Сделать стартовой     Добавить в избранное
 

О В.Высоцком вспоминает Наум КОРЖАВИН Публицистика |
О В.Высоцком вспоминает
Наум КОРЖАВИН


— Были ли вы лично знакомы с Владимиром Высоцким, и как вы относитесь к его творчеству?

— Конечно, мы были знакомы. Познакомился я с ним на Таганке, в здании театра. Я ходил туда довольно часто в 60-е годы, когда у меня было время. Я не помню сейчас подробностей знакомства, но, по-моему, познакомил нас Юрий Карякин. Честно говоря, я не очень в этом уверен. У нас с Высоцким были дружественные отношения. Как они возникли, я тоже сейчас не могу определенно сказать. Наши отношения не были близкими, но они были дружественны.

А к нему лично и к его творчеству я всегда хорошо относился: и тогда — в 60-е годы, — и сейчас. Мне нравились многие его песни, некоторые из них были просто потрясающие. И актером он был очень сильным, очень хорошим. Я ведь тогда, до 74-го года, почти все на Таганке смотрел: "Павших и живых", "Пугачева", "Галилея", "Гамлета". К сожалению, не успел посмотреть "10 дней, которые потрясли мир" — очень хотел, но почему-то не получилось. Ну, и еще я не ходил на "Антимиры" — мне это было неинтересно. Все спектакли с ним мне нравились. Правда, "Гамлета" с Высоцким я почти не помню, видимо, трактовка была слишком злободневной...

Из песен мне нравятся его бытовые драмы: "Ой, Вань, смотри, какие клоуны", "Про Первую Мещанскую..." У него очень много хороших песен о жизни! А вот громкие его песни — "Баньку", например — я не люблю. Может она и очень хорошая, но я ее не знаю — как только "Банька" начинается, я ничего не могу с собой сделать, я ее просто не слышу.

— А как вы относитесь к мнению отдельных критиков, что творчество Высоцкого — не поэзия, а просто "песенки под гитару"?

— Понимаете, в чем дело? Это — хорошо! А как это называется, пускай спорят те, кому это интересно. Я как-то говорил по этому поводу с Юликом Кимом: поэзия это или не поэзия? Потом мне даже самому неприятно было, что я об этом спорил. Просто это — песни, которые мне очень нравятся, и они все хорошие: и со вкусом, и со всем!.. И зачем я буду их как-то определять, ставить их выше или ниже. Они хорошие — и все! И поэтому не надо там копаться!

Я вообще поэзией в чистом виде редко что считаю. Но если Вы спрашиваете мое мнение, то мне кажется, что стихи Булата Окуджавы больше подходят под определение "поэзии". Это не значит, что Окуджаву с Высоцким надо сравнивать, Ведь тогда получается, что Высоцкий — плохой! А он не плохой. Он такой, каким он должен быть, и это хорошо! И поэтому, как это определять — не имеет никакого значения. Можно найти некоторую злободневность в некоторых вещах, но это не является оценкой. Это произведение искусства, хорошего искусства и здорового! И дай бог ему здоровья! И вечная память...

— В чем, по вашему мнению, заключается причина огромной популярности Высоцкого, учитывая, что при жизни он почти не имел доступа к средствам массовой информации?

— Во-первых, конечно, из-за своих песен — они звучали повсюду! Видимо, его песни очень подходили к тогдашнему моменту, к духовному состоянию общества. Ведь страна подспудно была в отчаянном положении. Это теперь говорят, что вот — "золотые годы застоя". А на самом деле — кругом было отчаяние. И этому отчаянью, видимо, очень соответствовала какая-то такая "лихость" его песен, если можно так сказать.

Потом, он ведь был и хорошим киноактером. Пусть и не много снимался, но благодаря кино его знали в лицо: он был очень обаятельным актером. И это тоже усиливало популярность.

— Наум Моисеевич, что бы вы могли сказать о сходстве или различии между Галичем и Высоцким?

— Вот так прямо сходу, да? Я не фокусник, чтобы отвечать на такие вопросы... Творчество Галича, по-моему, все же какое-то более подпольное, более ироничное. Галич мне ближе. Но больше всего я из них, из поющих поэтов, кроме Высоцкого, люблю Окуджаву, Галича, Кима. Остальных — не очень. А из последующих — много позже — я стал любить Веронику Долину. Она открыла нечто, чего ни у кого раньше не было. Что-то такое "бабье", такое, что вдруг... что "между нами нет любви" и... Это было открытие, этого не было до нее — никогда не было.

— Вам не приходилось бывать на каком-нибудь выступлении Высоцкого, где бы он исполнял свои песни "вживую" — то есть не на магнитофоне?

— Я был только один раз на его концерте в Бостоне, в США. Это было году в 79-м, по-моему, зимой, когда он дал несколько концертов-выступлений в нескольких колледжах на восточном побережье США. Он вообще-то собирался не по колледжам выступать, а по синагогам — это было бы ему выгоднее с материальной стороны: намного дешевле была бы стоимость зала. Но ему в посольстве сказали, что если он будет петь по сионистским центрам, то... Почему синагога у них — сионистский центр, не очень понятно. Ведь он собирался это делать не из идеологических соображений. А я его слушал в роскошном зале тысячи на полторы зрителей. Что это означает? Что Высоцкий меньше денег получил, только и всего.

- Вы с ним после или до выступления не разговаривали?

— Разговаривал. Я заходил за кулисы, но там было столпотворение, так что обменялись несколькими фразами. Я сказал о своем восхищении тем, что я только что услышал, а он, помню, передал мне привет из Москвы от Юрия Карякина. Я почему и думаю, что это нас в свое время Карякин познакомил...

Зрителей было много, полный зал. Там, в основном, присутствовала наша эмиграция. Из старой эмиграции было меньше людей, потому что они хуже это понимают. Они и Галича хуже понимают. В массе своей, они больше понимают Окуджаву.

— Понятно. Реалии нашей советской жизни сильно отличаются от жизни первой, да даже и второй волны эмиграции.

— Конечно. У них же — и у Галича, и у Высоцкого — совсем другой русский язык:

...Вот откопаем, он опять
Начнет три нормы выполнять,
Начнет стране угля давать —
И нам хана!..

Для них почти все эти слова — новые. Если не сами по себе, то по сочетанию... А дальше:

Спустились в штрек,
И бывший зэк,
Большого риска человек,
Сказал: "Беда для нас для всех,
Для всех одна..."

Это же не каждый может понять, что такое "зэк", да к тому же еще "большого риска человек" — для этого нужно было самому повариться в нашей каше.

— А "Банька" вам, значит, все-таки не нравится? Шумно очень?

— Не то, что не нравится — не знаю. Я ее ни разу не мог дослушать до конца. Может быть она и очень хорошая, я абсолютно не уверен. Поверьте, я совсем не стесняюсь, если бы я думал, что это плохо, я бы так сразу и сказал, что плохо. А я этого про "Баньку" не говорю, просто я не понимаю, о чем там речь.

— Каков ваш прогноз долголетия творчества Высоцкого? Пятьдесят, сто лет?

— Этим не занимаюсь. Сколько его будут петь — вот так, реально — не знаю. Но сейчас, я слышу — поют. И если потом люди это откроют или воспримут как живое — значит, это правда.

А что будет через пятьдесят или сто лет? Что потомкам будет нужно, что людям будет нужно — то они и будут петь. А потом вдруг люди начинают петь что-то другое. И не потому, что это плохо или хорошо.

Вот есть сейчас умники, которые говорят, что Окуджава устарел, а на самом деле они неправы. Да и вообще эти вопросы не надо выяснять, по-моему: ни к чему путному они привести не могут. Ведь поют же Высоцкого сегодня? Да, поют! Ну, и слава Богу! Хорошо, что поют!

— Но останется ли Высоцкий в истории русской литературы?

— Я думаю, что многое у него — долговечно. А многое было очень злободневно. Но это тоже имеет право быть. Ситуация в стране была кошмарная, очень тяжелая...

А в истории? Я вообще не знаю, честно говоря, что останется от всех нас. Не знаю. Все будет зависеть от того, какая вообще дальше будет История... Я этого сейчас не представляю.

Беседу вел И.Роговой
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • Переклад з російської. Марина Цвєтаєва
  • ИНТЕРЛИТ. Международный литературный клуб
  • ТОТ, КТО ЛУЧШЕ МЕНЯ…
  • Дама с собачкой


  • Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    • Войти

      Войти при помощи социальных сетей:


    • Вы можете войти при помощи социальных сетей


     

    «    Декабрь 2019    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031 

    Гостиница Луганск, бронирование номеров


    Планета Писателей


    золотое руно


    Библиотека им Горького в Луганске


    ОРЛИТА - Объединение Русских ЛИТераторов Америки


    Gostinaya - литературно-философский журнал


    Литературная газета Путник


    Друзья:

    Литературный журнал Фабрика Литературы

    Советуем прочитать:

    Сегодня, 00:34
    Наше поколение

    Новости Союза:

         

    Copyright © 1993-2019. Межрегиональный союз писателей и конгресса литераторов Украины. Все права защищены.
    Использование материалов сайта разрешается только с разрешения авторов.