Сделать стартовой     Добавить в избранное
 

Памяти Павла Бессонова: «МЫ – НЕ В ОТСТАВКЕ. МЫ – ЗАПАС» Публицистика |

Владимир Спектор

 

                       ПАВЕЛ БЕССОНОВ: «МЫ – НЕ В ОТСТАВКЕ. МЫ – ЗАПАС»

 

                                                           Пока мы живы, помниться так близко

                                                    и боль, и страх, и счастья краткий миг.

                                                    Не имена друзей на обелисках,

                                                    А молодые лица видим их.

                                                    И День Победы, и сражений даты

                                                    живут, не забываемы для нас.

                                                    Страны великой мы еще солдаты.

                                                    Мы не в отставке. Мы – её запас!

                                                                           Павел Бессонов

 

    Он родился в железнодорожном посёлке Грязи Воронежской области, в семье железнодорожника, учился в железнодорожной школе, но железнодорожником так и не стал, хотя трудовую биографию начал в 16 лет слесарем службы СЦБ на станции Грязи. В судьбу его (и всей страны) вошла война, и он стал сначала солдатом, а потом офицером, авиационным инженером. И отличным поэтом. После окончания знаменитой Военно-воздушной инженерной Академии имени Можайского почти всю жизнь прожил в Украине, последние 40 лет – в Мариуполе. Сегодня, накануне своего 85-летия, Павел Бессонов, автор нескольких книг и лауреат литературных премий, среди которых – Международная имени Тараса Шевченко, делится с нами своими рассуждениями о жизни и судьбе. 

 

                                             Снова память войны догоняет меня…

 

- «Память стреляет без промаха и попадает в меня. Всё, что для сердца так дорого, вновь оживает, маня…» Павел Александрович, в Вашей судьбе - война и мир, Страна Советов и независимая Украина, воинская служба и литературное творчество. Что сегодня вспоминается наиболее часто и представляется самым главным?

 

- «Кончилось детство. Его уже нет. Город окошек глазницами слеп. Черные птицы в пустых небесах. Где-то под ложечкой спрятался страх. Черные капли, летящие вниз, дымные вихри и режущий визг. Смолкла сирена. Зенитки молчат. Очередь длинная в военкомат. Кончилось детство, но строг военком: «Время когда подойдет – позовем!» Время подошло, и в феврале 1944 года я вместе с другими 17-летними парнями попал в батальон ВВС ЧФ  под Новороссийск. Кроме ускоренной войсковой подготовки  мы участвовали в разминировании и расчистке горных дорог от станции Гайдук  до Геленджика и  Новороссийска. В  июле 1944 года  из состава батальона отобрали наиболее грамотных и направили  в  Военно-морское авиатехническое училище в Пермь. С октября 1945 служил авиационным механиком в  морской авиации в Крыму. Это было время «холодной войны», авиация США базировалась на побережье Черного моря в Турции, наша часть была на круглосуточном боевом дежурстве. 

    В 1955 году поступил в Ленинградскую Краснознаменную Военно-воздушную  инженерную  Академию им. Можайского, которую окончил  в  1960 году по специальности авиационный инженер-механик. Служил в частях Ракетных войск Стратегического назначения в Одесском, Сибирском, Уральском военных округах. В 1971 году был направлен военпредом на завод «Тяжмаш» в Мариуполь. В 1972 году уволен из вооруженных сил по возрасту. 

    Не скажу, что все эти годы писал стихи – условия были не поэтические. Даже для чтения времени катастрофически не хватало. Я ведь и спортом занимался серьёзно – был кандидатом в мастера по лёгкой атлетике. Но после окончания Академии постепенно начал открывать для себя шедевры русской и советской поэзии, особенно близким было творчество поэтов-фронтовиков – Симонова, Асадова, Ваншенкина, Межирова, Самойлова, Левитанского, Слуцкого, Гудзенко… Проснулось оно и во мне. Писал сначала в стол, потом стал публиковаться в газетах, журналах. В 1986 году в московском издательстве «Советский  писатель» была принята в  работу книга моих стихов. Это была огромная удача. Хотя мне уже на то время было 60 лет. Помню приезды в издательство, общение с редактором  альманаха «Поэзия» поэтом-фронтовиком Николаем Старшиновым, его коллегой Владимиром Карпеко, главным редактором издательства Егором Исаевым. Они были для меня, как братья по военному лихолетью. 

    Книга дошла до постановки в издательский план, но её накрыла «волна перестройки», в 1988 году издательство «СП» стало разваливаться на глазах. Рукописи вернули авторам. Но не зря в песне поётся: «Кто хочет, тот добьётся». Мои стихи, всё же, увидели свет в Донецком издательстве «Лебедь», и я рад, что книги были доброжелательно встречены и критикой, и читателями. В моих стихах – голос поколения, о котором сказано: «…Оно вводилось в виде пополнения в неполные полки и корпуса. Оно тогда осмыслило едва ли: его, пока ещё не полегло, - как кровь живую, армиям вливали. И это, между прочим, помогло». Пишу искренне и только о том, что волнует. Поэтому, думаю, стихи находят отклик в читательских душах. И это – главное.

 

- Какие из встреч с писателями остались в памяти, оказали влияние на творчество?

 

- Как раз, встречи со Старшиновым, Карпеко и Исаевым были для меня важными. Их моральная поддержка была неоценима. А в Мариуполе запомнилось общение с Беллой Ахмадулиной, которая проводила у нас в городе творческий вечер. Я напросился в гости к ней и её супругу Борису Мессереру, и мы провели вместе почти весь день. Было и застолье, и купание в море. Не было высокомерия и отчужденности, не было «заумных» разговоров о литературе. Но в некоторых взглядах Беллы, которые она бросала на окружавший пейзаж, всё же, читалось что-то неземное. В памяти осталось: «Поэт даже в быту остаётся Поэтом».  

    Запомнилась поездка на БАМ в 1983 году. В 1983 году. Мне предложили поехать вместе с поэтом и журналистом Василием Мамневым в командировку, сделать несколько репортажей.  Мы побывали в посёлках строителей и железнодорожников, в конце концов, добрались  до станции Усть-Кут, конечного пункта Западного  участка БАМ. Дальше сквозь тайгу  побивалась  двухколейка на восток к хребту Майский, где уже приступили к пробивке тоннеля. Встретил там и земляков с Донбасса. Работа у них была очень тяжёлая, что называется, для настоящих мужчин.  Но и отдыхать бамовцы тоже умели. В посёлке Улькан был молодежный  клуб  ЭРА. На еженедельных  встречах  там читали стихи на азербайджанском, украинском, русском языках.  Под гитару исполняли бардовские песни. Познакомился там с молодым поэтом Юрием Кожевниковым, который потом переехал в Мариуполь, где вышла его книга «Предзакатное солнце моё». К сожалению, в 2002 году Юрий Кожевников ушел из жизни, оставив десяток тетрадок  исписанных от руки стихами  и отрывками прозы.  Позже в Москве была издана его итоговая книга «Памятник», включившая все ранее неопубликованное. Книги переживают авторов. 

    Вспоминается дружба с литераторами из Рустави. Их литературное объединение и наш Мариупольский литературный клуб «Приазовье», который я долгое время возглавлял, издали совместную книгу стихов и прозы «Сталь и море». Она вышла одновременно в издательствах «Донбасс» и «Мерани» в 1979 году. Очень интересным и полезным было общение с грузинскими коллегами Карпе Мумладзе и Даниилом Чкония (сейчас он – главный редактор журнала «Зарубежные записки», выходящего в Кёльне). Тогда же, по приглашению грузинских коллег, мы, литераторы Мариуполя (тогда – Жданова) побывали у них в гостях в Грузии. Это была чудная поездка, наполненная душевным теплом, потрясающим гостеприимством, радостью общения. Ответный визит делегации руставских писателей в Жданов состоялся  на празднике  Дня книги осенью 1987 года. Нас объединяло чувство одной страны, не зря говорили – «братские республики». Так оно и было. Жаль, что сегодня Грузия (и другие страны бывшего СССР) – хоть и ближнее, но зарубежье. Нам, ветеранам, это трудно понять.

 

                                          А ссадины души зудят порой и кровоточат…

 

- Великая литература не смогла воспрепятствовать мировым войнам, конфликтам, потрясениям ни в прошлом, ни сейчас… Почему человечество не прислушивается к добрым советам, не вчитывается в мудрые книги, не следует христианской морали, в конце концов. Ведь Слово, которое было в начале, учило добру и милосердию. Где оно?

 

- Слово там же, где пребывало всегда – в душе, в хорошей книге (прежде всего, в Библии), песне, фильме. Я не верю внешней показной религиозности. Такие люди, перекрестившись, вполне могут пойти на преступление в корыстных целях. А потом покаются. И опять… 

    Вера в Бога, в добро должна быть в душе и проявляться в поступках, в милосердии, отзывчивости и благотворительности. Пока этого в обществе не много. Наплевав на социалистическую идеологию, реформаторы взамен ничего не предложили. Это опасно и для отдельных личностей, и для страны в целом. Потому-то и возникает благодатная почва для национализма, фашизма, экстремизма… Хорошо сказано: «Но что-то есть ещё помимо бедности, в чём чувство рая схоже с чувством Родины». Надеюсь, это понимают те, от кого зависит принятие решений в государственном масштабе. Нужно пропагандировать хорошую литературу, кино, музыку, воспитывать вкус у молодёжи. А то ведь всё доброе, душевное – «неформат», а всё низкое, вульгарное, похабное – «на ура». В последнее время  почти не читаю беллетристики, а в журналах интересуюсь литературной критикой, общественно-политической тематикой  и  вопросами культуры. Просматриваю стихи во всех журналах, но читаю полностью только «зацепившие»  меня  оригинальной мыслью.  Все  это нахожу в журналах «Радуга», «Ренессанс», «Склянка часу»,  литературной  газете  «Отражение», альманахе «Свой вариант». Из «толстых»  журналов доступен «Новый мир», который по содержанию весьма далёк от самого себя в 70-80-е годы прошлого века.  Люблю  повторяемые добрые комедии советского кино. Документальные  фильмы о войне  предпочитаю художественным.  «Американские фильмы смотрю, притворяться не буду – ловко сюжеты кроят и сшивают дельцы Голливуда… «Но почему-то сжимается сердце от боли, и подступают горючие слезы невольно, Если опять черно-белые кадры экрана память мою возвращают в далекие годы. Там наши парни в шинелях, в ушанках, так не похожие на молодцов иностранных, жизни свои отдают, не за деньги, красоток и славу, веря в одно лишь, что дело их свято и право». В этих стихотворных строках – моя позиция. Саднит душа и кровоточит от того, что забывают героев, не уважают живущих ветеранов войны, плюют в душу им, но, прежде всего, себе и своим детям.

 

- И, всё же, каких авторов выделяет сегодня писатель Павел Бессонов, и что у него на письменном столе?

 

- На письменном столе – компьютер, помогающий сориентироваться в литературном море. Не согласен, что интернет – всемирная свалка. Каждый находит то, что ищет. Честно скажу, что после  мастеров, демонстрировавших высокий уровень литераторы, глубину мысли и искренность чувств, таких как  Чингиз Айтматов, Юрий Бондарев,  Григорий Бакланов, Василь Быков, Виктор Астафьев, Валентин Распутин, меня не затронули  произведения  Акунина, Пелевина, Сорокина, Ерофеева… Может быть, потому что я из прошлого поколения читателей. Тем не менее, могу выделить профессионалов, продолжающих традиции нашей великой прозы. Людмила Улицкая, Юрий Поляков, Дина Рубина, Михаил Веллер… Это всё, конечно, субъективно. Но в их произведениях есть душа, в них речь о том, что волнует людей во все времена. Сейчас я мало пишу нового,  пересматриваю то, что было отложено, осталось  в черновиках. В этом году в издательстве «Лебедь» вышла книжка стихов «Личное мнение», в которую наряду с новыми  вошли уже публиковавшиеся. Повторение  оправдано малыми тиражами. Хочу издать книжку  повестей и рассказов. Проблема в том, что издательства не стремятся публиковать книги, не относящиеся к категориям детективов, боевиков, женских романов или эротических фантазий. Издание книг дорожает, опережая  прибавки  к зарплате и пенсии. Что касается поэзии, литературный процесс тут  движется по пути безграничного увеличения количества  пишущих при сокращении  читающих. Этому способствует создание  в  Интернете многочисленных сетевых проектов, а также  стремление многих авторов  как можно быстрее  издавать свои сборники, участвовать в различных бесплатных и платных  литературных конкурсах, чтобы попасть в толстый фолиант альманаха с тремя-пятью текстами. Такие книги не зря называются поэтическими «братскими могилами». Серьезной редакционной работы с рукописями не проводится, книги печатаются  с ремаркой «в авторской редакции». Все это приводит к усреднению уровня поэзии,  дезориентации  молодого читателя и  торжеству графомании. Но в таких изданиях, как «Радуга», «Отражение» и «Свой вариант» постоянно появляются стихи прекрасных авторов. Среди них -  Юрий Лебедь, Михаил Деркач, Виктор Шендрик, Ирина Гирлянова, Елена Морозова, Наталья Мавроди… Поэзия не умирает. 

 

    А ветераны – не сдаются. Подборки стихотворений Павла Бессонова – на многих литературных интернет-сайтах, в журналах и альманахах. Он действительно не в отставке. Он – в строю. Рядом с честью и надеждами тех, чьи души пролетают журавлиным клином и напоминают о том, чего нельзя забывать никогда и ни при каких обстоятельствах.  

    Пока наше сердце стучит, война еще в нас, еще с нами, горячими, дымными снами приходит и будит в ночи. А день, когда миру ключи Победы вручили солдаты, останется праздничной датой для нас, пока сердце стучит.

 

 


 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • Владу Клёну
  • Обнимая вершины Ай-Петри
  • Памяти побратима
  • Зажимая боль в горсти


  • #1 написал: Редактор (30 сентября 2011 09:41)
    Здорово! Сердечно, А. Евсюкова
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    • Войти

      Войти при помощи социальных сетей:


    • Вы можете войти при помощи социальных сетей


     

    «    Сентябрь 2019    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    30 

    Гостиница Луганск, бронирование номеров


    Планета Писателей


    золотое руно


    Библиотека им Горького в Луганске


    ОРЛИТА - Объединение Русских ЛИТераторов Америки


    Gostinaya - литературно-философский журнал


    Литературная газета Путник


    Друзья:

    Литературный журнал Фабрика Литературы

    Советуем прочитать:

    16 сентября 2019
    Клеветникам России

    Новости Союза:

         

    Copyright © 1993-2019. Межрегиональный союз писателей и конгресса литераторов Украины. Все права защищены.
    Использование материалов сайта разрешается только с разрешения авторов.