Сделать стартовой     Добавить в избранное
 

Отпобедыбесие Публицистика |

Евгения Бильченко

Отпобедыбесие

Из главы "В очках Жижека: память и праздник" будущей книги

Я изобрела это слово, чтобы кратко изложить суть трансформаций смысла Дня Победы, которые настойчиво и абсолютно открыто (!) осуществляет неолиберальная машина агитпропа в мире "прозрачности зла" (Ж. Бодрийяр). Я бы не писала этот очевидный пост, ставший главой будущей книги, если бы не... ушата грязи, которые вылил на меня некий питерский сторонник партии "Яблоко" за то, что я не согласилась с его идеологемой "Сталин = Гитлер". Так в глазах русских либералов я стала "сталинисткой", попирающей "память Соловков", "любительницей российского чиновничества" и, конечно, "бездарным писателем, оскорбляющим русский язык". Цинизм первого утверждения (про язык улыбнуло: ну, бездарь, так бездарь) побудил меня к некоторым размышлениям аналитического толка. Дальше я включаю культуролога и показываю вам, как, по моему мнению, происходит извращение 9 мая и зачем.

Приступим. Сущность современной западной политики рекламной памяти состоит в том, чтобы заменить триумфальную память (об общей победе) на травматическую (об общем поражении). Травматическая память соединяет быстро, но ненадежно. Триумфальная память соединяет медленнее, но на дольший срок. Она крепче. В идеале эти два момента памяти - скорбь и радость - присутствуют на равных в наших коллективных воспоминаниях и уже входят в смысловое поле 9 мая как "праздника со слезами на глазах": скорбь о павших в борьбе с нацистским агрессором и радость по поводу его преодоления.

Но либеральной идеологии надо, чтобы была только скорбь, только слезы на глазах. Чтобы Украину связывала с Европой исключитеьно травматическая память. Для этого надо искусственным образом вытащить Украину из круга триумфальной памяти, общей для всего постсоветского пространства. Что характерно, в Европе есть своя триумфальная память, в том числе, связанная с победой над нацизмом: гештальт вокруг Мемориала советским воинам-освободителям в Берлине поддерживается как сакральное пространство.

Но, кроме реального населения Европы, есть еще ее либеральный тренд. Для последнего скорбь по всем павшим со всех сторон (8 мая) - это вынужденный "мультикультурный" жест. Он является предсказуемой пассивной реакцией проекта толерантности на непреодолимые конфликты, навязанные глобальным капиталом. А что нужно глобализму? Только одно - максимальное ослабление восточного (пост/советского) поля и поддержка в Европе русофобии на должном градусе. Этого никто не скрывает, это прописано во всех открытых документах американских миссий безопасности.

Для достижения этой цели используется ур-фашистский прием, диагностируемый Умберто Эко как подмена агрессора на жертву, или уравнение нападающего с объектом нападения ("Пять эссе об этике"). Так в вине за начало войны, в военных преступлениях, в силе репрессивного аппарата ("левой и правой диктатур") "уравниваются" нацистская Германия и СССР, Сталин и Гитлер. Делается это даже не столько ради демонизации Сталина, а ради - толеризации Гитлера. И дело не только в том, что либерализм поощряет нацистские движения в Европе как инструмент борьбы с наследием социализма. Об этом много писала Наоми Кляйн. Я добавлю: кроме геополитического, событийного, концептуального и смыслового планов, информационная война имеет еще один аспект, который ускользает от социологов, но четко улавливается в социальном психоанализе: бессознательный момент, заложенный в нас самих, - тот, что назван Жижеком "Реальное Реального". Бездна внутренней ущербности, в которую нам страшно заглянуть. "Добро пожаловать в пустыню Реального".

Сразу предупрежу своих многочисленных левых и правых друзей, что я - антисталинист по родовой семейной традиции, где в 1937 было расстреляно немало бывших белых и тогдашних красных "врагов народа". Когда-нибудь я сделаю бесстрастный болезненный анализ и себя. Но мои эмоции не мешают мне видеть то, что нынешние критики "сталинских репрессий" представляют собой не менее репрессивный аппарат западной машины. Аппарат, тошнотворный именно своими двойными стандартами. Прекращение противостояние "марксистско-ленинских теорий" и "буржуазных", объявленное вместе с "концом истории", образовало вакуум, куда поступила одна-единственная идеология, замаскированная под "свободу". Это значит, что, если ты в любом русском либеральном центре говоришь о шовинизме и правах человека, всё хорошо, пока это "имперский шовинизм" и права "майданов". Попробуйте там сказать об украинском этношовинизме и правах Донбасса и Одессы. В лучшем случае вы получите скромное молчание.

Итак, почему "Сталин" как символическая фигура не равно "Гитлер"? Архетип Сталина в коллективном мышлении лежит на грани сознательного и бессознательного, в области рефлексии политического, то есть чего-то, что в принципе обсуждаемо (оправдываемо, порицаемо, обеляемо, очерняемо). Это реальность травматического опыта. Архетип Гитлера - это чудовище из наиболее непристойной изнанки человечества, которого нельзя забывать, как нельзя бояться смотреть собственной бездне в глаза. Переводя Гитлера из регистра демонического зла в регистр земного зла, мы делаем его обсуждаемым. То есть, приемлемым. И это самое страшное. А потом на разбуженные архетипы смерти накладываются либеральные символические швы концепции "всеобщего примирения".

Профессор Томас Волгрен (Хельсинки) спросил меня, что, кроме ситуативной выгоды связывает либерализм с фашизмом. Он думает, что связь находится в самом ядре либеральной мечты, а не только в инструментах ее воплощения. Я думаю также. Либеральная мечта подобна воображаемым жизням шизофреничных героев в кинописьме Д. Линча. За каждой помадой скрывается кровь. За каждой блондинкой - брюнетка. Сентиментальные призывы маскируют непристойную истину о том, что философия свободы есть философия жажды абсолютной власти, а идея толерантности есть идея скрытой под классовым снобизмом агрессии. "Если ты не принимаешь нашего постмодерного Гитлера, ты - сталинист, чудовище модерна". "Освенцим - конец гуманизма", - сказали Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно. Левиафан - конец Жана-Жака Руссо. Мне нетрудно представить, как будут вести себя представители русского либерализма, если им удастся "свергнуть Карфаген".

У меня есть друзья на Волыни, хорошие, умные друзья, деды которых воевали - один в Красной Армии, другой в ОУН-УПА. Для них естественным является отмечать 8 мая. И я как раз это понимаю. Но. Я хочу вспомнить великого философа современности Бенно Хюбнера, который выступил с покаянной речью перед волгоградскими ветеранами за отца-нациста. Вот после публичного покаяния смысл 8 мая как дня прощения здесь возможен. Никак иначе.

Я посоветовала бы своим волынским друзьям проект "Киногид извращенца" Славоя Жижека, где люблянский философ трактует один известный фильм. В нем герой должен пройти диалектику расшивки: тезис-антитезис-синтез, или: снять очки, походить без очков и снова надеть очки. Очки идеологии делают мир черно-белым. Это классическая диктатура. Левая или правая. Вот мы снимаем очки и попадаем в цветной многообразный мир, мир примирения и всеприятия. Как бы многообразный. Как бы цветной. И, только снова надев очки критического мышления, мы видим, что цветной мир - на самом деле - глубоко бинарен и репрессивен. Потому и последний бытийный выбор человека тоже будет бинарным. И это будет выбор между добром и злом. В таком выборе нет ничего конспиралогического, но он есть предельное и бытийное. Точка.

Исходя из всего сказанного. Я предпочитаю не снова и снова в жесте зомби снимать очки "советской идеологии", а надевать очки скепсиса по отношению к идеологии глобальной. И это не приписка извне, а то, что мой любимый покойный друг Бенно назвал "сознательным выбором социальной памяти", или этическим началом. Посему: с Победой. И наплевать на бесов, которых корчит от нашей общей Победы.

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • Русским молодым революционерам от бывшего поэта украинской революции.
  • Холокост ХХ века. Почему?
  • ТРИАДА. Эссе
  • Память
  • Неизвестная война


  • Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    • Войти

      Войти при помощи социальных сетей:


    • Вы можете войти при помощи социальных сетей


     

    «    Май 2019    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728293031 

    Гостиница Луганск, бронирование номеров


    Планета Писателей


    золотое руно


    Библиотека им Горького в Луганске


    ОРЛИТА - Объединение Русских ЛИТераторов Америки


    Gostinaya - литературно-философский журнал


    Литературная газета Путник


    Друзья:

    Литературный журнал Фабрика Литературы

    Советуем прочитать:

    Вчера, 00:54
    Стихи

    Новости Союза:

         

    Copyright © 1993-2013. Межрегиональный союз писателей и конгресса литераторов Украины. Все права защищены.
    Использование материалов сайта разрешается только с разрешения авторов.