Сделать стартовой     Добавить в избранное
 

Крутые виражи Владимира Боброва Публицистика |
Валерий Снегирев
Крутые виражи Владимира Боброва

Владимир Бобров - один из лучших Советских лётчиков - истребителей, сбивший в двух войнах более 60 вражеских самолётов, но по непонятным причинам так и не ставший при жизни Героем Советского Союза.
Непросто найти второго такого лётчика, в чьей лётной книжке Великая Отечественная война обозначилась бы более полно: он воевал на 6 фронтах, командовал двумя прославленными Гвардейскими полками. Сбив неприятельский истребитель в небе Прибалтики ранним утром 22 Июня 1941 года, последнюю победу одержал над Прагой 9 Мая 1945 года в 12 часов 40 минут. Воспитал 31 Героя Советского Союза, а сам при жизни так и не получил этого неоднократно заслуженного звания. Он родился 11 Июля 1915 года в Луганске в семье рабочего. Окончил 8 классов в 1930 году и с января 1931 года по декабрь 1932 года учился в школе ФЗУ, до августа 1934 года работал литейщиком и слесарем - бригадиром на Луганском паровозостроительном заводе. С 19 августа 1934 года стал учиться в 11-й Ворошиловградской военной школе лётчиков имени Пролетариата Донбасса. После окончания школы в ноябре 1936 года, в звании Лейтенанта служил младшим лётчиком 57-й ИАЭ 142-й ИАБ Белорусского военного округа.
В небе Испании.
Своё боевое крещение Владимир Бобров получил, когда ещё пламя войны не бушевало над нашей Родиной. Он был одним из многих лётчиков - добровольцев, мужественно сражавшихся с фашистскими пилотами в небе Испании. 25 нашим добровольцам, прибывшим в Марте 1938 года на пароходе "Кооперация", засиживаться не пришлось. Время торопило: противник безнаказанно бомбил мирные города и села, убивая ни в чём не повинных людей.Командование Народного фронта вместе с советскими представителями сразу же знакомили лётчиков с наземной и воздушной обстановкой и после коротких тренировок срочно отправляли на фронт. Лейтенант В. Бобров ( имел псевдоним "Вольдемар Борисовский" ), быстро освоился с фронтовой жизнью и вместе с испанскими лётчиками с первых же воздушных боёв активно включился в работу эскадрильи.В один из таких вылетов эскадрилья наших истребителей на высоте 2000 метров приближалась к линии фронта. Впереди шла большая группа вражеских "Фиатов", завязался ожесточённый воздушный бой. И вот падает один "Фиат", объятый пламенем, за ним другой... В этом бою было сбито 7 итальянских самолётов, одну из побед записал на свой личный счёт и Владимир Бобров. В нашей эскадрилье был подбит 1 самолёт, который под прикрытием своих товарищей благополучно дотянул до аэродрома и произвёл посадку.31 Мая 1938 в районе Саррион в течение 35 минут происходил воздушный бой 22 И-15 и 22 И-16, прикрывавших наземные войска, с 30 "Фиатами" фалангистов, сопровождавших 17 двухмоторных бомбардировщиков. Было потеряно 3 И-15, но лётчики ( все они - испанцы ) остались живы. Один истребитель загорелся, у другого И-15 были перебиты тросы управления, пилоты спаслись на парашютах. Третий самолёт из-за неисправности двигателя произвёл вынужденную посадку на аэродром Саррион и был сожжён "Фиатом". Ещё один И-15 с остановившимся двигателем скапотировал при вынужденной посадке. Республиканскими лётчиками было заявлено о 10 сбитых "Фиатах", упавших в районе Саррион - Мора-де-Рубиелос. На одну победу претендует Андрей Степанов в паре с испанским лётчиком, на другую - Владимир Бобров. Наземные войска зафиксировали падение 14 самолётов, в том числе 4 республиканских.Фалангисты заявили о 8 сбитых И-15 и 2 И-16 без собственных потерь. О 3-х победах заявил ас Сальвадор. Судя по его описаниям, похоже, что он был единственным, кто в действительности уничтожил республиканские самолёты, включая И-15, сожжённый на аэродроме.
13 Июня группа из 6 СБ под прикрытием 18 И-16 встретилась в районе Вильяфаме с 8 Мессершмитами Bf-109. 10 И-16 вступили в бой, остальные самолёты продолжили полёт. В бою погиб Лейтенант Александр Сироченко, его самолёт упал на территории противника. Самолёт Георгия Прокопенко получил 42 пробоины, в том числе 3 в бронеспинке. Лётчик был ранен, но смог вернуться на аэродром и произвел аварийную посадку.По отечественным данным, Владимир Бобров сбил 1 Bf-109, который выходил из пикирования. Наземные войска подтвердили падение самолёта противника. Тем временем основная группа встретила и сбила одинокий двухмоторный франкистский разведчик.К концу пребывания в Испании у 23-летнего Владимира Боброва на счету числилось уже 17 воздушных побед, одержанных лично и в составе группы. Говоря о боях в Испании, хотелось бы обратить внимание вот на что: с 26 марта по 13 августа 1938 года Бобров совершил 78 боевых вылетов ( налёт боевой 97 часов ), в 8 воздушных боях сбил 4 самолёта лично и 13 в группе ( по другим источникам - 13 лично и 4 в составе группы ). 22 Февраля 1939 года награждён орденом Красного Знамени. Вся отечественная литература советского периода указывает на 13 личных побед В. И. Боброва и 4 групповые. С. В. Абросов в своей книге, "Воздушная война в Испании", пишет: "Лично сбил несколько ( "Есть сбитые им самим" ) и группой 13 самолётов". М. Ю. Быков, в своей книге "Асы Великой Отечественной", указывает на 4 личные и 13 групповые победы. Таким образом, общее число побед осталось неизменным, но количество личных и групповых побед поменялось местами: было - 13 + 4, стало - 4 + 13. Чем это вызвано, сказать сложно. Поскольку и С. В. Абросов, и М. Ю. Быков в своей работе используют материалы различных архивов, доверимся их сведениям и примем их за основу. После возвращения присвоено звание Капитан, в должности младшего лётчика значился в составе 4-го и 10-го ИАП.С августа по сентябрь 1939 года был командиром звена 4-го ИАП Западного военного округа, затем по октябрь командовал звеном в 10-м ИАП того же округа. В этом же полку, с октября 1939 года по декабрь 1940 года, он служил помощником командира эскадрильи. В составе своего полка участвовал в Советско - Финляндской войне, совершил 48 боевых вылетов. С декабря 1940 года по Июнь 1941 года был слушателем Липецких высших авиационных курсов командиров. После окончания курсов был назначен командиром эскадрильи 237-го ИАП Прибалтийского военного округа.
Великая Отечественная
Великая Отечественная война застала его на Западной границе. 22 Июня 1941 года в 4 часа 30 минут командир эскадрильи 237-го ИАП капитан Бобров снова поднял по тревоге свой истребитель в воздух, но теперь уже в своём небе и вступил в бой с хорошо знакомыми ему самолётами Люфтваффе. Уже через 10 минут на самолёте Як-1, он одержал свою первую победу в этой войне в 4часа 40 минут. А в скором времени, в одном из последующих вылетов, его истребитель будет подбит и Владимир Бобров, раненый и обожжёный, очнётся на госпитальной койке. Вспоминает известный лётчик - истребитель, Герой Советского Союза, А. Я. Баклан:"Осенью 1941 года в полк прибыл новый комэск - Владимир Иванович Бобров, снискавший славу отважного воздушного бойца ещё в Испании, где сбил лично и в группе 17 вражеских самолётов. Появилось в полку и ещё одно новшество - реактивные снаряды, подвешиваемые под крыльями "Яков".Как - то летели мы в паре с комэском... и повстречали тоже пару Ме-109. Мы имели преимущество, находясь выше противника и на солнечной стороне. Бобров выпустил РС и надо же: попал точно по "Мессеру". Тот, конечно, сразу развалился на куски". С Февраля 1942 был командиром эскадрильи 521-го ИАП. Воевал на Калининском фронте, участвовал в боях под Москвой. 19 Мая 1942 года ему присвоили звание майора.С Апреля по Октябрь 1942 года командовал 521-м ИАП. Воевал также на Северо - Западном фронте, где командовал 21-м ИАП ( в Ноябре - Декабре 1942 года ) и 161-м ИАП ( командовал 19 Декабря 1942 года по Февраль 1943 года ).Во время воздушного боя 23 Января 1943 года был сбит и получил лёгкое осколочное ранение в грудь, некоторое время не летал.
Комполка
4 Апреля 1943 года майор Бобров был назначен командиром 27-го истребительного авиаполка на Воронежском фронте, где "состоялись" такие выдающиеся асы, как Николай Гулаев и Фёдор Архипенко.В Мае 1943 года обстановка на Восточном фронте вновь накалилась: потерпев поражение на Волге, немцы попытались взять реванш на Курской дуге. Надо было сорвать их попытку захватить стратегическую инициативу. Бобров получил приказ: "Нельзя пропустить в тыл ни одного воздушного разведчика !"Эту ответственную задачу лётчики 27-го полка решили успешно. С 10 Мая по 5 Июля, вплоть до начала наступления немецких войск, полк сбил 23 самолёта - разведчика.. У самой линии фронта противника встречали истребители, вылетавшие из засад, близ переднего края.Удручённый неудачами, враг, по - видимому, решил во что бы то ни стало отомстить нашим истребителям. Вечером 14 Мая, на подходе к аэродрому Грушки, где находился 27-й полк, показалась группа бомбардировщиков Ju-87. Немцы, конечно, рассчитывали застать наших лётчиков врасплох ". Звено истребителей, которое барражировало в воздухе, сразу же получило приказ перехватить вражеские бомбардировщики. Оно нанесло по врагу внезапный удар. Строй "Юнкерсов" дрогнул, и они в беспорядке стали сбрасывать бомбы за пределами аэродрома. Воспользовавшись замешательством неприятеля, в воздух поднялась дежурная эскадрилья. Ей пришлось вступить в бой с Me-109, спешившими на помощь бомбардировщикам.В этой схватке пополнили свой боевой счёт лётчики В. А. Карлов, Л. В. Задирака, М. В. Бекашонок, Чепинога, В. Г. Кармин и командир полка В. И. Бобров. Каждый из них сбил по самолёту противника. Ни одному Ju-87 не удалось уйти за линию фронта или хотя бы дотянуть до своего переднего края.Особенно отличился Николай Дмитриевич Гулаев, ставший впоследствии дважды Героем Советского Союза. Он сбил 2 бомбардировщика, а когда выяснилось, что боеприпасы кончились, - пошёл на таран. И третий "Юнкерс", потеряв управление, полетел в последнее пике. Гулаев же, , сумел посадить израненную машину близ переднего края. В книге "Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов",:"6 Июля 1943 года выполняя задачу по прикрытию с воздуха наземных войск, сражавшихся на Курской Дуге, 10 советских истребителей, возглавляемых командиром 27-го ИАП Подполковником В. И. Бобровым, вступили в бой с 27 бомбардировщиками Ju-87 и 12 истребителями Ме-109. Каждый наш лётчик в этом бою сбил по вражескому самолёту. Выполнив задачу, группа без потерь возвратилась на свой аэродром" (стр225). Лётчики 27-го ИАП особенно отличились в битве на Курской Дуге, где тогда за период с 5 Июля по 5 Августа 1943 года сбили в воздушных боях 88 самолётов противника ( 19 из них - 5 Июля ! ).14 Августа 1943 года В. И. Боброву присвоено звание Подполковник.За успехи в воздушных боях Указом от 8 Октября 1943 года 27-му истребительному авиаполку было присвоено звание 129-го Гвардейского. Словно отмечая это торжественное событие новыми успехами, 20 Октября Владимир Бобров уничтожил в одном бою сразу 2 пикировщика Ju-87.По Февраль 1944 года командовал полком, участвовал в боях за освобождение Украины, воевал на 2-м Украинском фронте. Затем был отстранён от занимаемой должности и назначен инспектором - лётчиком по технике пилотирования 190-й ИАД. Известный лётчик - ас, Герой Советского Союза Фёдор Фёдорович Архипенко, пишет:"О командире 129-го ГвИАП Подполковнике Боброве Владимире Ивановиче скажу - энергичный, колготной, правда, но был он хороший лётчик и блестящий боец, участник боев ещё в Испании, а как человек добрый и сердечный... Накануне перелёта полка в Кировоград что - то не поладил он со своим замполитом Майором Овчинниковым и его сняли, переведя в другую дивизию нашего корпуса. Очень жалко было нам потерять такого командира, каким был Владимир Бобров в то трудное время". В мае 1944 года он был исключён из членов ВКП(б) с достаточно красноречивой формулировкой "за недостойное поведение в быту и нарушение партийной этики". Лишь в Марте 1945 года, за большие боевые успехи, его восстановили в партии с сохранением прежнего стажа. Действительно, личная неприязнь некоторых крупных военных чинов долгое время преследовала Боброва. В начале 1944 года он без достаточных оснований был снят с командования полка ( с Апреля по Май 1944 года находился в резерве отдела кадров 5-й Воздушной армии ), и лишь А. И. Покрышкин взял на себя смелость взять Боброва в свою прославленную 9-ю Гвардейскую истребительную авиационную дивизию.
Из комполка в комэски и обратно.
С Мая по Сентябрь 1944 года командовал эскадрильей в 104-м Гвардейском ИАП, затем до конца войны был командиром этого полка. Воевал в Крыму и Молдавии, участвовал в Ясско - Кишиневской и Сандомирской операции, освобождал Польшу. Участвовал в боях над Германией и Чехословакией. Летом 1944 года наши войска вели упорные бои в районе Львова. Отличный бой провела 13 Июля группа из трёх звеньев под командованием П. П. Крюкова. Прикрывая наземные войска, она была наведена с КП дивизии на группу из 9 бомбардировщиков Не-111, шедших без истребительного прикрытия. Наши лётчики атаковали противника и добились полной победы - 6 самолётов были сбиты, а 3 подбитых - совершили вынужденные посадки в расположении наших войск. В этом бою Павел Крюков сбил 3 самолёта, а Владимир Бобров - 2.В конце Июля 1944 года группа из 12 "Аэрокобр" 104-го ГвИАП под командой Л. И. Горегляда вылетев на задание, обнаружила в районе Броды 4 девятки бомбардировщиков Ju-87 в сопровождении 16 FW-190. Наши лётчики разделившись на 2 группы атаковали врага. Неожиданно свалившись сверху, Горегляд последовательно сбил 2 "Юнкерса". Бобров своей шестёркой нанес удар по второй девятке и, сбив одного, сразу же устремился на "Фоккеров", связав их боем. Этим воспользовалась группа Горегляда и в короткий период сбила ещё 3 Ju-87. Бомбардировщики, сбросив свой груз неприцельно, стали поспешно уходить на запад. Потеряв двух "Фоккеров", вражеские истребители также вышли из боя.
...Когда 1-й Украинский фронт повернул на Прагу, 104-й Гвардейский Краковский орденоносный полк получил боевое задание по "зачистке" воздуха от фашистских самолётов. 9 Мая 1945 года около 12 часов дня в полк поступил приказ: подняться в воздух и нести патрульную службу над Прагой. Ведущий ударной группой был Владимир Бобров. Станция наведения передала:
- Над Прагой корректировщик, высота 3500 метров.
Вскоре Бобров увидел прямо перед собой FW-189, корректирующий огонь немецкой артиллерии. Бобров ринулся на врага, увлекая за собой звено. Это была последняя победа лётчика. ( Осчет сбитых от 4часа 40 минут 22.06.1941 до 12.40.05.1945). К концу войны совершил 451 боевой вылет, в 112 воздушных боях сбил лично 30 и в группе 20 самолётов противника. 11 Августа 1944 года командир 104-го Гвардейского истребительного авиаполка Гвардии подполковник В. И. Бобров представлен к званию Героя Советского Союза, за 24 лично сбитых самолёта и 18 в составе группы, но тогда не получил его
Почему не стал Героем?
По документам, официально опубликованным в советские времена, Гвардии подполковник В. И. Бобров, с учётом Испании, совершил 577 боевых вылетов. Проведя 159 воздушных боёв, сбил 43 самолёта лично и 24 в группе.Согласно данных М. Ю. Быкова за время Великой Отечественной войны он выполнил 451 боевой вылет, провёл 112 воздушных боёв, сбил 23 самолёта лично и 11 в группе. Таким образом, на его счету 27 личных и 24 групповые победы: 4 + 13 в Испании и 23 + 11 в ВОВ. Как бы там ни было, в любом случае, этих побед с лихвой хватало на звание дважды Героя Советского Союза ! Но единственная "Золотая Звезда" была присвоена ему лишь в 1991 году, 20 лет спустя после смерти. Его ведомым долгое время был Михаил Девятаев, сбивший 9 самолётов противника и улетевший из плена на немецком бомбардировщике He-111,тоже получивший "Золотаю Звезду" лишь в 1965 году, 20 лет спустя после подвига.Хочется отметить и тот факт, что уже в наше время в воспоминаниях некоторых ветеранов стали появляться довольно негативные высказывания в адрес В. И. Боброва. Например, Е. П. Мариинского в своей книге "Я дрался на "Аэрокобре" ( серия "Война и мы", издательства "Яуза", "ЭКСМО", 2005 год. ), С. З. Букчина в книге А. Драбкина "Я дрался с асами Люфтваффе" ( та же серия и издательство, 2006 год. ). После войны Владимир Иванович продолжал служить в ВВС на различных руководящих постах. 26 Января 1948 года ему присваивают очередное воинское звание - Полковник. С Декабря 1951 года по Сентябрь 1952 года учился на курсах усовершенствования командиров и начальников штабов авиационных дивизий .Затем он был понижен в звании сразу до майора ! 10 Февраля 1956 года снова получил звание подполковника, а 19 Февраля 1958 года ему вернули звание полковника.30 Июля 1960 года вышел в отставку. Окончив юридический институт, работал заместителем директора Харьковского института "Гипрокоммунстрой". Проживал в Харькове. Умер 28 Февраля 1970 года.
При жизни вновь неоднократно представлялся к званию Героя Советского Союза, однако главные Маршалы авиации ( Новиков,Вершинин), "от представления воздерживались". Награждён орденами: Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( четырежды ), Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), иностранным орденом и медалями. 20 Марта 1991 года посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • Презентация очередной книги Валерия Снегирёва
  • ИДУ НА ТАРАН!
  • ПОДВИГ ГАСТЕЛЛО
  • Почему Кожедуб был неудобной личностью для официальной истории?
  • ВЫШЛА КНИГА ЮРИЯ КУКУРЕКИНА


  • Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    • Войти

      Войти при помощи социальных сетей:


    • Вы можете войти при помощи социальных сетей


     

    «    Август 2019    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    262728293031 

    Гостиница Луганск, бронирование номеров


    Планета Писателей


    золотое руно


    Библиотека им Горького в Луганске


    ОРЛИТА - Объединение Русских ЛИТераторов Америки


    Gostinaya - литературно-философский журнал


    Литературная газета Путник


    Друзья:

    Литературный журнал Фабрика Литературы

    Советуем прочитать:

    23 августа 2019
    ХОЛОКОСТ

    Новости Союза:

    Сегодня, 00:36
    С Днём шахтёра!
         

    Copyright © 1993-2013. Межрегиональный союз писателей и конгресса литераторов Украины. Все права защищены.
    Использование материалов сайта разрешается только с разрешения авторов.