«Звездный ветер» космоса Константина Шевердина или Фантазия и реальность в творчестве художника

                           «Звездный ветер» космоса Константина Шевердина

                                                                  или

                             Фантазия и реальность в творчестве художника

 

                                          Фантасмагории  и реальность

   Сегодня понятия энтузиаст и профессионал  стали  антонимами. К тому ж, чтоб увидеть в человеке сочетание и  того, и другого нужно более пристальное  внимание к людям, которого за нынешней суетой сует и не хватает. Поэтому и хочется успеть сказать добрые слова о земляке, которого знаю, кажется, почти вечность. 

 Константин Николаевич  Шевердин, человек с высокой квалификацией мышления. Можно с уверенностью сказать, что он  мог бы стать и великолепным инженером и смелым ученым. Да мало ли кем! Но, стал художником. Заслуженным художником Украины. Да, он   удостоин  и звания «Народного мастера декоративно-прикладного искусства Луганщины».

   Его графика и живопись необычны. В чем то  они схожи с впечатляющими картинками космоса, сделанными через телескоп. Рассматривая  ту или иную картину художника, мы можем через неё рассмотреть и творение, вдохновившие его.  И вот оно. Космос и явь... Конкретная земная среда и Вселенная. Соединение мира невидимого с видимым, с тем , что окружает.Но вот рассматривание  художественных вымыслов не назовешь рассмотриванием Творения, это фентези. Личные амбиции, обиды и радости  здесь непричем. Речь идет о принципе.


   Сюрреальная  композиция художника подобна ребусу, который хочется сразу же разгадать. А, нет! Ни все так просто.

   В изобразительном искусстве были разные направления: реализм и натурализм,и мпрессионизм и соцреализм...В чем то предельно понятные, в другом - заманчиво загадочны.  

   К примеру,до сих пор остается загадкой, что  всю жизнь искал сюрреалист Сальвадор Дали  Один его  «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения» непроизвольно включает в работу любой мозг. «Что  он хотел этим сказать?» - гадают люди, - и  не могут оторвать взгляд от картины. Вот она невероятная сила искусства! По этому поводу можно иметь разные мнения. Но, попытаемся понять.

   Пожалуй, К. Шевердина   можно отнести к представителям нового направления в изобразительном искусстве:: яркого, самобытного, талантливого, неожиданного,  фантастического. Казалось бы странно, но  сюрреальные  сюжеты его  картин, рисованная фантасмагория  рождают общепланетарное  сознание, единого в каких-то кардинальных, главных вопросах… Например,как то: «Является ли наша Вселенная разумной и как отыскать следы  божественного  в  космосе». Их автор не убегает в астрал, он опережая время, достойно иллюстрирует будущее так как сам видит и понимает. 

 Им найдена и   разработана своя  авторская манера письма, к тому ж два новых жанра в современном изобразительном искусстве Это - «Астро-эзотерический портрет» (1999 г.), в основе которого лежит биоэнерго-информационное понимание бытия, места и роли человека во Вселенной. Второй - «Дипломатик-Арт» (1998 г.). Жанр базируется на сугубо инновационном подходах относительно поиска символико-графических компонентов (форма, цвет, символ, знак и т. п.). Задача одна - добиться гармонического содержательно и интересного композиционно объединения между собой всех компонентов, составляя общие образно-графические информационные решения. При этом каждый компонент должен  иметь прямое или косвенное отношение к конкретной теме того или иного произведения, либо к  процессу или ситуации с учетом историко-культурной, культурно-художественной, этнокультурной и межкультурной составляющих. Уф! Всё как-то сложно... Попутно замечу, что  художник К. Шевердин  является соавтором создания нового направления в современном искусстве, который назван - «Кронос». Направление было презентовано ещё  в 1996 году в городах Луганске и Киеве.

   В принципе, в познании Вселенной и самого человека, его мировосприятия  многое и сегодня  остается загадкой.  Непроверяемо... Так  что,  реалистичность реальности — большая загадка. Всеобъемлющее творческое начало и прочие синонимы для некого разума, управляющего или являющегося нашей Вселенной? Если да, то как его «поймать» — найти доказательства существования или опровергнуть это? Насколько знаю, Константин Николаевич и ставит перед собой такой задачи. Он ищет гармонию в триединстве: Человека, Души и Космоса.

   Художник постоянно находится в творческом поиске, экспериментирует с разными формами и техниками   (филигрань, художественная ковка, чеканка, гравирование, «гнутье», ручное литье металла и стекла), разрабатывает новаторские технологии. Много времени уделяет синтезированию видов искусства, создает экспериментальные авторские циклы-линии в графике и живописи, ювелирном деле, в малых формах, дизайне и художественном оформлении полиграфических изданий и т.п .Уместно вспомнить известные строки: «Большой талант всегда тревожит, и, жаром головы кружа, не на мятеж похож, быть может, а на начало мятежа».

   К. Шевердин - художник и воспитатель нового поколения творцов, поколения next,  ищет себя во времени и пространстве. Его жизнь в искусстве подобно истечению вещества из звезд, называемым «звездным ветром».  Пространственно-временная модель Эйнштейна, одна из основ теории «эмерджентности», говорит, что прошлое и будущее существуют одновременно в одном объекте. А это значит, что режиссером современности может выступать будущее. И наоборот. 

   В основе теории « эмерджентности» (возникновения) лежит весьма модная в наше время концепция: реальность состоит из информации. Информация, в свою очередь, передается символами, которые делятся на два типа. Абстрактные субъективно представляют собой что-то другое, чем сами символы. Но нам интересны более фундаментальные символы. К примеру, форма квадрата, которая показывает форму квадрата безо всяких лишних смыслов. Такой себе геометрический язык.

   В этой связи вспомнились  размышления  академика Дмитрия Сергеевича Лихачева о о знаменитых «квадратах» Казимира Малевича.

  «Малевич,  - пишет Лихачев, - был великолепным живописцем. Он мог писать и как реалист, и как импрессионист. Он создавал свой портрет в стиле Рембранта. Умел писать в разных планах. Это был виртуоз живописи. Но он писал и прямоугольники: желтый — на белом, допустим, черный - на красном  и так далее. Это было экспериментом. Проверка того, как соотносятся краски, как соотносятся формы, попытка создания своего рода живописного алфавита».

  Такого же, как и наша реальность — она (так утверждают ученые!) геометрическая от самых крупных структур до уровня элементарных частиц и ниже. Соответственно, именно геометрический язык-код — это фундаментальный способ выразить информационное значение в нашей версии мироздания. Кстати, им часто пользуются и современные художники. Шевердин тоже. 

   Таким образом, геометрическая реальность позволяет всем фундаментальным силам и частицам (и гравитации тоже) превращаться друг в друга в процессе «калибровочного преобразования». Далее ученые нашли выход: они обратили внимание на язык и математику квазикристаллов. Все эти рассуждения к тому, что и художники, такие как братья Константин и Петр Шевердины, пусть интуитивно, своим творчество доказывают Это. Предполагаю, что Костя сначала «слышит» картину, ярко представляя цвет в музыке, и лишь потом пишет ее. Так Блок слышал еще не созданные стихотворения, так Скрябин "пробовал” цвета на слух. 

   Художников нередко называют творцами радости, но, к сожалению, не часто  пишу о том, как ради создания её они живут и работают. В лучшем случае вспоминают об этом  по поводу того или иного  авторского вернисажа, которые всегда были формой проверки зрелости человека, свежести и уровня его мышления. 

 

                                          Истоки творчества 

Во времена Возрождения умение работать  в  различных областях человеческой деятельности считалось само собой разумеющимся. По выражению тех времен - каждому человеку судьбу создают его нравы. В молодости Костя поработал водителем автопогрузчика на тепловозостроительном заводе, где трудился его  отец -  столяром, мать же работала технологом на станкостроительном заводе.. Потом была армия. Рисовать юноше  нравилось, но  без фанатизма, как-то умеренно. Подзадоривала увлеченность этим занятием родного брата, Петра: наглядный пример целеустремленности и упорства. 

   И  Костя искал и    пробовал  себя в разных ипостасях. Но, если брался за какое-то дело -  добивался результата.  Вместе с тем, обрести свою художественную идею Константин сумел не сразу. Так было, когда в разгар кооперативного движения Шевердины (он и его старший брат Петр) работали в Луганске художниками-ювелирами на территории тепловозостроительного завода в кооперативе с громким названием «Победа». Драгоценные металлы не использовали. Медь покрывали анодированным титаном. Самые разнообразные изделия получались: серьги, перстни, настольные украшения. Директор кооператива, как говорят, хозяин барин, диктовал свои правила. Хотя были и выставки изделий. Все восторгались. Но покупали вяло. Каждая работа была  штучная - в единственном экземпляре. Значит, вещь дорогая.  Ведь не ширпотреб штамповали, хотя приходилось и  «трафаретностью» заниматься.    Дорого, но не сердито.  Меж тем, как только  узнавали, что не золото, желания  и жажда приобретения вмиг исчезали. Свое восхищение по случаю  об одной из подобных изящных вещиц Кости-мастера на выставке ювелирных изделий  фирм и мастеров Европы (Выставка ювелирного дизайна «МИДОРА - 2000», г. Лейпциг, Германия), выразила сама София Лорен  и даже  Джина Лоллобриджида. Факт! Об этом пресса писала. Хвалили и другие. Например, о  творчестве в те годы  молодого умельца вот что сказал  один  из лучших отечественных мастеров-изготовителей сувениров различной тематики Станислав Лященко: «Мне наиболее импонирует творчество Константина Шевердина, как  большого мастера камня и металла,  настоящего ювелир. Константин Шевердин  скуповат на слова, особенно о себе. Меж тем, об истоках своего  творчества кое-что рассказал:

   - В искусство я приехал... на тракторе, - как бы шутя признавался Константин Николаевич.. -  Рисовал, конечно, и в школе был редактором стенгазеты. А кто вообще не рисовал в детстве и отрочестве?

  Однако  поступил он  в итоге в сельское среднее ПТУ №1, что в Красном Яру, пригороде Луганска. Изучал сельскохозяйственную технику. Потом был  заочный народный университет искусства имени Крупской в Москве, затем уже педагогический институт, исторический факультет. 

  - Так вот, в училище, - продолжил художник, - со мной и  во мне происходило то, что я назвал «эстетизацией формы». Отсюда пошли по его признанию фантастические мотивы. Сначала они нашли свое выражение в пластике формы металла, в ювелирных изделиях. Нас склоняли на массовые тиражи колечек-сережек, - говорит Шевердин, -  а мы, я и брат, все же тяготели к   творчеству, которе, как правило, всегда начинается с идеи и с эскизных набросков. Поэтому рисовал и рисовал.

  Приняли в Международную федерацию художников и графиков ЮНЕСКО. Но я все еще считался мастером декоративно-прикладного искусства. Ювелир, в общем.

  Помню, как сейчас помню, в 1993 году под Рождество хотел изготовить художественный крест, особенный, изогнутый. Никак не получается. И тогда меня словно осенило: сажусь за стол и рисую. С тех самых набросков и началось моё «художество».

  Ныне имя Константина Шевердина в Луганске широко известное благодаря его художественно-творческой, культурно-просветительской и общественной деятельности. Константин Николаевич - одаренная и многогранная личность: он  получил художественное, гуманитарное и техническое образование,  работает во многих видах, направлениях и жанрах современного национального искусства, занимается научной работой в направлении художественно-культурного, этнокультурного воспитания человека и общества средствами искусства, дизайна и социальной рекламы.

 

                                                   В гостях у НАСА

   А в 1994 году Костя послал рисунки на Международный  конкурс «Иллюстраторы будущего» имени Рона Хаббарда (г. Лос-Анжелос, США). В следующем году - полуфинал. В 1996 году - финал. Путь к признанию сложен  и непредсказуем. Справедливо когда-то  было  сказано: « Через  тернии -  к звездам». Меж тем, август 1996 года стал для Константина действительно звездным.  Он стал одним из победителей в международном конкурсе художников «Иллюстраторы Будущего». Награждение проходило в Центре космических исследования НАСА в г. Хьюстон, штат Техасс, США. Настоящий подарок судьбы! Да, еще и ко дню рождения. А родился Константин Николаевич в Луганске 26 августа 1963 г.

   На вопрос: «Каковы были главные критерии отбора?» - ответ был предельно лаконичный, - «Жесткий!»

   Международный конкурс «Писатели Будущего и Иллюстраторы Будущего» был организован в 1983 году писателем и философом Л. Роном  Хаббардом. Конкурс поддержали его друзья и коллеги по писательскому ремеслу, такие как  Айзек Азимов и Рэй Бредбери. Впоследствии в жюри конкурса вошла целая плеяда из звезд научной фантастики и фентези, включая Френка Герберта, Орсона Скота Карда, и Фредерика Пола. За долгую историю конкурс создал новое поколение талантливых писателей, ведь 80% победителей сегодня зарабатывают этим видом искусства себе на жизнь.

   В 1988 году появился сопутствующий конкурс «Иллюстраторы Будущего». Он был призван оказать подобную помощь начинающим иллюстраторам, которые также нуждаются в поддержке, а их работа во многом определяет успех художественных произведений.

  А происходит ныне все так: в течение года в Лос-Анджелес приходят сотни, а то и тысячи конкурсных работ-иллюстраций (принимаются не оригиналы, а репродукции) и повестей. Ежеквартально признанные во всем мире писатели и художники-фантасты, приглашенные в жюри, отбирают по три произведения. Среди судей, в частности, известные любителям фантастики писатели. Долгое время в жюри состояли Франк Фразетта и Фрэнк Келли Фриз, классики, корифеи и, фактически, одни из основоположников фантастической иллюстрации. Весной проходит второй тур конкурса - двенадцати финалистам-художникам рассылается по одной из победивших повестей и технические рекомендации по созданию иллюстрации. Готовую работу нужно отослать в течение месяца. Все финалисты приглашаются в конце лета в США на неделю мастер-классов и Церемонию награждения. Расходы на дорогу и проживание в отеле берут на себя организаторы конкурса. Мастер-классы ведут те же самые судьи, и, таким образом, профессионалы, достигшие высот, делятся опытом с молодежью.

   - Мне сообщают, вспоминает далее Константин Николаевич, что я должен прибыть на церемонию награждения в Хьюстон, прямо в Центр космических исследований НАСА. Наверное, мало что получилось бы из этой затеи, если бы не помощь Ольги Андреевны  Габриелян, заведующей кафедры иностранных языков Луганского национального университета имени Тараса Шевченко, которой я искренне благодарен. На всех этапах моего участия в конкурсе она была великолепным переводчиком и консультантом. Справедливо сказать, соавтором.  Сумела быстро, точно передать  сюжет и содержание повести-«победительницы», которую  иллюстрировал. Повесть мне понравилась сразу - это истинная научная фантастика, видно, что автор хорошо знаком с физикой и астрономией, но в то же время не забывает о духовном. Одна из мыслей, проходящих красной нитью, - представители разных религий имеют намного больше общего, чем сами   религии. 

   Билеты туда и обратно - за счет организаторов. Все бы хорошо! Но оказалось, что «там, за океаном» об Украине мало что знали... Отсюда и отношение   к нам, постсоветским, «плевое», поскольку-постолько. Билет на вылет пришел. Но американцы почему-то посчитали, что Украина - это где-то рядом с Германией. Лететь в Штаты надо было  из Франкфурта-на-Майне. Пятница. А в понедельник я должен быть уже там. Занял 500 долларов у разных друзей. За это время удалось все-таки уговорить приглашающую сторону пойти мне навстречу в самом прямом смысле слова: назначили мне вылет уже из Варшавы. Поверил на слово... Однако там, в варшавском аэропорту Okecie, ныне имени Фредирика Шопена (Окенце/Окенче) пережить пришлось тревожные  часы  напряженного ожидания билетов. Досада. Отчаяние. Надежда. Противоречивые чувства накатывались  одна за одной, сменяя подобно волнам  настроения. Американцы своевременно не переадресовали бронь и оплату перелета. Лишь на вторые сутки, под утро, почти в полупустом зале терминала, полицейские, смотревшие на меня с явным подозрением, сообщили мне, что  билеты  уже есть.

Наконец лечу. Впервые попасть в Америку равно,  что попасть в иной мир. Чикаго. Международный аэропорт  О Хара (ORD  ). Вылет на Хьюстон - через 20 минут. Громадный аэропорт. Где же нужный мне терминал? Показали полицейские - это за полтора километра. Как успеть? Выручила монорельсовая дорога,с воеобразный трамвай, проходящий на высоте.

   В Хьюстонском аэропорту - тоже в растерянности. Вдруг в чьем-то разговоре слышу: «Мистер Шевердин...». Смотрю, у одного человека на груди табличка с моей фамилией.

   Разместили нас в гостинице «Хилтон». Прибыли 12 победителей конкурса рисунков и столько же победителей конкурса писателей со всего мира. Экскурсии по Центру НАСА. Награждение. Смокинг с бабочкой, Фото сессии. Фантастика! Получил я 500 долларов, тютелька в тютельку, чтобы раздать долги. Иллюстрации мои попали в книгу американской писательницы-фантаста  Арлен Харис.

   Праздник, хоть и беспокойный, быстро закончился. Дома я стал работать, спустя какое-то время, на кафедре дизайна педуниверситета.

 

                                      Момент опережения и жизнь 

   Момент  опережения - общее  свойство фантастики. Достаточно назвать, например, авторов начно-фантастической литературы. Это и Ж. Верн, А.Н. Толстой, К. Чапек, С. Лем, И.А.Ефремов, А.Н.и Б.Н. Стругацкие и др. Своей дерзновенностью литераторы-фантасты  всегда задавали направления  векторного развития НТР.

   Фантастика всегда вызывала живой интерес, особенно у молодых читателей. Но в прежние  времена  мало кто обращал внимание на бедность иллюстраций. 

   Фантастическое  в литературе мы определяем по его противоположности реальному и существующему. Однако многое зависит от  исторической позиции наблюдателя… Сегодня есть уже и виртуальная реальность! Предсказания стремительно вторгаются в реальгость.  Поэтому  в искусстве  происходят постоянные процессы переосмысления, перехода реального в фантастическое и фантастического в реальное.

   Для емкого  же определения художественного творчества К.Н. Шевердина более всего подходят слова   Владимира Даля: «Фантастический - читаем в Толковом словаре В.И.Даля, - необычный, мечтательный, или затейливый, причудливый, особенный и  отличный по своей выдумке».

   Не берусь судить о мастерстве К.Шевердина как искусствовед или художник. Его произведения  мне просто нравятся, а избранная им  тема: «Дальний и близкий космос»,  сама по себе увлекательна своей безграничностью и  загадочностью.  Не раз я пытался представить себе, какими могли бы быть проявления жизни на других планетах, в других галактиках. В отличии от нас, художник  находит яркие  образы и формы внеземной «цивилизации», словно только что вернулся  из космического путешествия, побывав на перекрестках галактик Своим творческим воображением он  показывает нам миры Portaregia : Синего Солнца, Желтого Солнца, Рубиново-Красного Солнца… Его графика и акварель разнообразны, они различны и по цвету и по композиции, но в совокупности все они как бы слились в единую симфонию космоса. Каждая картииа  писалась им скрупулезно точно и долго.

   Меня убедило в правдивости его живописи и акварели, если так можно выразиться, так это, что фантазия художника точно передавала переплетение света и тени, мягкий переход от одного тона к другому. Именно такая переливчатая гамма цвета, очевидно,  видится человеку, побывавшему в космосе. Контрастом по сравнению с первым полотном, написанным в холодных синих тонах, представляется (так я сам условно назвал картину) «Закат на планете Большого Красного Солнца». Огромный багровый диск застыл над горизонтом, отдавая последнее тепло лианоподобным растениям, как бы прощающимся с ним.

   Десятки тематических сюжетов, фантастических образов, причудливого видения…  объединенные в серии и циклы авторской   фантасмагории, подобно звездам в космических созвездиях, удивляют и завораживают. Как то: «Свечение космоса», «Планетарное взаимодействие», «Космические плантации», «Парад планет», «Информационный носитель»,  « Планетарные часы или Космические куранты»,  «Космический мегаполис» и т.д. Физическая картина мира художника-иллюстратора будущего складывается на представлении о неразрывной связи  пространства и времени.

   Так, в будничной круговерти К. Шевердин настойчиво ищет формулу смысла, свой Грааль, то в «Зодиакальных циклах», то в «Таинственных измерениях» и    «Спирали развития».

   Художник, по мнению К. Шевердина, ведь рад творить не то, что попало, что просто приносит заработок. Тут важен и жанр, и форма, и вживание в образ… и эксперимент.

   Следует напомнить, что жанр фантастической живописи стал развиваться на Западе с конца первой половины 20 века, приобретая свои каноны и требования и рождая своих корифеев. Это не просто иллюстрация к тексту или картинка, а лицо будущей книги, поэтому здесь важно и  так  называемое «чутье спроса». Что же до технической части, то, на мой взгляд, работа иллюстратора фантастики требует очень высокой квалификации - здесь вам и реалистический рисунок, и дизайн обложки, и внешность персонажей, и декор и дизайн средств передвижения, костюмов, зданий, оружия, машин, пусть даже фантастических и вымышленных. И все это надо сделать визуально привлекательным. Но, художников-иллюстраторов сильно потеснила компьютерная графика. За примером далеко ходить не надо. Взять редакции газет и журналов. Художники там работали великолепные. Где они сейчас? Где угодно, только не в редакциях. Там натурально-традиционные художники-графики больше не нужны.

   Парадокс?! Художников, непосредственно занимающихся иллюстрированием фантастической литературы, у нас можно по пальцам пересчитать, так же  практически узок круг  писателей-фантастов. Очевидно, потому что отечественные издатели не рискуют выпускать фантастику, опасаясь убытков. Хотя любителей же фантастики и фэнтэзи у нас хоть отбавляй. Когда я преподавал студентам-журналистам издательское дело, те  зачитывались Толкиеном, Саймаком, Азимовым и Брэдбери... Теперь привет из будущего, по мнению продвинутых ученых, нам шлют быстрые и умные звезды, а то, что все живое, утверждает «сознание пикселей»?!

   Если у «эмердженталистов» сознание является плодом работы сложнейшей системы, ее пиком, то на противоположном конце сторонников живой (или квазиживой) Вселенной находятся «панпсихисты», считающие, что все изначально было наделено сознанием. А возникает оно где-то на стыке физики и телепатии.  Сторонниками живой Вселенной бы­­ли Джордано Бруно, Том­­мазо Кампанел­­ла, Дени Дидро, Иоганн Гете, Артур Шо­­пенгауэр. Психологи и физики, шарлатаны и математики. Сейчас он крайне популярен среди нейрологов и стал основой для трех влиятельных теорий сознания.

   Между тем талант - всегда явление оригинальное, нарушающие устоявшиеся стереотипы. Ещё Герцен говорил, что один из признаков таланта - наличие «безумной неправильности». Мы должны уважать право художника  на оригинальность и эксперимент. Не грех помнить о том, что многие эксперименты позднее становились великими открытиями, а затем и  плодотворными традициями.

   За более чем 35 лет творческой деятельности (1982 - 2017 г.г.), мастер принял участие в более 145 выставках различных уровней и статусов: 85 из которых срочные - региональные, 9 - всеукраинские, 3 - в ближнем зарубежье, 4 - действующие в регионе, 44 - в дальнем зарубежье ( Австралия, Аргентина, Великобритания, Мексика, Германия, Польша, США, Франция, Чехия, Швейцария, Япония).

   Мастером подготовлено и проведено шесть персональных выставок две из которых Всеукраинского уровня в г. Львове (1994 г.) и г. Киеве (1995 г.), три региональные г. Луганска (1996 г., 1999 г., 2001 г.,), за рубежом в Польше, город Валч 2005 г. 

   Признаюсь, есть соблазн назвать таких художников как Константин Шевердин, элитарными. Это просто сложное искусство. Поэтому и выставок таких художников меньше… Да и спонсоров на то найти трудно.  Ясно, что для восприятия произведений такого рода необходима серьезная подготовка. Отсюда и стремление сложных художников  обрести обратную связь с публикой. Не в суете, не хватаясь, за одно и  другое, а продуманно, четко, методично. Человек должен учиться видеть себя, необычайно конкретного, единственного, уникального, но все же в контексте исторического развития…Наверное поэтому, ещё в начале 90-х, отстаивая право на поиск и дерзновение, «треугольник» творческих  единомышленников - в лице Константина и Петра Шевердиных и уникального мастера искусства художественной обработки дерева, автора книг и судомоделей Вячеслава Козака, основал объединения местной интеллигенции под названием: «Человек. Душа, Космос». Без полета фантазии и мечты, дерзновения и прекрасных порывов души жизнь человека блекнет.

   Надо понимать, что  развитие изобразительного искусства - процесс сложный, не поддающийся скороспелому анализу. Однако добрые слова настоящему  художнику надо говорить вовремя.

 

 26.08 2017 г.

Борис Москалюк

 

P.SC Днем рождения, Константин Николаевич!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.