Сделать стартовой     Добавить в избранное
 

НАРОДНОМУ АРТИСТУ УКРАИНЫ П.Н.КЛЁНОВУ- 85 лет! Публицистика |

ПРИЗНАНИЕ
« Одни велики от рождения, другие добиваются величия,
а третьим оно даруется».
( В.Шекспир)
В деревне Княжево Тамбовской области в семье Клёновых родился второй ребенок – мальчика нарекли Павлом. Уже в 6 лет он вместе с отцом едет в Ростов на строительство «Сельмаша». Туда позже переехала и вся семья. Мальчик рос, и его отец очень хотел, чтобы сын пошел по его стопам и тоже стал строителем. А мальчишка мечтал об армии и хотел, как он рассказывает сейчас, «обязательно достигнуть большого чина». В 1942-м 18-летний Павел уходит на войну и в боях на смоленском направлении в 1943-м получает тяжелое ранение. Осенью следующего года он вернулся домой в Ростов, и перед ним снова встал вопрос: «куда пойти учиться?». Отец настаивал на поступлении в строительный техникум, но мысль о профессии строителя сердце паренька не грела. «И вот в один прекрасный вечер, – рассказывает Павел Никитович, – пошел я с друзьями на танцы. Танцплощадка была напротив театра имени Горького. Вдруг пошел дождь, и один из друзей предложил пойти в театр, посмотреть спектакль, в котором выступал какой-то новый артист. Вот так я попал на спектакль «Без вины виноватые» и увидел своего будущего преподавателя – народного артиста Александра Алексеевича Никитина. И это меня так захватило! Он настолько естественно, просто играл, что мне показалось, будто я сейчас встану и так же смогу сыграть. Мой друг указал на массовку в спектакле и сказал: «это – студийцы, поступай к ним, ведь ты же на гитаре играешь, поёшь».
И на следующий день Павел уже был в студии. После двух подготовительных бесед он становится студентом театральной студии Ростовского русского театра. Еще будучи студентом, он дебютировал в спектаклях «Победители» (роль шофера Минутки) и «Таланты и поклонники» (Вася Купчик). После учебы был зачислен в труппу театра. После Ростова был Сахалин, снова Ростов, Жданов (Мариуполь), Луганск, Киев и потом навсегда Луганский областной русский драматический театр.
Вот хронология творческого движения П.Н.Клёнова на тех этапах жизненного пути, которые он прошёл: с 1944 по 1947 годы- студия при Ростовском драматическом театре им.М.Горького с 1947 года- артист этого- же театра. С 1951 по 1955 годы- артист драматического театра Советской Армии Дальне-Восточного военного округа. С 1955 по 1960 годы- артист Ростовского государственного театра комедии .С 1960 по 1963 годы- артист Донецкого областного русского драматического театра(г.Мариуполь), с 1963 года по настоящее время-артист и режиссёр Луганского областного русского драматического театра.
Из огромной череды сценических образов сам артист этапными считает более двадцати. Среди них Павел Никитович отметил спектакли «Варшавская мелодия», «Мещане», «Немой рыцарь», «Власть», «Егор Булычев», «Последний срок», «Перед заходом солнца»… В театре он занимает особое место – все его пленительное мастерство основано на общении со зрителем. С современностью юбиляра сближает простой и ясный взгляд на жизнь. И зрители с интересом и благодарностью продолжают следить за работами актера, режиссера, музыканта Павла Клёнова.
Дарованье, дар- способность, данная Богом, природная наклонность и уменье( В.И.Даль, «Толковый словарь русского языка»).
« Кого считать великим актёром? Этот вопрос до сих пор не получил ответа, ибо нет общепризнанного мерила величия артиста. «В нашем деле нельзя найти лучшего, -говорил английский актёр Лоуренс Оливье. -Ведь речь идёт не о спортсмене, пробегающем сто ярдов за девять секунд. Он быстрее меня- значит, лучше всех». Популярная формулировка викторианского критика Дж.Г.Льюиса гласит, что «величайший художник-это тот, кто достиг величия в высших сферах своего искусства». Таково «Введение» в книгу И.А.Мусского «100 великих актёров».
То есть, для величия артиста необходимо, как видим, прежде всего -дарованье от Бога и уменье. Уменье не только создавать на сцене образы героев, но и всей своей повседневной жизнью выделяться среди себе подобных, то бишь, артистической братии.
Как сказано, с 1963 года П.Н.Клёнов работает постоянно в Луганском областном русском драматическом театре. Ролей, им сыгранных, было несметное множество ,просто не хватит места для перечисления всего того, что создал П.Н.Клёнов в той череде спектаклей и постановок, что сопутствовала ему по жизни. Назовём ешё некоторые, исполненные зрелым мастером сцены в последние годы на Луганской сцене. Вот, например, «Последняя жертва» А.Островского, премьера которой состоялась 23 марта 2001 года( в постановке заслуженного деятеля искусства Е.Головатюка). Флор Федулыч Прибытков, богатый купец в исполнении П.Н.Клёнова колоритен, убедителен, как и все образы, которые создавал он в самых различных спектаклях.. Или, очень серьёзная работа заслуженного деятеля искусств Е.Головатюка «Горе от ума»,комедия А.Грибоедова(премьера 30 мая 2003 года), где одну из основных ролей играет П.Н.Клёнов. И, в его устах всем нам знакомые реплики типа «Собрать -бы книги все, да сжечь!» и сама игра очень доходчиво передают образ закосневелого консерватора, олицетворяющего старую Россию.
Был замечен Павел Никитович и режиссёрами кино. Его участие в некоторых фильмах запомнилось выразительностью и правдивым, реальным отражением всех особенностей личности и поведения своих героев. Обратимся к фильму «Государственная граница»(1987 год), вызвавшего большой интерес у населения бывшего СССР. Сюжет:
Историко-приключенческий сериал.
1946 год. Закарпатье. КГБ засылает в ряды скрывающихся в лесах остатков ОУН своего человека.
Действие фильма происходит после окончания Великой Отечественной войны. В пограничной зоне советско-польской государственной границы действовали банды Организации украинских националистов. Перед капитаном Ольховиком была поставлена задача проникнуть в банду оуновцев. С его помощью пограничникам удалось разгромить бандитов, обнаружить спрятанные их главарями списки гитлеровской агентуры и задержать американского разведчика.

В ролях:

Наталья Сумская ...Марыля
Олег Драч ...Аджеевский
Петр Ластивка ...Заболотный
Павел Кленов ...священник
Работает Павел Никитович и в качестве режиссёра. В 1993 году исполнение обязанностей главного режиссера областного русского драматического театра возлагают на народного артиста Украины Павла Клёнова. Ему, в это время, присущи постановки на морально бытовые темы, он включает в репертуар пьесы: «Очаг» С. Алешина, «Три супруги — совершенства» А. Касоны, «Семейный портрет с посторонним» («Именины на костылях») С. Лобозёрова. Сам по себе незатейливый сюжет в последнем спектакле, пусть даже придуманный, позволяет заглянуть в души героев, убедиться в их щедрой доброте, человеческой привлекательности, прикоснуться к семейным устоям, которые оказались довольно крепкими, несмотря на какие-то отклонения в поведении некоторых персонажей. Все исполнители центральных ролей: П. Клёнов (Тимофей), Л. Юрченко (Катерина), Г. Тимошина (мать Тимофея), нашли точные и яркие психологические краски для характеристики своих героев. Хорошо показались Н. Заика и В. Смирнов (Михаил), C. Coлодов и Е. Кравцов (Виктор), Е. Качанова и С. Шамрай (Таня). Продолжает ставить спектакли Павел Кленов. С большим успехом прошла его последняя премьера «Осенние скрипки» И. Сургучева. Малознакомая отечественному зрителю пьеса И. Сургучева ставилась только в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве, а теперь она прозвучала в Луганске. В мелодраме «Осенние скрипки» ставится вопрос: чему должны следовать два любящих сердца — чувству или долгу? В спектакле великолепно играет квартет ведущих актеров театра заслуженные артисты Украины П. Шкуратова (Варвара Васильевна), В. Музыка (Дмитрий Иванович), А. Бондаренко (Виктор Иванович), а также молодая артистка Е. Качанова (Верочка).
Но, посмотрим на П.Н.Клёнова- человека, которому не чужды и маленькие и большие радости, и переживания и сомнения и вся остальная гамма чувств, свойственная личности вообще, а неординарной, в частности. Внешне- он всегда абсолютно спокоен и невозмутим, только голос может выдать то или иное внутреннее напряжение, негативную или позитивную эмоцию. В те моменты, когда в жизни происходит что-то необычное, имеющее определённую значимость. На сцене же- скрупулёзно точно передаваемые интонации, мимика, движения, выверенность жестов. Вспоминается, в своё время прошедший с необыкновенным успехом спектакль И.Штока «Это я- ваш секретарь!» на луганской сцене, где П.Н.Клёнов играл главную роль. Именно таким и представлялся настоящий боец партии и слуга народа, как преподнёс этот образ Павел Никитович. Впечатление, производимое актёром в этой роли, намного повысило признание авторитета ведущей, в то время, силы страны .И, считаем , эта роль -одна из многих удачных в жизни и творчестве П.Н.Клёнова. Впервые на сцене нашего театра было поставлено чеховское произведение, его последняя пьеса «Вишневый сад», в которой живут извечные нравственные проблемы.
Большой резонанс в городе вызвал спектаклъ «Доходное место». Режиссер-постановщик С. Гришанин лишний раз подтвердил, что драматург А. Островский не устарел и чиновник с его «доходным местом» также. В этом спектакле занят целый актёрский букет и здесь можно увидеть каскад актерских импровизаций. Пресса отмечает великолепную игру народного артиста Украины Павла Кленова (Аристарх Вишневский),
Но, назовём ещё те спектакли, где П.Н.Клёнов сыграл главные роли: «Наедине со всеми» и «Мы, нижеподписавшиеся!»( Гельмана), «Мещане» и «Егор Булычёв и другие» М.Горького, «Порт-Артур», «Цыган» и другие. Что ещё интересно. Павел Никитович не учился ни нотной грамоте, ни вокалу, но многие поражены чрезвычайном умением П.Н.Клёнова игры на гитаре и исполнения им и романсов и песен- призывов, торжественных и весёлых, с юмором и народных. Голос, выразительность, музыкальность произведений и известных поэтов и друзей -всё это оставляет незабываемые впечатления. И, когда Павла Никитовича спрашивают о музыке, он, совершенно не стесняясь отвечает так: «К вашему сведению, я не знаю ни одной ноты, но, подбираю так, как это мне слышится». Добавим- и как слышится всем нам! (Потому так успешно исполнение им тех музыкальных сцен в ряде спектаклей, причём, как оказалось, он, идя на сцену, ещё сам не знает, что именно споёт под свою гитару в той или иной постановке).
Но ,это так сказать, некоторые штрихи к портрету человека, который столь неординарен в жизни и на сцене. Как режиссёр он поставил более тридцати спектаклей и в более, чем в двадцати оформил музыкальное сопровождение(написал песни). В последние годы продолжает делом доказывать свою неординарность в режиссёрской работе. Так, он поставил несколько спектаклей, оставивших глубокий след в душах зрителей : «Три супруги совершенства», «Варшавская мелодия», «Последний срок Распутина», «Верните бабушку», «Он пришёл», «На бойком месте», «Милый развратник», и, конечно, его предюбилейная работа- «Врём чистую правду»( «Перебор»).
Можно ещё много говорить об этом человеке, который «вписал» себя в историю культурной и общественной жизни Луганщины и страны. И, признанием его заслуг явились те награды, которые одержал он за свой самозабвенный труд: орден «Октябрьской революции»(1971 год),орден «Отечественной войны» 1 степени( 1985 год), медали-«За доблестный труд» (1970 год), «Ветеран труда»(1973 год) и другие медали. Решением сессии Луганского городского Совета от 11.09.09 народный артист Украины Клёнов П.Н., удостоен звания «Почётный гражданин города Луганска». На торжественной церемонии вручения соответствующих регалий во Дворце культуры им. В.И .Ленина 12. сентября Павел Никитович сказал: « Так уж совпало: город Луганск и я родились в сентябре. 20 сентября я достигну зрелого возраста. Мне 85!». Подтверждением его, так сказать, зрелости и высокой работоспособности служит и тот факт, что к открытию юбилейного, 70-го сезона в Луганском областном русском драматическом театре режиссёр Клёнов П.Н. готовит к постановке классическую пьесу Ф.Достоевского «Дядюшкин сон». Имеются все основания считать эту работу успешной и соответствующей уровню и режиссёра, и актёров русского театра и самого театра также!
«Одни велики от рожденья ,другие добиваются величия, третьим оно даруется». П.Н.Клёнов, народный артист Украины, режиссёр и человек объединяет в себе все эти критерии, поставившие его в ряд ведущих актёров Украины и поистине почётных граждан Луганска!

Юрий Кукурекин, член Национального союза журналистов Украины,
член МСПУ.
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • Умер главный режиссер Луганского театра кукол
  • ЗАСЛУЖЕННЫЕ НАГРАДЫ
  • «Перечитывая Чехова»
  • Ах, ЮБИЛЕЙ, ЮБИЛЕЙ!
  • ДЯДЮШКИН СОН в Луганском русском драматическом театре


  • Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    • Войти

      Войти при помощи социальных сетей:


    • Вы можете войти при помощи социальных сетей


     

    «    Декабрь 2018    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
    31 

    Гостиница Луганск, бронирование номеров


    Планета Писателей


    золотое руно


    Библиотека им Горького в Луганске


    ОРЛИТА - Объединение Русских ЛИТераторов Америки


    Gostinaya - литературно-философский журнал


    Литературная газета Путник


    Друзья:

    Литературный журнал Фабрика Литературы

    Советуем прочитать:

    Сегодня, 08:08
    Мы рвёмся в бой
    13 декабря 2018
    Невеста с площади

    Новости Союза:

         

    Copyright © 1993-2013. Межрегиональный союз писателей и конгресса литераторов Украины. Все права защищены.
    Использование материалов сайта разрешается только с разрешения авторов.