса», «Храм», «Болото».
«Тролейбусний маршрут за номером 16»

Четыре тысячи лет назад матриархат был заменён господством мужского начала, и это привело к нарушению всемирной гармонии, и не могло не сказаться на условиях существования человеческого рода. Господство мужского начала привело к разрушению традиционных источников питания, нарушило женское здоровое плодородие. Кому-то это утверждение покажется странным, но всё в мире подчиняется одним и тем же законам, которые можно выразить символически. Природа, плодородие, земля, вода, пища – всё это находится под женским началом, которому свойственны восприимчивость, терпение, гармоничность, чувственность, отзывчивость, способность к самосовершенствованию. Сильное женское начало, выделяющее в окружающем мире символизм мужского начала, ощущается во всех стихотворениях сборника и особенно в «Лети крізь час, лети!»:
Лети крізь час, лети,
Посланцю Ерідана!
Побач, далекий мій,
Як саксофон з органом
Повторюють дует
Недавнього кохання,
Як в’є Душа в Душі
Музичні заклинання!
Мужскому началу больше отвечает активное вмешательство во внешний мир с помощью орудий труда: моторов, машин, оружия, науки, образования, изобретений. Под мужским началом находится производственная деятельность. Ему соответствуют гордость, риск, нетерпимость. Его энергия проявляется в насилии, в господстве машин над природой, мужчины над женщиной. Хотя и не по своей вине, мы участвуем в разрушительном процессе Земли, но у нас есть возможность остановить этот процесс.
Тоді зблиск Часу золотавий
З портретів на стіні крізь скло
Згадати змусить бій кривавий
За владу, капітал і славу –
Людське та усесвітнє зло.

Тут поруч з Царською сім’єю
Убитий нами Чорновіл,
Петра нащадки і Енея…
Ось Підмогильний і Рилєєв,
Яким не вистачило крил
Злетіти, врятувавши тіло.
Уривок з програмного вірша «Мій світ»

Книжка Елены Швец-Васиной «Портрети Серця» выделяется концентрированностью на главных проблемах её мировоззрения. В лаконичных поэтических построениях, сжато выражающих результаты многолетних размышлений, просвечивается пафос «умного экстаза», о котором писали древние неоплатоники. Особенности мироощущения автора совпадают с мироощущениями передовых женщин нашего времени, они созвучны с назиданиями Е.И. Рерих – «Взор и ожидания человечества должны быть обращены к дальним мирам»:
Хочу вільний зробити масаж
у розкутім вбранні Зірколова,
роздивитись всі цятки родинні
(мов сузір’я на шкірі чутливій -
в небесах їх Плеядами звуть).
«Шатро сподівання»

В философских стихах Елены ощущаешь борьбу сентиментальности, умственной лени и чувства, в которой победил интеллект чувства. Сквозь ритмические строки чувствуешь, что вся её теперешняя жизнь – это борьба с интеллектуальным и жизненным хаосом за победу светлых сил разума. В её стихах – ощущение живой мысли, от которой чувства
облагораживаются:
Малюю
Музичним Пензлем Поезії
пейзажі Розуму,
портрети Серця,
натюрморти Душі,
симфоджазові картини Тіла.
І кожна нота, буква, фарба
тріпоче вогником вагання –
чи певно вимальовую
потоки світла, звуків, пахощів
короткочасного Життя
в захопленні Любові
серед Степу безмежності?
З циклу «Кванти»

Поэт Елена Швец-Васина по образованию физик, и её образование является, впрочем, гуманитарным. Это «впрочем» отнесу в адрес некоторых филологов, которым собственное чванство по поводу их филологического статуса даёт право к нефилологам относиться свысока. Как будто талант выдаётся с дипломом… Елене, как физику, более прочих понятны результаты последних исследований по корпускулярно-волновым взаимодействиям. Эти исследования дали показательные результаты: к примеру, индийский священный слог «ОМ», когда он произносится верно, при использовании тонометра и компьютерной графики, образует круг, который затем дополняется концентрическими кругами и треугольниками, образуя, наконец, когда замолкают последние звуки «М», своеобразную янтру (Янтра – это геометрический рисунок, иначе, символ слова или звукосочетания, изменяющего пространство). Не только мысль, мыслеформа меняет нашу судьбу, но и слова. Если произносятся красивые возвышенные слова, то привлекается нематериальная энергия, прана, которую древние метафизики называли «эфиром», если же извергаются мат или слова, связанные с отрицательными эмоциями, то вызываются сущности из низших миров. А потом кое-кто удивляется, что у них в жизни всё «наперекосяк», что несчастья так и сыпятся им на голову. В народе говорят: «Что посеешь, то и пожнёшь». Швец-Васина «сеет» возвышенное, она видит палитру слов и звуков, она поклоняется прекрасному миру Жизни, как женщина, как мать. Её сознание, и, прежде всего сердце, способно увидеть то, что не видят другие, потому что у тех, других, душа ещё спит. Задача поэта – не только в том, чтобы разбудить спящие души, но и показать, что существует иное видение человека. Так через буквы и слова он открывает свою душу:
Коли
Думки обернуться у букви,
А букви втіляться в слова,
Коли крізь довгі творчі муки
Почуєш честолюбні звуки,
І здасться зрілою строфа…
Уривок з програмного вірша «Мій світ»

Поэт Велимир Хлебников оставил после себя рукопись «О строении времени и пространства», которая в своё время была опубликована в журнале «Техника – молодёжи», №9 за 1969 г. В ней он доказывал, что «Из волновых свойств Времени выводятся не только спектр природы, но и спектр исторических траекторий людей и народов. Об этом вспоминаешь, читая стихотворение «Мій світ»:
Слов’яни! Бережімо крила,
Щоб на прабатьківських могилах
Не впасти в розпач і жалі!
Это призыв женщины, мыслящей не только категориями Космоса и корпускулярной физики, но и гражданина, болеющего душой за славянское единство. Образы, слова Елены Швец-Васиной обладают своими силами и своим собственным бытием. По сути, они представляют натуралистическую метафизику, оперирующую в основе общечеловеческими аналогиями. Они – явленные вещи разума как сознания, и, таковым образом, сборник поэзии «Портрети Серця» можно назвать величественным зданием диалектики, принципиально отождествляющей знание и бытие. В стихах поэтессы нет взаимного влияния «сознания» и «бытия», потому что Елена Швец-Васина построила систему мировоззрения, в которой понятия, взятые в кавычки, тождественны.

Инна Ковалёва,
член Международного сообщества писательских союзов




















 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • жил-был кот
  • Ты молился светло и неистово
  • ПОЗАБЫВ О БЕДЕ И НАЖИВЕ
  • Дешева та швидка
  • Онегинская строфа


  • Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    • Войти

      Войти при помощи социальных сетей:


    • Вы можете войти при помощи социальных сетей


     

    «    Октябрь 2019    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031 

    Гостиница Луганск, бронирование номеров


    Планета Писателей


    золотое руно


    Библиотека им Горького в Луганске


    ОРЛИТА - Объединение Русских ЛИТераторов Америки


    Gostinaya - литературно-философский журнал


    Литературная газета Путник


    Друзья:

    Литературный журнал Фабрика Литературы

    Советуем прочитать:

    Сегодня, 00:10
    19 октября 1825

    Новости Союза:

         

    Copyright © 1993-2019. Межрегиональный союз писателей и конгресса литераторов Украины. Все права защищены.
    Использование материалов сайта разрешается только с разрешения авторов.