Сделать стартовой     Добавить в избранное
 

"Судьбой дарованная встреча" Публицистика |
Тамара Дьяченко "Судьбой дарованная встреча"

Летом 2006 года на Севастопольском международном кинофестивале «Остров Крым» мне довелось встретиться и пообщаться с Василием Аксеновым, возглавлявшим жюри фестиваля.

6 июля 2009 года Василий Павлович Аксенов скончался.

Размещаю этот материал в память о знаменитом писателе, неординарной личности, интересном человеке.

Когда организаторы Севастопольского международного кинофестиваля позвонили во Францию известному русскому писателю Василию Аксенову и попросили разрешения использовать для названия фестиваля название его знаменитой книги «Остров Крым», он согласился. Принял Аксенов и предложение быть председателем жюри фестиваля.

Известие о том, что на фестиваль едет Аксенов, взволновало севастопольцев. Многие помнили и любили его ранние книги «Звездный билет», «Пора, мой друг, пора!», «Апельсины из Марокко» и особенно – знаменитую повесть «Коллеги», которая сорок с лишним лет назад произвела фурор в современной литературе. Номер журнала «Юность» с повестью зачитывали до дыр, одноименный фильм смотрели по несколько раз. Василий Аксенов стал знаменитым, а актеры Василий Лановой, Олег Онуфриев, Василий Ливанов, сыгравшие в «Коллегах», приобрели необычайную популярность.

Аксеновские «Коллеги» совершили переворот в умах молодежи конца пятидесятых – середины шестидесятых годов, оказали влияние на моду, сленг. Помню, как ребята копировали походку Максимова – Василия Ланового, как повторяли остроту Карпова – Олега Онуфриева: «Заткни фонтан!», как девочки делали прическу под Дашу – Тамару Семину, а мальчики старались быть похожими на Сашу Зеленина – Василия Ливанова… Несколько поколений ребят и девушек выросли на этой книге. Аксеновым восхищались, ему подражали! Еще бы: талантливый, современный, ироничный!.. Да к тому же, поменявший профессию врача на профессию писателя!.. Да одним из первых начавший носить американские стильные штаны и, как говорили, первым назвавший их «джинсами» (до этого в народе ходило слово «техасы»)!..

Какой же он сегодня – кумир шестидесятых?..

На открытии фестиваля я подошла к Василию Аксенову и попросила дать интервью. Мы встретились с ним на следующее утро в Херсонесе, куда «фестивальцы» пришли для участия в экологической акции «Севастопольцы – за чистый город!» Мы присели на лавочку в херсонесском дворике – и он вопросительно глянул на меня.

- Василий Павлович! – сказала я. - Последние годы героями ваших книг являются современные супермены. И все-таки: Максимов, Карпов, Зеленин… Нет ли у вас ностальгии по этим героям из вашей знаменитой повести «Коллеги»?

- Когда вижу Василия Ливанова, Олега Онуфриева и Василия Ланового, тогда появляется ностальгия. Они играли в одноименном фильме. И, знаете, что интересно? Фильм сняли более сорока лет назад, но до сих пор приходят письма от кинозрителей с просьбой сделать продолжение. Можете себе представить?

- А вы не хотите написать продолжение?

- Вася Лановой недавно мне звонил и говорит: «Вот бы написать!» Я ему говорю: «Ну, я писать не буду. Вы сами что-нибудь напишите, а я уж потом подправлю рукой мастера, как говорится. Это было бы очень и очень интересно, чтобы старики сыграли, что произошло с теми ребятами за сорок лет.

- Они же - сорок лет спустя?

- Да, они же - сорок лет спустя. Вася Ливанов придумал, что один из них - эмигрант, приезжает из какой-то Бразилии или Кубы… Ну, если взяться, можно массу всего интересного придумать.

- Василий Павлович! Один из них – это вы?- поинтересовалась я.

- Не полностью, - ответил Аксенов. - Знаете, первая книга всегда связана с чисто биографическими материалами автора. Ну, что-то там было, конечно: решительная смена жизни, конец учебы, начало работы, разочарования различные… Ближе всего ко мне, может быть, Максимов, которому не все в этом окружающем пространстве нравится. А вот Саша Зеленин, который уехал в Круглогорье работать, - его играл Ливанов, - он не похож, он – идеалист. Такие были тоже.

- Вы знаете, фильм в деталях забылся, но до сих пор стоит перед глазами, как открывается дверь, влетает Тамара Семина, игравшая Дашу, и кричит: «Сашу убили!..»

- Кстати, и Тамара Семина в хорошей форме и могла бы тоже сыграть в этом фильме. Слава Богу, все живы, в отличие от «Звездного билета», где остался только Саша Збруев. Остальные все умерли, - с горечью сказал писатель, - хотя были гораздо моложе «коллег»: и Андрей Миронов упал прямо на сцене, и Алик Даль безвременно ушел, совсем молодым, сорока еще не было.

- Ваши герои были мужественными и нравственно чистыми людьми. Как на ваш взгляд, есть сейчас такие люди?

- Я думаю, что таких, как они, нет. Есть другие формы идеализма, не те, что были в книге: живут какие-то люди, которые держатся, например, за науку, хотя она им не приносит никаких особенных доходов. Те, кто уходит в мир бизнеса, тоже не прост: надо обладать определенным мужеством, чтобы в бывшем Советском Союзе выстраивать бизнес. То есть люди, как и всегда, разные, но таких, как «коллеги», нет.

Василий Павлович Аксенов сегодня – уже немолодой человек с осторожной походкой и неторопливой речью. Он говорит негромко и непринужденно и совершенно не обращает внимания на фотографов и операторов, непрерывно снимающих и записывающих его. Видно, что ему свободно и хорошо на легендарной херсонесской земле.

- Говорят, что все книги, как любимые дети. И все же, какая книга - главная?

- Долгое время моей главной книгой был роман «Ожог». Недавно, в 2000 году, я закончил большой роман «Кесарево свечение». Он был для меня итоговым – итоговым для автора 20 века: век кончается, и кончается вот такой большущий и очень сложный роман. Это, по-моему, моя вершина. Хотел даже бросить после этого писать, но, видно, кровь отравлена уже: пишу и пишу, - доверительно говорит Василий Павлович. - Вот написал роман из 18 века «Вольтерьянцы и вольтерьянки», написал совсем недавно роман «Москва ква-ква», вызвавший большой скандал. Если увидите его, я рекомендую вам его прочитать. Это 52-й год, последний год жизни Сталина. На этом фоне любовный треугольник развивается. Но роман не только об этом, конечно.

- Вопрос, без которого не обходится, наверное, ни одно интервью: над чем вы сейчас работаете? Если вы не суеверный человек и не боитесь сглазить?

- Да нет, ничего, - улыбается Аксенов. - Роман называется «Редкие земли». Недавно на встрече с читателями меня кто-то спросил: «Почему вы ушли в историю?» Я и не замечал, что ушел в историю. Но читатель говорит: «Посмотрите, «Московская сага» - это история, «Москва ква-ква» - уже тоже история. О «Вольтерьянцах» и говорить нечего!..» – Он смеется: - Ну вот, вдохновленный этим вопросом, я и затеял современный роман.

- Как вам Севастополь после Парижа? – спросила я Аксенова.

- Я всю жизнь почему-то хотел попасть в Балаклаву, но это было невозможно, - поделился Василий Павлович. – Один раз, в 1979 году мы с двумя писателями из альманаха «Метрополь» на лодке ходили по Крыму, решили прорваться все-таки в Балаклаву и… попали в милицию.

И вот мечта сбылась: я - в Балаклаве, в совершенно западном каком-то отеле под названием «Дакар». Утром вышел, купил майку с названием «Украина» и синие шорты и пошел на пробежку. Бегу и не верю своим глазам – я думал, что там будет скопище техники военной, да ничего подобного: стоят потрясающие океанские катера, и они выставлены на продажу. На набережной – масса кафе. В общем, Балаклава похожа на обычный средиземноморский курорт. Неописуемой красоты сама бухта! Невозможно вообразить, как в нее входили подводные лодки, скрывались в подземных штольнях, и какая страшная сила этой запрещающей тоталитарной державы скопилась здесь, как она везде, в общем, скапливалась: колоссальная часть морского побережья была запретной.

- Я вообще обожаю Крым, - добавил он. – Поэтому я и роман «Остров Крым» написал. Да, Крым очень люблю и желаю ему лучшей жизни. Она, конечно, стала лучше сегодня, чем при Советах. Советы делали все, чтобы отравить жизнь людям. Сейчас люди здесь раскрепощаются, и это видно даже по тому, как они называют свои ресторанчики и кафешки. И «Шайба», и «Ванильный блюз» - это очень оригинальные названия. Не то, что при Советах было: «Солнышко», «Волна», «Прибой»!..

- Василий Павлович! Столько слухов носилось о том, что собираются или уже снимают «Остров Крым». Почему роман до сих пор не экранизирован?

- За последние годы мне поступило несколько предложений экранизации «Острова Крым». Пять проектов были уже практически запущены в производство, но на каком-то моменте развалились. Во-первых, все упирается в финансовую подоплеку, потому что фильм должен быть очень дорогой, учитывая специфику съемки. К тому же нужны серьезные актерские работы. Сегодня ведь даже отечественные актеры очень дороги, а для коммерческого успеха фильма на Западе, обязательно должны сниматься какие-то иностранные звезды. Вот и получаются запредельные цифры стоимости фильма.

Но я все-таки надеюсь, что когда-нибудь фильм выйдет на экраны.

- Кого вы видите режиссером?

- В одном проекте режиссер уже был, это классик нашего кинематографа Владимир Наумов, который вместе с Аловым делал такие потрясающие вещи, как «Бег» и «Скверный анекдот». Мы с ним одинаково смотрели на специфику будущего фильма. Режиссеры сейчас появились. Были бы деньги, а режиссер найдется.

- Вы хотите, чтобы фильм снимали по вашему сценарию?

- Да. Я написал сценарий так, как будто заново написал роман. Мне кажется даже, что в чем-то он лучше, потому что я выдвинул вперед любовную линию: отношения Тани Луниной и Лучникова. Ее муж, которого она называет Суп, в романе - чемпион по биатлону, а в сценарии – дискобол. Почему дискобол?.. Потому что это античная фигура. Я выдвинул вперед любовную линию, не утопив политическую фантастику и авантюру. Это все осталось. Я хочу, чтобы вначале это был полнометражный фильм, а потом его можно будет разделить на серии.

Он помолчал и добавил:

- Кстати, в восьмидесятые годы сажали за чтение «Острова Крым». Или даже за нахождение книги, купленной на Западе. Я знаю одного океанографа, который за границей, где-то в русской лавке купил «Остров Крым». Вернулся во Владивосток, его арестовали, и за покупку этой книги он отсидел три года.

- Василий Павлович, как вы относитесь к экранизации «Московской саги»?

- Для тех, кто не читал роман, это хорошая экранизация. Для тех, кто читал, - я отношусь к ним тоже, - Аксенов лукаво усмехнулся, – это плохая экранизация. В ней упущено очень много романных возможностей. Это и моя вина, между прочим. Я в это время еще преподавал в Америке; осень, зима и весна у меня были заняты. К тому же, я еще и писал. Если бы я всерьез занялся фильмом, не успел бы написать тогда ни «Новый сладостный стиль», ни «Кесарево свечение». Надо было либо продать им права, либо писать сценарий самому. Я выбрал первое. Они купили у меня права, и я очень редко приходил на съемочную площадку. Только тогда, когда приезжал в Москву. Вот они и снимали, как хотели.

- Виктор Некрасов говорил когда-то, что западные издатели все время просили его создавать книги о советском прошлом. Запад, описанный бывшими советскими писателями, их не интересовал. Вы сталкивались в эмиграции с этой проблемой?

- Постоянно. Коммерческие люди там совершенно не интересуются современной культурой. Вот в американском университете, скажем, где я преподавал двадцать четыре года, совершенно другая среда и другие люди. А что касается Голливуда и больших издательств, они всегда ищут что-то похожее на «Братьев Карамазовых», на «Войну и мир». Им нравились страсти-мордасти. Когда появилась русская мафия, они набросились на эту тему… А вот превращение полуострова Крым в остров они не понимают, потому что не знают, что Крым – полуостров. Крым для них – это Флоренс Найтингейл. И все.

Матроса Кошку они уже не знают. Так что нам еще надо как-то пробиваться в этот мир.

- Но вы же пробились в него?!

- Я приехал в 80-м году и сразу же начал преподавать в университете. Это моя удача. Я сменил несколько университетов, но все эти годы это был основной источник моего существования. Я всегда с наслаждением начинал учебный год. Передо мной каждый раз сидела новая группа, и я как–то подсчитал, что через мой класс прошло три тысячи американских молодых людей. Это немало!

- Для театра и кино вы что-нибудь сейчас делаете?

- Несмотря на то, что мой любимый «Остров Крым» в кино до сих пор не прошел, у меня вдруг неожиданно прошла книга, о которой я и думать забыл. Это детская книга «Мой дедушка – памятник». Никто из молодых людей ее, наверное, не знает. Она написана тридцать три года назад. Это приключения школьника Гены, который хорошо учился в школе и не растерялся в трудных обстоятельствах. Уже работа началась, уже заплатили мне за права - и неплохо. Режиссер Дима Коробкин на острове Куба нашел натуру, привез оттуда колоссальный видеоматериал. Уже нашли Наташу Вертопрахову – девочку, в которую влюблен Гена. Не нашли пока еще мальчика на роль главного героя. Но работа идет.

Мы беседовали уже довольно долго и пора было идти на берег моря, чтобы очищать территорию пляжа от бумажек и пластиковых бутылок.

- Василий Павлович, давайте вернемся к вашим «коллегам»!.. У Максимова, Карпова и Зеленина случился конфликт с ветераном, который потерял ногу в окопах Сталинграда. И они пришли к выводу, что каждый должен держать свой окопчик - в этом смысл жизни. Вы вложили собственное убеждение в уста героев? – задала я вопрос. – И считаете ли вы сегодня так же, как и сорок лет назад, что каждый должен держать свой окопчик?

- Окопчик?.. – переспросил Аксенов. – В окопчике завалит, лучше вылезать из него. Тут надо решить для себя: либо драпать, либо идти в атаку, но сидеть в окопчике, по-моему, не стоит. Вообще все эти вещи старые, - помолчав, добавил он, – такие, как «Коллеги», «Апельсины из Марокко» или, скажем, «Звездный билет», «Пора, мой друг, пора!» - они мне милы очень, но я на них сейчас всерьез не могу даже смотреть. Это детский сад, по сравнению с тем, что я сейчас пишу.
На прощанье Василий Павлович написал на книге «Апельсины из Марокко»:
«Тамаре Дьяченко в Херсонесе. Желаю всего! 24 июля 2006 года»

P.S. Через неделю в Симферополе, будучи в командировке, я сказала знакомому художнику, что брала интервью у Василия Аксенова.

- Да ты что?! .. – восхищенно воскликнул он. – Вот это повезло! И как он? Что пишет?.. Господи, мы же на его «Коллегах» выросли!..
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • жил-был кот
  • ПОЭТА ДАЛЕКО ЗАВОДИТ РЕЧЬ
  • ПОЗАБЫВ О БЕДЕ И НАЖИВЕ
  • Поздравляем с днём рождения Василия Саранчука!
  • Онегинская строфа


  • Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    • Войти

      Войти при помощи социальных сетей:


    • Вы можете войти при помощи социальных сетей


     

    «    Июль 2018    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031 

    Гостиница Луганск, бронирование номеров


    Планета Писателей


    золотое руно


    Библиотека им Горького в Луганске


    ОРЛИТА - Объединение Русских ЛИТераторов Америки


    Gostinaya - литературно-философский журнал


    Литературная газета Путник


    Друзья:

    Литературный журнал Фабрика Литературы

    Советуем прочитать:

    9 июля 2018
    Стихи

    Новости Союза:

         

    Copyright © 1993-2013. Межрегиональный союз писателей и конгресса литераторов Украины. Все права защищены.
    Использование материалов сайта разрешается только с разрешения авторов.