Главная > Газета «Отражение» > ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ ВОЗЗРЕНИЯ ЗДРАВОГО СМЫСЛА

ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ ВОЗЗРЕНИЯ ЗДРАВОГО СМЫСЛА


28 октября 2019. Разместил: shef
ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ

ВЗГЛЯД ЗДРАВОГО СМЫСЛА НА ДЕЛОВОЕ ПРЕУСПЕВАНИЕ
1. СУЖДЕНИЯ О ПРИНЦИПИАЛЬНОСТИ ДЕЛОВОГО НАЧАЛА

В.И.Даль определяет начало как то, чем начинается бытие или действие; один из двух пределов, между которыми заключено бытие, вещественное или духовное; почин, зачин, искон, зачало, источник, корень, рождение, исход.
«Начало» трактуется первым актом творения бытия, важнейшим элементом действия и движения вообще. Значение начала, его роли в делах, принципах и символах есть целое явление. Народная мудрость определяет, что начало дела редко бывает удачным- «Первый блин- комом». Между тем, всегда необходимо и приходится начинать, не взирая, часто, на неизбежные ошибки. «Всё трудно лишь сначала»- убеждают вьетнамцы.
И всё же, прежде, чем приниматься за дело, нужно хорошенечко обдумать свой первый шаг- «Не начавши, думай, а начав, делай!»- свидетельствует русская пословица.
То есть, необходимо рассматривать начало дела не как отдельный акт, а как завершение процесса раздумий и осмысления, вершину внутреннего созревания дела. Отношение к началу дела должно быть в почитании(уважении) его зачинателей, основателей.
Очень часто (почти всегда) власть имущие заслугу в деле присваивают и приписывают себе. Однако, честь в законченном деле народная мудрость отдаёт первооснователю, инициатору, автору идеи, а не чиновнику, даже если автор и не стал его завершителем. Дело, родное дитя зачинается, для других является, таким образом. ни чем иным, как приёмышем.
2. СУЖДЕНИЯ О ПРИНЦИПИАЛЬНОСТИ ДЕЛОВОГО КОНЦА
По В.Далю, конец есть «предел в пространстве, в протяжении, во времени, в действии». речь идёт не об условности начала или конца, а об условности их разграничения, так как конец чего- то- есть начало другого, в принципе, могущего формировать контуры бесконечности...
Иногда конец любого дела имеет не меньшее, а иногда и большее значение, чем начало. Незавершённое дело- пустая трата времени! То есть, человек должен обязательно доводить начатое дело до конца, не бросать его и не надеяться, что оно само «дойдёт» или другие его «доведут».
Оконченное дело придаёт осмысленность усилиям отдельно взятой личности или команды единомышленников и оправдывает все затраты, а также наделяет дело особой качественностью и жизненностью. Свидетельствуя об общеполезности дела, его практической пригодности.
Дело можно считать законченным лишь тогда, когда его творец, завершив работу, отделяет дело от себя, даруя ему собственную жизнь. С завершением одного дела надо приниматься за другое.
Человек ценится не по отдельно взятому делу, а по совокупности дел, то есть, по итогам трудовой жизни. «Садовника сад украшает»-говорят лезгинцы.
3. СУЖДЕНИЯ О ВАЖНОСТИ ЦЕЛЬНОГО ДЕЛОВОГО ПРОЦЕССА
В.И.Даль характеризует середину как «место, удалённое от краёв». То есть, середина представляет сам процесс дела или творчества. Человек, начав дело- есть путник, первейший долг которого быть в пути, в движении, в трудностях и лишениях, не ведая счастья покоя. Для этого совсем не обязательно тридцать три года спать на печи, а потом враз стать известным былинным богатырём.
Надо сказать, что бесконечный труд(мы в данном случае говорим о цельности трудового, делового процесса) человека, если он не бессмысленный, имеет практическую цель и целесообразность. В итоге, достигается результативность усилий данного индивидуума, проявляющаяся в том, что невозможное становится возможным.
В начатом и продолженном деле(процессе) надо набраться, как отсюда следует,- терпения, продвигаться шаг за шагом вперёд, быть собранным и целеустремлённым, сосредоточенным исключительно на деле. Важным, при этом, является расчет сил, размеренность делового процесса и разумного распределения нагрузки, осмотрительность и соразмерность усилий человека с характером и объёмом труда.
Творец не должен упускать из виду ни исходные задумки, ни конечные цели труда, и своё предназначение в этом мире.
4. СУЖДЕНИЯ О ПРИНЦИПЕ ДЕЛОВОЙ РЕШИМОСТИ.
В.И.Даль определяет решимость как «смелость, предприимчивость, отсутствие робости, шаткости, колебания. Решимость есть и показатель духовной зрелости личности, её готовности и способности к самореализации, твёрдости в осуществлении поставленных целей.
Любое дело, как ни хотите, является определённой формой испытания человека, оно страшит, в общем- то, этого человека своей неизведанностью и непредсказуемостью. Поэтому необходимы не только мужество, но и смелость, чтобы за него взяться, а также- воля и желание. Момент начало дела, первый шаг – наиболее важный и определяющий в деле.
Вот какова должна быть цепочка(поэтапность) развития деловой решимости: сначала мысль; потом- принятие решения, переходящее в решимость; реализация целевых установок личности, в её самовыражении и самоутверждении. Здесь не может быть места для колебаний и посторонних размышлений. Вперёд и только- вперёд!
Воля к труду, борьбе и преодолению трудностей не являются фактором человеческого выбора, а есть отражение небесной, как нам представляется, воли. Это земное, так сказать, отражение этой воли. Господь, при этом, как мыслится, помогает только человеку трудящемуся. Эта помощь не подменяет собственный труд, потому иного выхода у человека как решиться на дело и труд- нет. Уповая на помощь Божью и на себя самого!
5. СУЖДЕНИЯ О ПРИНЦИПАХ ДЕЛОВОЙ РАЗУМНОСТИ.
В.И.Даль определяет разум как «духовную силу, могущую помнить(постигать, познавать), судить(соображать, применять, сравнивать) и заключать(решать, выводить следствие), способность верного, последовательного сцепления мыслей от причины следствие ей и до цели, конца, особенно в приложении к делу».
Разум, таким образом, есть начало всех земных дел человека, основой его существования как мыслящей личности. Казалось- бы, есть у тебя разум, ты существо умное, и, стало- быть, стоишь на вершине всего разумного, что ни есть в этом мире. Однако, людей умных не так уж и много, а ведь именно такие особи являются подлинными кормильцами общей популяции.
Обращаясь к деловой разумности, о чём и идёт речь, нужно сказать, что в деловом плане достоинством ума является его способность определять цель и способы её достижения, гарантии правильного пути к этой цели.
А разумность дела, как такового, заключается во всесторонней обдуманности, умственной зрелости, достаточности разума для обеспечения успеха делу на всём протяжении дела целиком, включая и мельчайшие детали.
Проблема любого дела может статься в его необдуманности, поспешности, ведущее к раскаянию и переделке или потере времени. Хорошо обдуманное дело легко исполнима, не требующее чрезмерного напряжения сил. И отдельные дела и вся сумма дел решается без проблем.
Принцип разумности не только обеспечивает нормальный ход деловому процессу, но гарантирует делу успех, востребованность, мгновенно расходится среди людей.
6. СУЖДЕНИЯ О ПРИНЦИПАХ ДЕЛОВОЙ СВОЕВРЕМЕННОСТИ.
Своевременность(деловую) можно определить как соответствие не столько времени вообще, сколько времени, тесно связанному с деловыми процессами, целью, потребности и характеристике труда.
Когда приходит срок, не надо раздумывать и медлить, а следует приниматься за дело и совершать его скоро и энергично, то есть, так, как куют железо. «Не время дорого- пора»- говорит русская пословица.
Каждое дело должно строго соответствовать своему сроку, не отставая от него и не опережая его, то есть, своевременно, да ещё и последовательно чередуя трудовой процесс в целом и иерархичность его компонентов.
Поспешность в деле отвергается всякого рода затяжками, промедлениями в делах, что вызывает массу дополнительных трудностей, требующих дополнительных усилий со стороны человека.
Главным ориентиром в отношении своевременности дел и человеческих усилий служит природа, естественный ход событий. «Солнышко нас дожидается» - определяет русская пословица. А это обозначает светило, дающее не только рождение нового дня и дел человеческих, но и жёсткую объективность, не соотносимую с человеческими желаниями.
Нарушить срок, определённый необходимостью и естественным порядком вещей, человеку не дано!
7. СУЖДЕНИЯ О ПРИНЦИПАХ ДЕЛОВОЙ ПОЛЕЗНОСТИ.
В.И.Даль рассматривает пользу как «льготу, облегчение, помощь, подспорье, выгоду, прибыль, бариш, наживу». То есть, польза- помощь в деловом процессе с целью его облегчения и одновременно как польза от самого дела, но в материальном плане. При этом, никуда не денешься, но факт есть факт -теряется нравственный аспект труда.
Полезно всё, что позитивно и плодотворно, что приумножает богатства Земли, пригодно для человека. Здесь имеет смысл рассмотреть категории количества и качества применительно к человеческому труду. Понятно, что отдаём предпочтение качеству. Польза пользой, но отрицательна выгода, являющаяся приманкой для неразумных людей, рискующих стать жертвой обманщиков. Погоня за выгодой делает таких людей жадными, в итоге- лишая удачи.
Истинная полезность дела - то, что она даёт самому человеку, в практическом и нравственном ключах. То есть, нравственное кредо в деловом отношении сводится к тому, что трудовому человеку надо иметь доброе сердце и чистые помыслы, и тогда не только у него в делах всё будет ладиться, нот даже окружающим станет легко. «У кого чистые намерения, у того и конь не устанет», говорит киргизская пословица.
8. СУЖДЕНИЯ О ПРИНЦИПАХ ДЕЛОВОЙ УВЛЕЧЁННОСТИ.
По В.И.Далю, увлечься, значит «уноситься или заноситься чувствами, страстями, мечтами, поступая нерассудительно или неправо». Однако, необходимо не противопоставлять разум и чувство, а стремиться их совместить., подкрепить и обогатить друг другом.
В деле всё зависит от желания, чувство увлечённости этим делом, фактически это есть сплав разума, души и физических усилий человека. Разные дела требуют и разного настроя, а потому при выборе дела надо руководствоваться тем, по душе ли оно и твоё- ли оно вообще, не вызывает –ли оно душевного протеста.
Увлечённость делом предполагает полную отдачу всех физических, умственных и душевных сил и возможностей. Действительно, человеку надо отдавать работе всего себя, полностью реализуя возможности своей личности в осуществляемом деле, то есть, всё делать с любовью.
У влюблённого в дело человека любая работа спорится и ладится, приносит глубокое душевное удовлетворение, даёт ощущении радости и счастья.
9. СУЖДЕНИЯ О ПРИЦИПЕ ДЕЛОВОЙ УМЕЛОСТИ.
Уменье, по В.И.Далю, означает «знать, понимать, разуметь, мочь, быть способным, сведущим в чём, иметь навык, быть чему выученным, быть в чём искусным».
Умение выявляет способности человека справляться с конкретной работой или жизненными проблемами. Высшим проявлением индивидуального умения является мастерство. Мастер своего рода- хозяин, господин, учитель, в руках которого дело становится послушным его воле и замыслам.
Каждый человек должен чем- то заниматься, иметь дело, которое не само по себе может спасти человека от заплесневения, обрастания кожурой безинициативности и тупости, а только то дело, которое выполнено качественно и умело. Не как рутинная работа, а как творение, выполненное с душой, посвящённое, если хотите, Богу. Подлинного мастера надо рассматривать как нравственную личность, посвящающую Господу не только дело рук своих, но и всю душу.
Кредо в отношении умения и мастерства можно выразить русской пословицей «У всякого своё уменье, своё творенье».
На свете нет бесталанных людей, каждый человек знает и умеет что- то такое, чего не знает и не умеет никто другой. Нет в мире безгрешных людей. Земные мастера являются обычными людьми, а потому должны как все трудиться, страдать, надеяться и верить.
10. СУЖДЕНИЯ О ПРИНЦИПАХ ДЕЛОВОЙ ОПЫТНОСТИ.
Даль В.И. опыт рассматривает как «испытанье, пробу, искус, попытку....для обнаружения сил природы и действий их».
Опытность – знание и умение, помноженное на многократность их применения на практике и воплотившееся в деловую умудрённость. Накопление опыта занятия делом – это преодоление лени, духовной инертности, активная жизненная позиция.
Мастером дела можно стать только опытным путём, постоянно работая и находясь в сфере дела. На первом этапе опыта неважно, что для кого и каким образом ты делаешь- главное приучить себя к занятию, к делу, превратить дело в потребность. Приобретение опыта это процесс самообучения, причём, такого, в котором учителем выступает само дело, а человек лишь учится у него.
Но, приобретение опыта – это и использование чужих достижений и учёба на своих ошибках. «Не ошибёшься- не поумнеешь!»- убеждают вьетнамцы.
Опыт представляется настолько значимым, что не видится ничего плохого даже в том, что приобретая его, реально страдают люди.
Процесс формирования опыта не только занятие делом и приобретение практических навыков, но и сопутствующие делу страдания, мучения и душевные переживания. «Опыт легко не приобретается»- пословица хинди.
Человек должен трудиться, страдать и набираться делового и жизненного опыта, чтобы читать не просто умельцем, но Мастером земной жизни.

Юрий Белан, член МСП
Юрий Кукурекин, член МСП




Вернуться назад