Сделать стартовой     Добавить в избранное
 

"В действительности все было не так, как на самом деле" Рецензии |
Пропагандистская машина, бессмысленная и беспощадная, в романах Андрея Лазарчука "Опоздавшие к лету" и Виктора Пелевина "S.N.A.F.F".
 
Солдатами невидимого фронта стереотипно называют разведчиков. Но, пожалуй,  в большей степени это определение подходит людям, благодаря которым мир узнает о происходившем, - журналистам, фотографам, кино- и видеооператорам. Нередко именно от них зависит, из-за чего во время военных действий - люди, находящиеся вне этого пекла, а после войны - потомки - будут гордиться, стыдиться, радоваться, скорбеть...
 
Почему я не указал в перечне этих "солдат" писателей? Потому, что хороший литератор видит больше, дальше и глубже, чем журналист. Литератор сильнее способен чувствовать тенденции и настроения. Хорошим писателем, мыслящим, способным видеть и чувствовать природу вещей, сложнее манипулировать. Потому и продукт его труда другой. Потому у писателя другой "невидимый фронт". С более серьезными противниками и более сложными задачами.
 
Повесть одного из ведущих российских писателей-фантастов Андрея Лазарчука "Мост Ватерлоо", ставшая частью его метаромана "Опоздавшие к лету", написана в 1990 году. Роман Виктора Пелевина "S.N.A.F.F" датирован 2011 годом. Главные персонажи обоих произведений - военные кинооператоры, так сказать, "винтики" мощнейших пропагандистских машин.
 
Демьян-Ландульф Дамилола Карпов у Пелевина - оператор беспилотной вооруженной камеры. Он - типичный представитель типичной для своего автора художественной реальности.
 
Петер Милле у Лазарчука - режиссер-оператор, снимающий военную хронику. В отличие от изнеженного и тучного Дамилолы Карпова, дистанционно управляющего своей боевой камерой "Хенелора" из уютной квартиры, где его боевой пост - причудливое сооружение из подушек, лазарчуковский Петер Милле - солдат, "вооруженный" кинокамерой, терпящий те же лишения, так же рискующий, как и те, кого он снимает.
 
Но функции у обоих персонажей практически схожи: от того, что и как они снимут, зависит, что их сограждане узнают о войне, кем будут восхищаться, кого проклянут. И (это тоже очень и очень немаловажно) по воле людей с камерой, в зависимости  от поставленных перед ними задач какие-то события получат статус не имевших места, то есть, будут преданы забвению. Этому аспекту (новости не только информируют людей о том, что им нужно знать, но и делают не существовавшим то, разглашение чего не выгодно "заказывающим музыку") Лазарчук уделил несоизмеримо больше внимания, показав пропагандистскую машину во всем ее ужасе. В то время, как Пелевин сосредоточился на другом. Он как бы говорит читателю: "Да, война для одних - бойня, кровопролитие, грязь; для других она - неплохой способ нажиться; а для третьих - шоу, забава. И ради последних затевается весь сыр-бор".
Оба произведения – антиутопии, социальная фантастика. Даже некоторые фантастические допущения весьма сходны.  
 
И в "S.N.A.F.F", и в "Мосте Ватерлоо" операторы обладают способностью исчезать. У Пелевина это заложенная в технические возможности камеры функция камуфлирования. У Лазарчука операторы просто "утрачивают плотность" при необходимости, становятся бестелесными, незаметными для окружающих. Правда, лишь тогда, когда они уверены в себе, не чувствуют страха.
 
И у Пелевина, и у Лазарчука войны жестоки и абсурдны, но абсурдны и жестоки по-своему. В "S.N.A.F.F" война - кровавый цирк. Оператор и его напарник (так называемый "экранный дискурсмонгер") - своего рода шпрехшталмейстеры на этой "арене". Начинают войну именно они, провоцируя конфликтную ситуацию.
 
В художественной реальности, сконструированной в романе Пелевина, оператор боевой камеры - очень важная профессия, так как кино в том мире - и развлечение, и средство для оболванивания "биомассы", контроля над ней, и еще - религия.
 
Как и во многих других произведениях Пелевина, в "S.N.A.F.F" тоже порой нелегко определить границу между, извините за тавтологию, реальной реальностью (разумеется, в пределах мира, в котором автор поселил свои персонажи) и реальностью сконструированной. Впрочем, у Пелевина часто даже трудно различить, какая реальность более родная для персонажа.
 
В "S.N.A.F.F" в отличие от многих других произведений Пелевина, четкая или хотя бы относительно четкая граница между реальностями не обозначена. Да, есть там Уркаинский Уркаганат и Бизантиум (Big Biz), на которые разделило себя деградировавшее почти до крайности человечество; но, как впоследствии оказывается, населены они во многом схожими между собой людьми, только жителей Уркаганата просто выбрали для роли карикатурных плохишей. По очень простой причине: кто-то же должен быть плохим, кого-то ж нужно не любить. Вот и создали "продвинутые" представители рода человеческого своего рода резервацию из себе подобных, только - плохих. Плохих по одной лишь причине: потому что так надо.
 
Гиперборейцы Лазарчука, живущие "в проклятой стране в проклятое время", сами заключили себя в своего рода резервацию. Мир, в котором живут персонажи "Опоздавших к лету", чем-то похож на фашистскую Германию или Германию времен первой мировой войны. Но чем-то - и на СССР разных периодов его истории, на некоторые другие страны. Скорее всего, автор просто изобразил этакую усредненную тоталитарную систему, где царствует некий почти (а ближе к финалу повести уже и не "почти") обожествленный Император. Он царствует, а правит система, которую представляют жуткие личности вроде Гуннара Мархеля, чиновника Министерства Пропаганды. Это не карикатурный и имеющий реального прототипа (даже с таким же именем и большим внешним сходством) пелевинский дискурсмонгер Бернар-Андри Монтень Монтескье. Мархель - собирательный образ "делателя реальности", не создателя, а именно делателя, поскольку результат его труда - нечто совершенно не живое, не естественное. Наоборот, живое и естественное обречено на яростную защиту себя там, где за дело взялся Мархель и ему подобные. Как в случае со строительством моста, превращенную в чудовищную и кровавую профанацию только потому, что была нужна, как говорят киношники, красивая картинка. В жертву ей принесли тысячи жизней и десятки тысяч судеб.
 
В "S.N.A.F.F" красивая картинка - святая святых, ради нее и воюют, умирают, и это – дело чести. Да, ситуация до предела абсурдизирована – таков Пелевин.
 
Но в обоих случаях одна из наиболее значимых фигур - оператор, посредник между событием и "картинкой". Однако в то же время - еще и личность сам по себе. Личность, делающая свой выбор. Если пелевинский распутник и извращенец Дамилола Карпов погиб вместе с Бизантиумом, то лазарчуковский Петер Милле прошел нелегкий, но достойный путь, дожил до преклонных лет, став носителем некоего сверхзнания.
 
Лазарчук в отличие от Пелевина, создал мир не столь карикатуризированный и шаржированный, но и более жуткий в своей приближенности к реалиям. Наверное, лазаркуковский мир в куда большей степени МИР, чем пелевинские антураж и декорации, в которых происходит действие его романа. Впрочем, в каждом случае автор исходил из необходимости решить свою художественную задачу.
 
Не знаю, знаком ли Виктор Пелевин с написанным и изданным ранее, чем его произведение, романом Андрея Лазарчука. Даже если и знаком, это не в коей мере не умаляет достоинств романа "S.N.A.F.F". Оба произведения самодостаточны, и каждое по-своему рассказывает людям, что может с ними призойти, если общество продолжит впадать в гедонизм и "потреблядство". 
 
У обоих произведений есть что-то общее и с "Обитаемым островом" Стругацких, где также аллегорически изображена пропагандистская машина: в виде особого воздействия, от которого одинаково плохо и диссидентам, и верхушке власти.
 
Такого рода произведений (где пропагандистская машина - одно из ключевых действующих лиц) создано немало, и наверняка будут  написаны новые. Благо несовершенство мира позволяет.
 
Впрочем, благо ли?
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • Владу Клёну
  • Памяти побратима
  • Зажимая боль в горсти
  • Стихи о бабуине


  • Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    • Войти

      Войти при помощи социальных сетей:


    • Вы можете войти при помощи социальных сетей


     

    «    Декабрь 2018    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
    31 

    Гостиница Луганск, бронирование номеров


    Планета Писателей


    золотое руно


    Библиотека им Горького в Луганске


    ОРЛИТА - Объединение Русских ЛИТераторов Америки


    Gostinaya - литературно-философский журнал


    Литературная газета Путник


    Друзья:

    Литературный журнал Фабрика Литературы

    Советуем прочитать:

    Вчера, 05:35
    НАЗВАНЬЯ ЗИМ

    Новости Союза:

         

    Copyright © 1993-2013. Межрегиональный союз писателей и конгресса литераторов Украины. Все права защищены.
    Использование материалов сайта разрешается только с разрешения авторов.