К 86-летию окончания строительства Беломоро-Балтийского канала

               К 85-летию окончания строительства 

                    Беломоро-Балтийского канала

 

    Исполнилось 86 лет со дня окончания строительства Беломоро-Балтийского канала имени СТАЛИНА.

     «Рабы Сталина руками копали гигантские каналы, а дети руками копали мёрзлую колхозную картоку» – вот так озаглавил свой, размещенный ранее материал, некий блогер в одном популярном сообществе.

    Естественно большинство читателей высмеяло это утверждение. «Бред больного» и другие не менее «лестные» выражения дали оценку этому «творчеству». Можно было бы не реагировать на подобную чушь, мало ли что пишут не совсемм адекватные блогеры. 

    Но вот в новостях на Первом канале, в сюжете посвященном годовщине со дня окончания строительства канала, диктор говорит что на строительстве «погибали сотни, если не тысячи» в день. «Не было гарантии, что тебя не расстреляют».

 

Обратимся к книге «Канал имени Сталина», изданой в 1934 году, авторы… Впрочем об авторах позже.

 

    …. Официальной датой окончания Гражданской войны считается ноябрь 1920г. Но в 1920 война не закончилась. Она перешла в скрытое, или как гогорят медики, латентное состояние. Кроме вооруженных мятежей, выступлений крестьян, стычек с бандами, происходили диверсии, акты вредительства. Особенно они обострились во время коллективизации.

Лозунг кулаков «Кто первый в коллектив – тому первая смерть» не был пустой угрозой…

Харьковская область, село Покровское. Сын жандарма застрелил пионерку Надю Ринда 13 лет за выступление на собрании против кулаков.

…Деревня Кубасово, колхоз «Путь коммунизма».  Ветеринар Васильев привил сап 6000 лошадям.

В совхозе им. Петровского зимой в лютые морозы кто-то открыл двери в овощехранилище. Выморожены все запасы овощей. 

Нанятый сторожем Павел Мирошников слил 47 тонн керосина в землю. Сорвал вспашку и посевную.

В Каменском и еще нескольких районах Нижней Волги правление колхоза,  (регент церковного хора и 2 бывших кулака), организовало «полевой суд». Массово пороли колхозников, якобы за «нарушение порядка работы».

В Туркмении строили канал, затратили большие деньги. Когда ввели в строй вода не пошла. Арестованный инженер проектировщик  В.П. Пашков объяснил срыв пуска канала тем, что «не правильно учтен рельеф степи. Виноваты карты, составленные в 1890 году». 

Проведенное следствие выяснило, что перед проектированием канала «была проведена тщательная разведка трассы» - виноваты не карты.

По этому же делу арестованы еще ряд инженеров.

Показания инженера Вяземского:

«…мною от профессора Ризенкампфа было получено задание являться в центр вредительства Госплан, к профессору Кенигу, который дал мне план по вредительству в Дагестане, заключающийся в задержке расселения горных племен на низменных областях. Средством для этого была задержка осушительных и обводнительных работ».

Ананьев: «С 1928 примкнул к вредительской организации Узводхоза».

Зубрик: «Признавая наличие организованного вредительства в области водного хозяйства я признаю себя виновным». 

Инженер Вержбицкий, указал, что регулярно получал крупные суммы за вредительские акты. Запомним эту фамилию

Можно было бы говорить, что показания выбиты, арестованы и осуждены невиновные, но….

Но затрачены большие средства, канал вроде бы построен, а воды нет - вредительство налицо.

 

До сих пор в сознании  у многих укоренилось мнение, что строительство Беломоро-Балтийского канала для зеков, это каторга или лагерь смерти, что-то вроде Треблинки или Саласпилса. Что берега канала усеяны костями, замученных заключенных.

 На самом деле участие в строительстве канала считалось, чуть ли не поощрением. Провинившихся заключенных просто лишали ряда льгот. Не желающих работать, отправляли обратно в лагерь.

 Любопытен приказ Главного управления лагерей по Беломоро-Балтийскому женскому лагерю за  подписью помощника начальника ГУЛАГа, Фирина, по результатам проверки лагеря комиссией ОГПУ. 

Вместо ужесточения режима, наказаний заключенных, сокращения пайков, - помощник начальника Главного управления лагерей Фирин беспокоится о быте и культурно-воспитательной работе среди заключенных:

 

                                             ПРИКАЗ № 54

Ст. Медвежья гора                                                          8 февраля 1933г.

 

 О недостатках культурно-воспитательной работы среди женщин и мероприятиях по поднятию этой работы. 

 1….женские общежития недостаточно утеплены, плохо оборудованы…

 2.Большинство…трудколлективов не имеет своих кухонь, практикуется выдача сухих пайков…

 3.Медицинское обслуживание…налажено недостаточно. Женщины не всегда обеспечены врачебной консультацией.

 5.Культурное обслуживание…в зачаточном состоянии.

 6….значительное количество женщин не охвачены школами…

 7. Со стороны лагерной администрации…нет чуткости и уважения к женщине; в обращениях встречаются грубость, цинизм, и иногда не щадится женская стыдливость…

8. В результате черезвычайно слабой культурно-общественной работы и недостаточного внимания к нуждам заключенных женщин в быту. имеются даже такие ненормальности, как кражи, пьянство, проституция и картежная игра.

Считая далее такое положение нетерпимым и явно нарушающим задачи исправительно-трудовой политики лагерей ОГПУ ПРИКАЗЫВАЮ:

И далее, требования принять меры по каждому пункту, в том числе и пункту 7. А меры по устранению недостатков в те времена, принимались жесткие и решительные. Начальник лагеря мог поменяться местами с заключенными

А чего стоит  только вот такой пункт:

«охватить 100% неграмотных женщин школами ликбеза и к 1 мая совершенно ликвидировать неграмотность заключенных женщин». 

Очевидно НКВД приятно было расстреливать совершенно грамотных женщин…

Да труд заключенных был тяжелый, техники не было. Были кайло, лом и лопата. Что бы выполнить постройку канала в срок, заключенных загружали по полной. Сам Ягода ездил с внезапными проверками.

Из телеграммы посланной Замначальника Беломорстроя Раппопорту:

«..Вашей главной обязанностью является восстановление в лагере труддисциплины, приведя ее в состояние, равное  июльскому. Решительно прекратить бездельное шатание тысяч людей, до полного восстановления порядка в лагере».

                                                                               ЯГОДА

Учитывая тяжелый труд, выдавались усиленные пайки:

Обед:

Щи (1,2 литра на человека)

Каша пшенная с мясом (по 300 грамм)

Котлеты рыбные с соусом (по 75 грамм)

Пирожки с капустой (по 100 грамм)

Кроме того за перевыполнение норм полагался дополнительный паек

Еще раз подчеркиваю, участие в строительстве считалось поощрением, а те, кто отказывался работать или нарушал дисциплину отправлялись обратно по месту отсидки.

Отличившихся премировали

К моменту окончания строительства Беломоро-Балтийского канала, Постановлением ЦИК СССР от 4 августа 1933г:

«1. …Освобождены  от дальнейшего отбывания мер социальной защиты 12 тысяч 484 человека, как исправившиеся и ставшие полезными для социалистического строительства … 

59 тысяч 616 (!) сокращены сроки отбывания мер социальной защиты как «проявивших себя энергичными работниками на строительстве».

2. За самоотверженную работу на строительстве Беломоро-Балтийского канала им. Сталина снять судимость и восстановить в гражданских правах 500 человек.

3. Поручить ОГПУ, обеспечить дальнейшее поднятие квалификации в строительном деле наиболее талантливых работников из числа бывших уголовников-рецидивистов и при поступлении их в учебные заведения  обеспечить стипендией.

 

                                                   Председатель ВЦИК СССР  М. Калинин.

                                                   Секретарь       ВЦИК СССР А. Енукидзе  

Целый ряд заключенных были награждены орденами, а двое, Френкель Нафталий Аронович и, упоминавшийся выше, Вержбицкий Константин Андреевич были награждены высшей наградой СССР орденом Ленина. (Всего орденом Ленина за строительство канала были награждены 8 человек, в числе которых  Ягода, Берман, Фирин и др.).

      Теперь об истории создания книги и авторах.

На канал выехала делегация в составе известных писателей РСФСР, УССР, БССР, Таджикской и Узбекской ССР, всего 120 человек. Они побывали почти на всем протяжении строительства канала.

      В предисловии они написали: «за текст книги отвечают все авторы». Среди известных писателей, авторов книги, были:

М. Горький, М.Зощенко, Вс. Иванов, В. Катаев, Л. Никулин, А. Толстой и другие.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.