Сделать стартовой     Добавить в избранное
 

зДРАВЫЙ СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ. ЧАСТЬ ПЯТАЯ Публицистика |
ЧАСТЬ ПЯТАЯ

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

1. СУЖДЕНИЯ О ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
В. Даль определяет здоровье человека как «состояние животного тела(или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке, отсутствие недуга, болезни».
Народная мудрость объявляет здоровье человека едва- ли не высшей ценностью. «Здоровье всего дороже», «Здоровье – всему голова», «Здоровье тела- богатство», гласят русские пословицы.
Здоровье представляет не просто природное богатство человека, но первое и главное условие земной жизни и преуспевания.
Дар здоровья приравнивается к дару жизни и в значительной мере зависит от самого человека. Человек бездумно и нерасчетливо, пользуясь даром здоровья, не отдаёт себе отчёта в его бесценности. Не познавший болезни человек склонен испытывать своё здоровье отклонениями от нормы поведения и навлекать на себя не просто нездоровье, а самую настоящую беду. «Научись ценить здоровье, прежде чем заболеть», говорят каракалпаты.
Это не призыв к профилактике или здоровому образу жизни, а воззвание к разуму человека. Человек до тех пор не будет по- настоящему здоров, пока не научится ценить здоровье как основу жизни. Как залог полноценного существования на Земле.
2. СУЖДЕНИЯ О БОЛЕЗНИ
В.Даль представляет болезнь и боль тождественными понятиями: «боль, хворь, немочь, недуг, нездоровье, по объяснению врачей- нарушение равновесия в жизненных отправлениях».
Характеристика боли, - самое чувство, телесное страдание, чувство горя, истомы, страданий душевных; скорбь, грусть, тоска, кручина, жаль, сокрушение, журба- всё это явления физиологического порядка. А болезнь имеет и проекцию в духовно- нравственную сферу. Болезнь есть явление и объективный фактор и имеет оборотную сторону жизни. «Мир – поле для болезней», пословица хауса.
Болезнь приходит не извне, а накапливается самим человеком. Первоисточником всех болезней является душа и разум человека, есть испытания физических и духовных сил человека, а её летальный исход- небесная кара или предопределение: «В целое яйцо и муха не залетит», говорят китайцы, подчёркивая неуязвимость для болезни душевно, нравственно и физически цельного человека.
Болезни не делят по степени и серьёзности. Любой недуг- признак нездоровья и сигнал к необходимости большего внимания здоровью человека, что к любой болезни человека надо относиться серьёзно. «Иногда слона убивает заноза»- пословица зулу.
3. СУЖДЕНИЯ О ЛЕЧЕНИИ.
По В.Далю лечить, значит «пользовать, врачевать, помогать снадобьями». Эти определения указывают на внешний фактор борьбы за здоровье человека, на помощь ему при болезни.
Главное в лечении любой болезни заключается в открытости и правдивости характеристики «от распознанной болезни не умирают», как говорят осетины. Убедить больного раскрыться, не таить болезнь, положиться на врача, на его знания и на накопленный опыт в борьбе с болезнями.
Важно быть честным не только со сведущими людьми, но и с самим собой, помогать себе, не рассчитывать исключительно на постороннюю помощь. Это не поощрение самолечения, а убеждение в необходимости мобилизации воли, сопротивление болезни, преодоление слабости и жалости к себе.
Призыв врача к лечению больного необходимо рассматривать как крайнее средство в течении болезни, когда она становится слишком серьёзна. Нельзя запускать болезнь до такой степени, чтобы понадобились лекари. Нельзя, конечно, и увлекаться лечением.
Поэтому любое внешнее вмешательство рассматривается как насилие над организмом и нужно настаивать на предельной мобилизации своих собственных, внутренних ресурсов организма. «Аптека не прибавит века»- русская пословица. «Не кушай, а займись физкультурой утром, стадион- вечером, это есть пять дней прибавления жизни», говорят аварцы.
4. СУЖДЕНИЯ О ВЫЗДОРОВЛЕНИИ
По В.Далю выздоравливать означает «оправляться от болезни», становиться опять здоровым, здороветь».
Выздоровление рассматривается как процесс выхода из болезненного состояния и последующего приумножения жизненных сил человека. А долг человека состоит в осознании высокой ценности здоровья, дарованного Богом или природой. Человеку надо всячески оберегать тело, помогать ему, не пренебрегать им. «Береги платье снова, а здоровье смолоду», говорит русская пословица.
Принцип сбережения тела не только исключает болезни, но, оказывается, считает их полезными в качестве доказательства важности здоровья, напоминает ценность здоровья и даёт радостное ощущение жизни.
В то же время, болезнь как хроническое явление плоха, допускается лишь в малой дозе или одномоментном акте. Трудность выздоровления и опасность перехода болезни за необратимую грань, губительна для здоровья человека.
А человеку надо предостерегаться от нездорового образа жизни. «С поста не мрут, а мрут от обжорства», говорит русская пословица, характеризуя губительность злоупотребления питьём, яствами и прочими излишествами. Это опасно не только накоплением недуга, но и рецидивами болезни. «Болезнь проходит, привычка остаётся»- русская пословица.
Главный принцип оздоровления организма заключается в умеренности. «Ешь мало, проживёшь долго», убеждают арабы. «Завтрак свой пробуй, обед отведай, ужин отложи», говорили ещё древние ассирийцы. С ними согласны все мудрецы всех народов мира, возводя принцип умеренности в культ.
5. СУЖДЕНИЯ О ЗДОРОВОМ РАЗУМЕ ЧЕЛОВЕКА
Умный человек по В.Далю «есть человек, кому Бог дал ясный, проницательный ум, понимающий, не всякому доступное; рассудительный, разумный, смышленый, понимающий и заключающий здраво, прямо, верно».
Под умным человеком подразумевают и мудреца и философа и простолюдина, отличающегося здравомыслием. Относительно человека вообще, народная мудрость категорична в своих суждениях. В общем плане она делит людей на умных, которых не много и глупых, которых, едва- ли не большинство.
Умственная неравность людей зависит не только от них, сколько от природы или от Бога. «Ум от природы, его не купишь», говорят армяне.
Одновременно следует утверждать и некую интеллектуальную запрограмированность отдельного человека и всего человечества. Досада на умственную инертность основной массы людей, не склонных затруждать себя серьёзными размышлениями, очевидна. Сопоставляя физическое и умственное развитие человека, делая упор на том, что люди с рождения наделены здоровым разумом, но не все правильно пользуются этим.
Природный ум можно не только потерять, но и восстановить- при желании, когда обстоятельства заставляют человека «взяться за ум». В отдельные периоды жизни ошибкахчеловек может, конечно, расслабиться и не утруждать свой ум, но наступит время испытаний и оно- то и вынуждает восстановить ранее растраченный природный умственный ресурс.
Главное не в потере или восстановлении здорового природного разума, а в том, чтобы человек жил своим умом, учиться на своих ошибках и на своём опыте, строить свою жизнь осознанно и обдуманно. «Всяк своим умом живёт», гласит русская поговорка.
6. СУЖДЕНИЯ О СМЫСЛЕ УЧЕНИЯ.
Учить по В.Далю, значит «наставлять, обучать, преподавать, передавать знание , умение своё другому; школить, держать строго, часто наказывая для нравственного образования, послушания». А учиться- «быть учиму, упражняться по своей воле, перенимать что у других, усвоять себе науку, знание, умение и проч.».
Процесс обучения преимущественно насильственная процедура, лишь отчасти согласующаяся с доброй волей обучаемого.
Природный или дарованный ум есть так и некачественный разум человека, нуждающийся в дальнейшей обработке и наполнении. Учение дополняет природный ум и придаёт ему необходимую ценность. «Ученье- свет, а неученье- тьма», пословица русских, осетинов и вьетнамцев.
Надо относиться с уважением к учителю(«почитай учителя, как родителя», «Грамоте учиться, всегда пригодится», русские пословицы). Подлинным учителем, всё же, является жизнь(«Не школа, а жизнь учит»).
Формируя мысль о тождестве процесса обучения во времени, пословицы русских говорят: «Век живи, век учись!», «Не учись до старости, а учись до смерти». Задачи школы и учителя: во- первых, не просто в человека минимум знаний, а пробудить желание учиться; во- вторых, сформировать в процессе обучения тягу к добру, важности нравственного аспекта в обучении, трактуя процесс обучения как школу нравственности. В юном возрасте ученик, достигнув первой ступени(школа), в дальнейшем прекращает своё умение и желание постигать знания. «Он схватил козла за бороду», говорят адыгейцы о ленивом ученике. То есть, этот процесс опасен- он или трансформируется в зрелость, или так и останется в себялюбии и глупости.
7. СУЖДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАНИИ
Образовывать по В.Далю значит «отражать, давать вид, образ, слагать нечто целое, знаменовать…».
Образование подлинное, одухотворяющее личность, отличается от показной образованности- поверхностной и сводящейся к выработке так называемых, приличных манер.
Образование народные мудрецы ассоциировали с образом книги, как сокровищницы человеческого разума. «Испокон веков книга растит человека», гласит русская пословица. То есть, чтение книг с целью самообразования есть подготовительная работа, должен присутствовать и накопленный жизненный опыт и желание также к обучению. Школьные задания вовсе не гарантируют понимание смысла «Грамоте может, а прочесть не умеет»(мысль русской пословицы). Готовность человека к чтению и самообразованию над прочитанным. обеспечивается способностью размышлять над прочитанным. Учиться и не думать- глупо и гибельно. А что важнее: наука или размышления? –Размышления есть процесс сопоставления, отб-либо и ора лучшего, отсева ненужного и дурного. «Тот, в чьих руках перо, не напишет, что он разбойник», говорит арабская пословица.
Необдуманное и неразборчивое чтение квалифицируется как пустая трата времени, как несомненный вред для ума и души человека.
Главное зло в образовании видится в отрыве от действительности, от изучения глубоких жизненных проблем, трактуется как порча разума и выстраивание жизни человека по заведомо ошибочным ориентирам. «Образование – гость, ум- хозяин», говорят абхазцы.
8. СУЖДЕНИЯ О ЗНАНИИ
Знание по В.Далю есть «состояние, принадлежность знающего что- либо; ведомость, сведенье, знакомство с чем; познание как плод учения, опыта.».
Знание есть поэтапный процесс, начинающийся с поверхностного «знакомства» с чем и превращающийся в некое «состояние» сведущего человека. Народным мудрецами прослеживается борьба мнений в оценке пользы знаний. «Знание- сила», пословица русских, а казахи говорят: «Незнающий избавлен от тысячи бед». Здесь речь идёт о знании как таковом, а о формах и степени знания, подлинном и показном, неприемлемости полузнаний или видимости знаний. «Лучше быть совсем глупым, чем иметь лишь поверхностные знания», говорят вьетнамцы. То есть, лучше ничего не знать, чем знать поверхностно.
Необходимо побуждать человека стремиться к полноте и подлинности знаний. «Невежда живёт год, знающий- сто лет», говорят туркмены. Мерило знания не слова, а дела, весь строй жизни человека. Необходимо чтить знание как общественное достояние. «Учи других и сам поймёшь», наставляет русская пословица. Знание есть явление объективное, имеющее общечеловеческую значимость и отшлифовывающееся в процессе обучения.
Знание должно идти не во вред, а на пользу человеку, он же – набираться опыта и знания, что даёт осознание значимости своего благополучия.
9. СУЖДЕНИЯ О ЗДОРОВОЙ ДУШЕ.
В.Даль характеризует душу как «душевные и духовные качества, совесть, внутреннее чувство», а душевного человека- как человека «доброй души, милого, радушного, участливого». Душевно здоровым можно признать лишь человека внутренне качественного, совестливого, незлобивого и доброго.
Показателем душевного здоровья человека считается неспособность на дурной поступок, ложь и безнравственность. «Чистота духовная паче телесной»- русская пословица, признаётся явлением редким и подверженным коррозии. Элемент, толкающий человека на стезю неправды и безнравственности- не разум, а дурные сердечные влечения.
Нездоровье души воспринимается человечеством с горькой укоризной и жалостью как факт нравственного падения и выражает сожаление о падшей душе, как о человеке погибшем.
Сознавая жизненную нестойкость природной души в сложных жизненных ситуациях и стремление человека маскировать своё духовное падение, надо настороженно относиться к внутреннему миру других людей. «Чужая душа – тёмный лес». «В чужую душу не влезешь»- русские пословицы. Отсюда и проистекает заподозривание чужой души в «темноте», то есть, возможной испорченности и дурноте.
10. СУЖДЕНИЕ О ВОСПИТАНИИ.
Воспитывать по В.Далю означает «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении- вскармливать, возращать(о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем значении – научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно».
Воспитанию придаётся, преимущественно, практический характер и трактуется оно как нравственный процесс. В отношении способов воспитания допускается широкий спектр воздействия на ребёнка и взрослого человека(отклонившегося от нравственных норм). «За грехи и побить- уму – разуму учить» гласит русская пословица. Собственный пример родителей, жёсткие меры строгости в семье и обществе, прощение вины- основа. Не столь важен метод, сколь значимы неравнодушие, внимание и участливость в судьбе потомства своего и человека. «Добро поощряй, а зло порицай», русская пословица. Порицание зла в процессе воспитания имеет двоякую справедливость и состоит из жёсткого противодействия злу и справедливости возмездия.
Полезность мер строгости в борьбе со злом предусматривает важность целевого воспитательного акта, требует применения мер строгости исключительно для утверждения нравственных начал.
Мерилом правильного воздействия считается раскаяние в дурных поступках. «Без раскаяния нет прощения», «До двух раз прощают, а в третий раз бьют»- гласят русские пословицы.
Однако, требуется примерное наказание не только ради него, но и для других людей, которые могут воспринять ненаказанное зло, как поощрение.
11. СУЖДЕНИЕ О ПРОСВЕЩЕНИИ
Просвещение. По В.Далю, есть «свет науки и разума», согреваемый чистою нравственностью; развитие умственных и нравственных сил человека; научное образование.
При некотором акценте в сторону науки и образования в целом, рассматривать просвещение надо как высшую форму духовного развития человека, явление Бога его душе.
Устанавливая взаимосвязь процессов образования и просвещения, видится в образованности неких элементов нравственности, просвещённости. Но в то же время образование представляет минимум нравственности, нуждающийся в просвещении как форме самосовершенствования, ограниченная формами жизненного воплощения.
Помимо опытности образование нуждается в подкреплении нравственностью Понятия благодарности и личной ответственности обозначены высшей ценностью на Земле, хотя и противопоставлены образованности и церковной морали.
Образование человека должно сочетаться с нравственным просвещением. Эти взаимосвязанные процессы должны сопровождать человека в течение всей его жизни. «До смерти учись, до гроба исправляйся» гласит русская пословица. Она утверждает благую неуспокоенность ума и души человека, их устремлённость к совершенству. Кредо просвещения – в умиротворённости ума и души человека в Боге, вере в божественность мироздания. Человек дошедший умом до Бога, постигший его как высшую истину, просвещая свою душу. Это и есть, по- видимому, высший момент просвещения, дарующий человеку душевное благополучие.
Юрий Белан, член МСПУ.
Юрий Кукурекин, член МСПУ

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • РАССУЖДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАНИИ, ЗНАНИИ...
  • РАССУЖДЕНИЯ- ПОЛЕЗНЫЕ И ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ
  • ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
  • ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ ВОЗЗРЕНИЯ ЗДРАВОГО СМЫСЛА
  • Здравый смысл как очевидный признак разума. Часть вторая


  • Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    • Войти

      Войти при помощи социальных сетей:


    • Вы можете войти при помощи социальных сетей


     

    «    Октябрь 2019    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031 

    Гостиница Луганск, бронирование номеров


    Планета Писателей


    золотое руно


    Библиотека им Горького в Луганске


    ОРЛИТА - Объединение Русских ЛИТераторов Америки


    Gostinaya - литературно-философский журнал


    Литературная газета Путник


    Друзья:

    Литературный журнал Фабрика Литературы

    Советуем прочитать:

    Сегодня, 00:16
    Із давніх збірок
    Вчера, 00:07
    Стихи

    Новости Союза:

         

    Copyright © 1993-2019. Межрегиональный союз писателей и конгресса литераторов Украины. Все права защищены.
    Использование материалов сайта разрешается только с разрешения авторов.