Сделать стартовой     Добавить в избранное
 

Сокровенно о главном Рецензии |
Любовь ЦАЙ

Сокровенно о главном


О книге Ивана Чалого

      Говоря о литературном мире Луганщины, нельзя не сказать об Иване Чалом, человеке трудолюбивом, скромном, талантливом. В его жизни было много всего – это и несколько лет работы в цехах тепловозостроительного и станкостроительного заводов, более 30 лет журналистской работы в областной телерадиокомпании. Иван Чалый – профессиональный поэт, за его плечами – учёба в Литературном институте им. М.Горького, общение с выдающимися литераторами советской эпохи, у кого ему посчастливилось учиться.
     Поэтов нынче много, скажете вы. Да, наверное, но не каждый может похвастаться тем, что учился мастерству стихосложения в самом главном литературном вузе страны. Из-под пера Ивана Чалого вышло несколько книг, среди них – поэтические сборники «Первая радуга», «Криница», «Терновник души», сборник новелл «Сладкая карамель». Стихи Ивана Чалого украшают многочисленные коллективные сборники и альманахи. Он узнаваем, его поэзия душевна, но убедительна, тиха, но очень патриотична, живописна, но в то же время и реалистична. Впрочем, как и он сам, тихий и скромный по характеру человек, который просто хорошо делает своё дело. Мне вспомнился увиденный в одной из давних телевизионных передач эпизод (в 80-х годах была популярной публицистическая передача «Контрольная для взрослых»). Когда у детей спросили, что такое скромность, один очень рассудительный и умный мальчик ответил так: это когда человек сделает что-то хорошее и не говорит: «Дай медаль! Дай медаль!» Вот он такой, прошедший трудными дорогами жизни – работяга, труженик, поэт. Наверное, именно поэтому у меня сложились такие строчки об Иване Чалом:

     Троп в жизни исходил немало
     С тех пор, как видит белый свет,
     Чего в пути том не бывало –
     От поражений до побед.

     Куда б судьбина ни бросала,
     Он не привык сгибаться, нет!
     Не потому ли предсказала
     Ему судьба, что он поэт!

 
     Всегда, везде, в большом и малом
     Хранит в душе святой завет,
     Пусть буря, зной ли, ветер шалый –
     Он прям! И вариантов нет.

     Осталось дело тут за малым:
     О ком все это – дать ответ.
     Все это об Иване Чалом,
     Он – мастер, труженик, поэт.


     Работая в редколлегии альманаха «Свой вариант», я познакомилась с поэзией Ивана Чалого. Но однажды, когда мы занимались составлением литературного сборника клуба ЛИНК, я впервые увидела его прозаические миниатюры. Он предложил для коллективного сборника несколько новелл, необычайно интересных, глубоких, заставляющих читателя думать и переживать. Это ли не самое главное для пишущего человека? Так я для себя открыла нового Ивана Чалого – прозаика.
     И вот сегодня можно сказать, что читатели имеют прекрасную возможность познакомиться с новой книгой Ивана Чалого «Избранное», вышедшей в мае этого года в луганском издательстве «Янтарь». Мне посчастливилось участвовать в редактировании этой книги. Скажу без преувеличения, я прочла её несколько раз, и каждый из них – с нескрываемым удовольствием.
     Книга получилась очень достойной. Здорово, что под одной обложкой на 470 страницах автор собрал свою прозу, публицистику, переводы, пробу драматургического пера. Словом – «Избранное», в лучших традициях представления своего творчества.
     В «Избранное» входят циклы новелл, коротких рассказов, несколько повестей, неоконченный роман, драмы, переводы, воспоминания и публицистика. Без преувеличения, по этой книге можно составить себе представление об истории нашего края, ведь она, история, складывается из жизней людей, живущих в то или иное время. Только в учебнике истории зачастую бывает написано сухим, канцелярским языком, с изложением материала (бывало!) в угоду эпохам, а тут – судьбы, тревоги, переживания, горе и радость живых людей. В ней есть и ностальгические нотки о детстве, о некогда большой стране, бывшей одной общей Родиной для всех нас, разноязыких, разнохарактерных. Не думаю, что найдётся такой читатель, который пренебрежительно отзовётся о тех временах – настолько всё написано ярко, трепетно, искренне, ведь для автора книги, как и для многих других его сверстников, это были годы счастливого детства, безудержной юности, а они – детство и юность – всегда хороши вне зависимости от общественного строя и политических реалий.

     Открывают томик «Избранного» короткие новеллы философского звучания. Наряду с кажущимися привычными и традиционными сюжетами о человеке, его мире, месте в социуме («Гул», «Сладкая карамель», «Взрыв в ночи») есть новеллы, в которых главными действующими лицами являются животные. Но проблемы, поднятые в этих новеллах, настолько глубоки и проникновенны, они как будто дают человеку подсказку, ключик к заветной дверце души («Куриные заботы», «Ивдруг все закончилось»).
     О новелле «Взрыв в ночи» хочу сказать особо. Отступлю и замечу, что на протяжении своей долгой и насыщенной читательской жизни в минуты размышлений над прочитанным я пыталась представить то, о чём написано, а ещё и тех людей, то окружение, которые жили через стенку в многоэтажном доме, шли по одному и тому же тротуару, водили детей в тот же детский сад или школу. И вот, читая эту новеллу, где рассказывается о взрыве на газораспределительной станции в одном из далеких апрелей конца прошлого века, я почувствовала, что такое сопричастность – я очень хорошо помню эту ночь, зарево вполнеба, внезапно охватившую меня тревогу и своего посапывающего в кроватке маленького сына всего нескольких дней от роду.
      И уж совсем неожиданными оказались новеллы о канцелярском столе, телефоннном аппарате, грозном кулаке («Время покажет», «Мозоль на тыльной стороне ладони», «Испытание бесстыдством»). Такие необычные герои, неживые, казалось бы, вещи, предметы – они всё-таки оживают и очень много поучительного рассказывают нам о своих хозяевах, о человеках, каждый из которых мнит себя венцом природы.
     А как удивительно сочен язык, насколько точны картины! Приведу несколько цитат:
     «Телефонная трубка не выносила лжи, лицемерия, подхалимажа. От одного только фальшивого голоса в ней что-то начинало хрипеть, хрюкать. По проводам, как по артериям, разливался яд неправды. Он проникал в динамик, мембрану, а когда добирался до самого корпуса, весь аппарат становился пунцово-красным» (новелла «Испытание бесстыдством»).
     «Столу не приходила даже мысль о том, какую силу представляют бумаги, если соберутся все вместе. И вот, когда их кипа стала с каждым днём расти и закрывать собой голову хозяина, стол начал потихоньку поскрипывать, чтобы привлечь к себе внимание» (новелла «Время покажет»).

     Очень много ярких, запоминающихся картинок нарисовано автором из его многотрудного деревенского детства! И, надеюсь, будет узнано читателями старшего поколения. А для молодых и юных – это очень живописная картинка из жизни отцов и дедов.
     О такой желанной, диковинной для деревенского мальчишки, необычайно сладкой карамели читаем в новелле о тяжёлом послевоенном детстве «Сладкая карамель»:
     «Я поскорее тайком пробрался в сад, залез на свою любимую вишню (а такая есть у каждого уважающего себя мальчишки), положил фуражку в широкую развилку, устроился и начал «пировать». Вы только вслушайтесь, всмотритесь в эти строки:
«Была весна. Буйно цвели, словно облитые молоком, вишни».
     Есть в этой новелле и такой щемящий эпизод, когда маленький герой рассказа переживает настоящее горе, пришедшее в семью вместе с необходимостью расстаться с кормилицей – коровой.
     «Так я ещё никогда в жизни не плакал», – говорит герой рассказа. Нынешним детям, наверное, может показаться диковинной такая картина. Эка невидаль – корова! А чем, точнее, кем была она для семьи в те тяжелые годы? Без преувеличения – родное и близкое существо! И сколько боли в этих строчках:
     «Я даже себе представить не мог, как это можно продать Зорьку. Нашу красивую чёрную Зорьку с крупной звёздочкой на лбу, нашу кормилицу, добрую и ласковую. До чего же эти взрослые жестокие! Корова, словно почувствовала мое настроение, возможно, впервые ослушалась мать, подошла ко мне и лизнула солёную от слёз руку. Прикосновение её шершавого тёплого языка вызвало ещё больший приток слёз. Я плакал безудержно, хотя хорошо знал, что ничего изменить нельзя»
     А ведь это не просто слёзы – это преданность и благодарность, это ответное чувство животного, у которого тоже есть душа.
     «А мы, пацаны, подсовывали им то корку хлеба, то ароматный пучок сена, то ещё какой-нибудь, по нашему мнению, лакомый кусочек. И не могли удержать слёз. Настроение и у взрослых, и у нас, подростков, было одинаковым: расставались мы с самым родным и дорогим существом»
     
Почему я столько строк посвятила именно этому эпизоду? Отвечу: читая эту новеллу, я тоже вспомнила, как однажды мама показала мне письмо своей матери, моей бабушки, о том, как им пришлось продать корову. И в том письме тоже были боль, слёзы, горе...

     Проза Ивана Чалого написана живым, образным языком. Его слова выдают человека наблюдательного, неравнодушного, любящего искренне природу, жизнь во всей её красоте:
     «Моросил дождь. Плотные, сырые облака, казалось, навсегда закрыли высокое небо. Я стоял посередине двора, безмолвно всхлипывая и растирая грязными кулачками бесконечно текущие слёзы» (новелла «Сладкая карамель»).
     «Лето выдалось в этот год очень жарким. Солнце светило так ярко, как будто в последний раз. Воздух был до того горячим, что порой казалось, будто ты находишься возле доменной печи во время выпуска плавки. А далёкие голубые дали были похожи на жёлтоватое полупрозрачное стекло и такое хрупкое, что стоит надавить на него пальцем –и оно разлетится на тысячи мелких кусочков. И сразу на тебя хлынет поток невидимой беспощадной жары» (рассказ «Собачий лай, или Беспризорники»).

     И уж точно не оставят читательские сердца равнодушными трогательные, полные любви и благоговения, строки о Матери, о её милых и нежных руках:
    «Вспомнились руки матери. Они всегда были в земле и вечно в движении. Кто не ощутил их прикосновения в минуту трудную, в годину горькую, тот не знает их врачующего свойства. Случаются у каждого человека такие трудные моменты, когда становится не милым белый свет, когда знаешь наверняка, что помощи уже ждать неоткуда, а руки матери проплывут по волосам, словно белоснежные лебеди, всякую хворь-тоску, горе-кручину, будто волшебными чарами, снимет» (повесть «Деревенские горожане»).

     Не могу не сказать нескольких слов о юмористической повести «Один день в лесу». Скажу по секрету, что работники издательства во время вёрстки этой книги жаловались, что над страницами этой повести было невозможно работать – трудно было удержаться от хохота над незадачливыми путешественниками, героями этого повествования.
     Можно ещё очень много цитировать, делиться собственными впечатлениями от замечательной прозы Ивана Чалого. Полагаю, что стоит остановиться и предоставить читателю самому окунуться в этот огромный мир переживаний о судьбах Земли, о любви, о людях, населяющих наш край, о природе вокруг нас, обо всём том, что делает наш мир таким многообразным и интересным. Уверена, что никого из читателей эта замечательная книга не оставит равнодушным.
     В «Избранном» представлены и две драмы («Трудный аккорд» и «Полынная настойка»), а также мюзикл «Камень за пазухой». Возможно, сегодняшнему читателю эти драматические произведения покажутся несерьёзными – они написаны очень давно и, безусловно, несут в себе некую наивность, печать своего времени и возраста. Но без них «Избранное» было бы не таким ярким. То же можно сказать и о переводах. Иван Чалый, как это принято у поэтов, прикасается к поэзии, написанной на других языках. И эти переводы – тоже часть его жизни (многие из них написаны на стихи однокашников по Литературному институту из разных тогда ещё союзных республик и дружественных государств), штрих к его портрету. Они, как и драмы, оживляют этот сборник и подчёркивают неравнодушие автора и избранность его творений.
     Наконец, воспоминания о преподавателях Литтинститута – Роберте Ивановиче Рождественском, Владимире Дмитриевиче Цыбине, о годах студенческой молодости, о том духе поэзии и творчества, который витал, окрылял, звал, воспитывал.
И безусловной изюминкой стали репортажные записи радиопередач о встречах с легендарным для Луганщины человеком – замечательным краеведом Юрием Александровичем Темником.

     Трепетной заботой о родной земле, о близких и друзьях, о нашем общем доме пронизаны строки, написанные Иваном Чалым. И напоследок хочу привести отрывок из его рассказа «Звёзды умирают в одиночку». Главный герой этого рассказа – Земля, наша маленькая голубая планета, наш дом, который мы обязаны любить, беречь, ценить. Задумаемся же над этими словами:
     «Я, — размышляла Земля, — дала возможность человеку издавать членораздельные звуки, он превратил их в слова, научился разговаривать, сконструировал стройную речь, способную при помощи звуков передавать мысли, размышления, чувства, а порой и приказы, не только на расстояние слышимости человеческого голоса, а и масштабах Вселенной, учитывая современные средства коммуникации и связи. Создала сотни различных языков, хотя, по идее, на Земле должен быть один язык общения, и ни в коем случае не становиться причиной войн, распрей, вражды. К сожалению, этого никогда не будет, по крайней мере, при нынешней цивилизации...»

     Я желаю читателям этого «Избранного» приятного и познавательного чтения, а автору – крепкого здоровья и новых книг, которые он нам ещё подарит.
     Спасибо Вам, Иван Митрофанович!
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • Раз, два - и готово! Маленькая пародия
  • Владу Клёну
  • Памяти побратима
  • Зажимая боль в горсти


  • #1 написал: larina-2 (2 июня 2014 15:06)
    Полностью согласна с Вами, Любовь Ивановна, что эта книга - бесценный подарок читателям. Прочла всю "от корки до корки", перечитывая при этом многие рассказы, новеллы, публицистические материалы. Зная Ивана Митрофановича не один год по встречам в клубе ЛИНК, а до этого заочно по  чудесным передачам на областном радио, открыла в нём много нового: это и переводчик, и драматург.  Но, как и Вас, меня особенно тронула  новелла  о корове Зорьке, ведь в моём детстве была такая же  боль прощания с кормилицей. Только это была не корова, а коза Зорька такая же черная и со звездой на лбу, но её постигла ещё более трагическая участь. Читая прозаические материалы Ивана Чалого, слышала его голос, видела добрую улыбку, искорки  благодарности в глазах  учителям литературного цеха, любовь к положительным героям его произведений,  терпение к отрицательным героям и надежду на  их понимание, что зло всегда наказуемо...
    Ещё раз спасибо автору, редакторам и издателям за встречу с добрым и незабываемым прошлым = С уважением Т.Забуга-Ларина
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    • Войти

      Войти при помощи социальных сетей:


    • Вы можете войти при помощи социальных сетей


     

    «    Октябрь 2019    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031 

    Гостиница Луганск, бронирование номеров


    Планета Писателей


    золотое руно


    Библиотека им Горького в Луганске


    ОРЛИТА - Объединение Русских ЛИТераторов Америки


    Gostinaya - литературно-философский журнал


    Литературная газета Путник


    Друзья:

    Литературный журнал Фабрика Литературы

    Советуем прочитать:

    Вчера, 00:54
    Стихи

    Новости Союза:

         

    Copyright © 1993-2019. Межрегиональный союз писателей и конгресса литераторов Украины. Все права защищены.
    Использование материалов сайта разрешается только с разрешения авторов.