О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ЖИЗНИ В ГРЕЦИИ

 

 Валерий Козырь  

 О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ЖИЗНИ В ГРЕЦИИ                                               

  Очерк 

  Потоки машин с головокружительной скоростью шквалом проносятся по центральным магистралям Афин. Автоматические светофоры не справляются со своей обязанностью регулировать бесконечность движения и дорожная полиция уже доцивилизованным способом, вручную, помогает направлять нескончаемый колёсный конвейер в русло возможного предотвращения "пробок” на магистралях греческой столицы. Но и совместная работа светофоров с полицией всё равно даёт сбой. А водители спешат, нервничают… Малейшая задержка в движении и вот уже дружный рёв клаксонов требуют от блюстителей дорожной службы более быстрой ориентации в ситуации и разрешения на дальнейший стремительный бег. Отмашка жезлом... и машины, нет не срываются с места, а катапультируются в бездну "автопада”. Поражаюсь, как при такой дистанции, почти вплотную, друг к другу не происходит массового их столкновения. Дополню картину и тем, что в лабиринтах потока машин снуют ещё и отважные мотоциклисты и мотоциклистки  /мода на стальных коней, захлестнувшая и слабый пол/, наводящие ужас осклаблившимися мордами и ревом своих яманов /японская модель со сверхмощным двигателем/. Как мне позже рассказывали, эти лихие мотоциклисты выполняют еще и роль скорой технической помощи автоводителям. А некоторые из них даже закреплены за владельцами автомобилей и готовы мчаться по их вызову в любое время суток, при любых                                                                 

погодных условиях для оказания технической помощи нуждающимся. Это первое, что поразило меня в первый же гостевой день приезда в Афины.            

         Причём, тревожная статистика транспортных происшествий ни в коей мере не влияет на выработанный годами бешеный темп движения, сопровождавший  меня в путешествиях по дорогам Греции. И, кажется, русское выражение "чему быть , того не миновать” приобрело здесь свою определённую конкретность, поскольку подавляющее число  православных греков убеждены, что на всё воля Божья! Так, гибель разбившегося юного   мотоциклиста, шестнадцатилетнего племянника в религиозной семье, в которую прибыл я по приглашению накануне этой трагедии, не рассматривалась как трагедия со всеми вытекающими из этого скорбными ритуалами. Странно, но, как мне объяснили родители, что ещё при крещении малютки, по поведению его, батюшка предсказал недолгую жизнь мальчику. И этого родители подсознательно ожидали и это свершилось.

       Интересно, что и за угнанными машинами в православных  религиозных семьях также не горюют, а благодарят Бога - потому, как отверг он этим роковой исход владельцу автомобиля и тем благословил его на дальнейшее продолжение жизни. Но это ещё и предупреждение ему - "не греши!”   

          Религия в этой стране пронизывает все сферы жизни населения. Она-то и является главным воспитателем по жизни православных греков. А заповедь                                                                                                                                              "Бог терпелив, но справедлив!”, которой руководствуются они, заставляет не забывать с                                                                                                                    

каким багажом нравственности ты предстанешь в мир иной.

    Перемены в бывшем СССР, связанные с перестройкой, населением рассматриваются,

                                                                     2

как положительные. Потому как, наконец, Русь освободилась от "коммунистической заразы”, а религия от её пут. И то и другое здесь связывают с именем Горбачёва, потому и поют панегирик ему во славу. Поэтому с особой теплотой, как мне рассказывали, принимали супругу экспрезидента Раису Максимовну, приехавшую с семьей /без супруга/ отдыхать в летний зной на побережье Эгейского моря. Правда, поговаривают и о том, что интерес бывшей первой леди подогревался ещё и необходимостью сбора, осевших на земле древней Эллады "осколков” недвижимости от случайно рассыпавшегося крепкого социалистического государственного сосуда. На земле, каких только стран, осели такие  "осколки сосуда”?!

       Православные греки убеждены, что все трагедии в бывшем СССР - и голод, и сталинские репрессии, Великая Отечественная война, и Чернобыль, и Чечня, и …всё это кара Божья за преследование Православия на Руси.

      На поддержание религии греки охотно жертвуют на обилие церквей и утешительных обителей. различных по величине и убранству, разбросанных по всей территории Греции. Маленькие модели церквей  /перекликси / с зажженными внутри их лампадами встречаются в честь святых вдоль дорог, селений, на склонах гор и часто в самых неожиданных местах - массового отдыха и даже на пляжах. Перекликси ставятся и в благодарность человеку, уберегшему благодарного от  неблаговидного поступка в его жизни.

         Особой почести в Греции удостоены монахи. Облачённые в тёмные одежды /символ постоянной человеческой скорби и греховности на земле/, они, как избранники верующих и посредники между ними и Богом, окружены особым ореолом внимания. Посетив несколько монастырей в удивительно живописных окрестностях Солонник, Ларисы и Афин, опишу пребывание лишь в последнем из названных - женской обители, с её внутренним жизненным укладом, отвергнувших мирскую жизнь монашек. Путь к женскому монастырю занял несколько дней, в период которых мой гостевой гид Никандрос по составленному им графику,  старался удивлять меня чем-то необычным.

       Итак, ранним утром, как и намечалось, в условленном месте, из окна задней двери хонды, Никандрос уже приглашал меня в  салон автомобиля и неожиданно заявил: "Валерий, сегодня ты гость на моей даче, это по пути к монастырю”  и, заметив моё удивление к изменению маршрута, добавил: "А утром продолжим путешествие”. Место водителя в салоне занимал брат моего гида, ещё совсем юный грек, молчаливый, назвавший только своё имя - Дорос.

. За время кратковременной езды, примерно c час, я узнал, что семья Никандроса эмигрировала в Грецию из живописной горной Красной поляны, Краснодарского края. На родине, получив профессию художника, работал декоратором и на заказ писал картины. Тем занимается и в Греции, расписывая церкви, частные домашние религиозные часовеньки, зарабатывая этим на  достойную жизнь.                                                                                                                                                       

    Свернув с трассы,  и проехав ещё,  примерно, три километра по наезженной глинистой дороге, хонда остановилась и Никандрос объявил, что мы у цели. У какой цели? Дачи я не вижу - вокруг безлюдье, низкорослый кустарник и выжженная солнцем трава. Взгляд                 

упирался в две рядом стоящие скалы, между которыми просматривался, с солнечными бликами, кусочек моря. Никандрос велел брату возвращаться в Афины, а мы пешком двинулись в направлении скал и по гористой тропинке вверх добрались до цели.

                                                                            3   

Вот это сюрприз! Дача Никандроса представляла, выдолбленный отбойным молотком вглубь скалы прямоугольник 3 на 4 метра, на высоте, примерно, десяти метров от уровня Эгейского моря. Невероятно, как он долбил, с соблюдением техники безопасности, эту корундовую твёрдость скалы на такой высоте? Довольный моим восторгом, он поведал дальнейшую технологию строения. В выбитые в двух вертикальных стенках отверстия, были вставлены железные балки и на них закреплена наружная часть крыши с широким козырьком, покрытым лёгкой черепицей, выкрашенной под цвет естественной скалы. Передняя же стена дачи - сплошная стеклянная рама, с опускающейся над ней /на время отсутствия хозяина/ железной гофрированной шторой, выкрашенной также в цвет скалы, что делает незаметным строение с земли. Спустившись на землю, я убедился в этом.

   Комфорт в единственной комнате, служившей одновременно художественной мастерской и кухней, создавался самодельной  мебелью. Вдоль стен расставлены были предметы художественной утвари: барельефные гипсовые заготовки, картонные трафареты, полуфабрикаты. Массивный деревянный рабочий стол посреди комнаты являлся и кухонным одновременно. Два огромных бидона и несколько пластиковых бутылей с пресной водой стояли в углах комнаты. Отсутствие водоснабжения - единственное неудобство дачи и я не представляю, как он затаскивает туда эти ёмкости с водой!

    Электрический кабель к даче, уж ежели на чистоту, Никандрос ухитрился протянуть и спрятать  за полкилометра от бензоколонки, стоящей на развилке дорог в Афины и Солонники.. Поэтому, помимо телевизора и вентилятора имелись электроплитка и  различные электро-кухонные машины.      Большую часть дня дача находится в тени, так как высокая скала стеною закрывает  солнце, а когда оно выходит из-за скалы, то в это время уже солнечное огниво становится тёплым и желанным. Вид из  "аквариумной” дачи потрясающе красив из-за постоянно, красочно меняющегося моря днём и от подсветки двух мощных природных светил, солнца и луны, ночью.. В сильный шторм хлёсткие удары волн о скальный постамент душем брызг окатывают территорию дачи, смывая потоком воды накопившуюся пыльную грязь - как бы природная "уборка”. Время, проведенное в необычайно удивительном, сказочном склепе-даче, оставило неповторимое впечатление.

     Не знаю, чем ещё приготовился удивить меня Никандрос, только уже ранним утром, спускаясь с ним по каменистой тропе вниз к развилке шоссе, нас ожидал уже лексус с водителем Элиудом, с которым они отправлялись на очередной свой корпоративный заказ в монастырь, попутно завезя и меня туда же.                                                                                                                     

        Для меня, нетренированного, в кожаных туфлях, спуск с горы оказался тяжёлым, но усевшись в удобный автосалон, усталость и боли в икроножных                                                                                                                                              мышцах сразу же исчезли.  Примерно с час мы ехали по идеально гладкому шоссе с ярко-

разделительной полосой вдоль Эгейского моря, пока не свернули влево от трассы и затем по каменистой дороге вверх лексус карабкался уже как "альпинист”. Против бытующего на Украине мнения, что иномарки хороши лишь на утюженных бетонных дорогах, эта японская элегантная машина свободно пробиралась вверх по не накатанной каменистой дороге. Вот остановились перед, казалось бы, непреодолимым препятствием ухабисто-глиняного участка дороги с крутым подъёмом вверх и продольными углублениями заполненными водой. Спрашиваю водителя: "Подтолкнуть?”, как бы не                                                                         4

слыша, Элиуд переключает кнопку, расположенную на руле лексуса и легко поднимается вверх! И тут  пора рассказать об Элиуде, в миру художнике, в паре выполняющим с Никандросом корпоративные заказы на настенную живопись или барельефную гипсовую лепку для церквей и монастырей. Заказов у них много - работы выполняют длительно и скрупулёзно, потому как "расписываем божьи угодья” - объясняют они. По-видимому, Элиуд был очередным сюрпризом мне,  ибо в повседневном общении Никандрос  не говорил о своём  необычном друге. Да, это был сюрприз и необычность его проявилась только по прибытии в монастырь. Но об этом ниже.   

  Припарковавшись у стены обители, Элиуд продолжал сидеть на водительском месте до тех пор пока Никандрос не достал из багажника автомобиля конусообразную деревянную панель и поставил перед открытой водительской дверью, на которую без посторонней помощи неожиданно и  выкатился в кресле Элиуд. И тут я, увидев, поразился -  водитель-то наш был инвалидом с ампутированными до уровня ягодиц ногами. Зрелище было неожиданным и шокирующим, с перемешивающим страхом необходимости обратного возвращения в Афины с водителем- инвалидом , управляющим автомобилем только одной рукой.

    Надо сказать, что инвалиды в Греции охраняются особо и бережно. Социальная защита их представлена многочисленными льготами, направленными на компенсацию утраченных функций и организации жизненного комфорта - протезирование, льготная стоимость жилья и земли, приобретение машин с различными конструкциями для облегчения их передвижения. И Элиуд пример к сказанному. Ампутированные ноги его, как результат облитерирующего эндартериита, которым страдает в течение, вот уже, более двадцати из своих пятидесяти четырёх лет. И ко всему ещё  и частичная потеря функции левой руки, и имплантированный, по тому же диагнозу, анастомоз между грудной и брюшной аортой. И, несмотря на такую комбинацию патологии, Элиуд удивительно, фантастично приспособлен к активной человеческой жизни, благодаря своему мужеству не впал в отчаяние, а обременительными, повседневными тренировками сохранил в себе свободу и независимость человеческого существования! Он совершенно не стеснён в своей свободе полноценно жить при ограниченных физических возможностях в противовес изречению Маркса - "болезнь это ограниченная в рамках жизнь”. Нет, жизнь Элиуда вне рамок его инвалидности действительно не ограничена в своей свободе. Будучи глубоким инвалидом при отсутствии двух ног, потери функции левой руки, и при этом так искусно  водить машину только одной рукой с помощью руля и кнопок на панеле, выкатываться без посторонней помощи из автомобиля на кресле-коляске и перемещаться на ней - это невероятно! Но невероятное меня ожидало и далее.                                                              

   Пройдя ворота монастыря, Элиуд на коляске и я с  Никандросом, вошли в высокое помещение храма, по окружности которого вытянулись ввысь строительные леса, место их совместной корпоративной работы по художественному оформлению помещения. И здесь я задержался, наблюдая с замиранием сердца за  Элиудом,  ловко взбирающимся по установленным строительным лесам, цепляясь одной рукой за деревянные перемычки, подтягиваясь и раскачиваясь на них, перебрасывал своё тело всё выше и выше, добираясь к потолку. А выполнив фрагмент потолочной живописи, также легко спускался вниз без страховки и чьей-нибудь помощи. На моё восхищение силой его духа в достижении жизненной свободы, Элиуд ответил, как и положено религиозному человеку, - "всё в руках

                                                                        5

Божьих” - и затем добавил -  "его имя я ношу в своём имени”. Позже я разыскал в интернете значение имени  Элиуд - оно означало "мой Бог помог”.  

     Оставив Элиуда и Никандроса на месте работы, я продолжил осмотр владения женского монастыря Святого Иоана Крестителя, первое  упоминание о котором относится ещё к 1575 году, расположенного у подножия отвесной горы на высоте двухсот метров над уровнем моря, в окружении кипарисов, пальм, платанов и  прекрасного ландшафта из обилия цветов и горных трав, напоённых чудодейственным воздухом. Двор в стиле лучших образцов паркового искусства - фонтаны, гроты,  дорожки, цветочные клумбы. Сам монастырь это добротное                                                                                                                     сооружение, в убранстве которого использованы мрамор и дорогие сорта древесины. Внутри церковного помещения - мозаичный дубовый паркет, лепные барельефы, дорогостоящие росписи, разные деревянные с позолотой обрамления иконы, окна декорированы стеклянной мозаикой, культура в убранстве трапезной и в сервировке столов!

     В основном послушницы заняты цветоводством, садоводством, художественной вышивкой, механизированным земледелием - "совместный труд на благо обители избавляет насельников монастыря от праздности, уныния и способствует духовному преуспеванию их” - так записано в религиозном уставе. Примерно в двухстах метрах от задней железной ограды монастыря к белому с колоннами в окружении кипарисов дому Настоятеля вела выложенная красным кирпичом тропа. В поле зрения двора виднелись гараж, автомобиль, птичий вольер, пчелиные ульи. Огромная площадь была занята цветами, виноградом, плодовыми деревьями. Несколько монашек рассеялись по двору, трудясь, как мне кажется, совсем не по уставу, "на благо Настоятеля”, хотя, возможно, владения его приписаны к угодьям монастыря -  тогда труд  их правомерен.

   Поскольку монашество предполагает служение Богу в течение всей жизни, то, отрекаясь от мира, монахи дают обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Туристам прогуливаться по территории монастыря не возбраняется, но до определённого предела.А законы здесь, как виделось мне, "военные”. Так, говорить с монашками можно только с разрешения игуменьи. Она же осуществляет духовное руководство в монастыре и приказы её послушницами выполняются безоговорочно. Там же в монастыре слышал я и о наказании монашек игуменьей, вплоть до побоев, хотя о последнем не хочется верить молве. Меня, как врача, интересовало - каково  же обеспечение медицинским обслуживанием монашек?                                                                      

   Познакомившись с игуменьей, мы прошли в её кабинет, в котором она указала на, стоявшие в аккуратном ряду, медицинские карты на всех обитательниц. При необходимости в обязанности её входит обязательное сопровождение их /в целях                                                                                                                

предупреждения контакта с населением/  в медицинские учреждения. Она же строго следит и  за выполнением всех предписаний врача.                                                

       Живя возле моря, послушницам не разрешено купаться. Можно обмыть лишь открытые части тела /руки, ступни ног/ - "умываться должны слезами своими”! Но в критические дни женщины всё же моются.

     Не привычны для глаз постоянно снующие автомобили разных марок - "рено”, "хонда”,”мерседес", за рулём которых водители-монашки в рясах лихо припарковываются в местах стоянки, запрыгивают или выпрыгивают из автомобилей и затем бегом в ворота

                                                                          6

монастыря и обратно. Как-то устоявшееся мнение. что в религиозной жизни всё осуществляется медленно и степенно - здесь обратное. Автомобили - это собственность монастыря, на них по настоянию игуменьи послушницами выполняются различные служебные перевозки, необходимые для функционирования этой обители.

         Грузовым и сельскохозяйственным транспортом внутри обители  управляют также женщины, для выполнения же  тяжелых работ внутри ограды привлекаются /по договору/ мужчины. У входа в монастырь на греческом и английском языках выведены десять заповедей, которыми должны руководствоваться ушедшие в монашескую обитель. Главная из них - "Послушанием до смерти я отвергаю своё тело от бренной жизни и духом иду к Богу” В монастырь принимаются все желающие посвятить себя служению молитвами Богу. На момент моего посещения в монастыре было 204 послушницы, но если мест нет - достроят!

   Наконец, Никандрос и Элиуд закончили свою корпоративную работу в храме и мы, уже в ночное время, возвращаемся в Афины. С потоком машин с ярко-ослепляющим светом фар, несёмся по хайвею, пугая возможностью столкновения. В Греции так спешат все. Я немного трушу, втиснувшись в мякоть сиденья лексуса, - этот "аттракцион” не для меня. Неотрывно смотрю на Элиуда, но тот спокоен, я же с замиранием сердца слежу за опасным его одноруким, скоростным вождением и когда на мгновение он бросает руль, переключая кнопки на панеле автомобиля, возникает ощущение подобное зрителю в цирке, следящему за выступлением акробата, работающего без страховки под куполом цирка. Я спрашивал Элиуда, как же он получил водительское удостоверение - не ответил.

  Наконец, с облегчением вздохнул,"пережив свою смерть”, очутившись в  своей долгожданной постели. От впечатлений прошедшего дня сон не шёл.. И в противовес доминанте об Элиуде память моего детства проявила послевоенную сцену, увиденную на херсонском базаре. Калека, отбросивший коляску, заменявшую ему ноги и, отталкиваясь от земли сжатыми в  кулаках руками, выбрасывая своё тело вперёд  с громким пьяным  матом, с окурком папиросы в углу губ, с обезображенным ненавистью лицом, "торпедой” летел за убегающим от него, на двух ногах, обидчиком.  Может и догнал, я не видел. Ужас!! Страшное воспоминание этого эпизода снова сменилось доминантным восхищением Элиудом-инвалидом, управляющим автомобилем только одной рукой, гоняя его по ночным Афинам, не заезженным дорогам, ловко взбираться по строительным лесам                                                                  

храма, владея своим телом и к тому же, занимаюсь художеством, продолжает работать. Аксиома психологии в этих противоположных случаях ясна - воля человека и уважение к себе являются составляющими успеха выбора своей свободы жизни!

         В медуниверситете, в котором преподавал, часто рассказывал об Элиуде и молодым студентам, и многоопытным врачам, но всегда чувствовал недоверие к моему рассказу - слишком невероятна быль!

         А ещё через несколько дней Никандрос предложил мне поездку к отшельнику, к которому ехал украшать им построенную часовеньку. С удовольствием принял возможность познакомиться ещё с одним религиозным культом. Ведь с религиозной точки зрения, уединенный образ жизни является одной из форм аскетизма, где отшельник отказывается от мирских забот и удовольствий, чтобы приблизиться к Богу. Интересно, а как это выглядит на самом деле в наше время?                                                                           7      

  Вдоль моря ехали по прекрасно асфальтированной трёхрядовой дороге,  по обочине с обеих сторон нас сопровождали кипарисы, пихты, сосны, дубы, попадались перекликси, скальные стены. Примерно через час, свернув влево, однорядная дорога уже шла вдоль холмистой местности с неожиданно появляющимися полянами-коврами, усеянными  большими красными маками. Наконец, припарковались на платной стоянке, возле которой стоял указатель, зазывающий посетить известный монастырь св.Павла. Эх, заехать бы, но цель определена - к отшельнику, интерес перевешивал все путевые соблазны. Далее Никандрос повёл меня по крутому, труднопроходимому глинистому склону вглубь и вверх горы. На подъём и подход к обители отшельника ушло где-то часа два, в течение которых обдумывал - какой будет встреча с ним, не книжным, а живым, реальным аскетом наших дней. Непривычный к таким переходам, устал дико. Но, судя по труднодоступности к жилищу и звучанию этого ёмкого слова "отшельник”, я ожидал нечто… А увидел совершенно необычное -  добротный, хотя и небольшой, домик с прибитым крестом на стене, амбар, мастерскую для изготовления пчелиных улей, кур в вольере, греющуюся на связке дров кошку, собаку, небольшой огородик, где росли горох, фасоль, картофель, фруктовые деревья /слива, яблоня и груша/... А вот и сам монах-отшельник, визуально вполне соответствовал моему литературному воображению - амимичное, угрюмое лицо, борода, усы, чёрная круглая шапочка на голове при "мартеновской” жаре, облачённый в чёрную старую одежду с неприятным запахом тела /по вере спит в рясе, не купается/. Познакомились - отшельник Аристон родом из украинского села на киевщине, семейная жизнь не сложилась, принял постриг в мужской монастырь Рождества Богородицы в Церковщине в 20 км от Киева. Эмигрировав в Грецию /мать гречанка/, повторил постриг в монастырь Святого Стефана в городе Каламбаха, не сошёлся в атмосфере братолюбия с монахами и вот уже  28 лет в отшельниках. Разговаривает медленно, тихо  на чистом украинском языке.

    Сначала осмотрели маленькую в глубине двора часовеньку, внутри которой только

невысокого качества икона "Николая Угодника” и прикреплённая цепочкой к потолку,  лампадка. А в религиозно-художественный обряд часовеньку оденет уже Никандрос.

    Аристон неразговорчив,  жестом, молча, пригласил в дом. В избе чисто, на столе потёртая библия, сколоченная из досок кровать. На полу расставлены пчелиные рамки, сито, на ящике ломик, стамеска, ножовка, ножницы, шпагат, мыло. Хотелось говорить. Думал расположить своим украинским, которым владел. Не получилось -  неразговорчив. Вышли во двор, расположились на скамейке за столом. Чай пили со сбором сушёных трав, на стол ещё выставил плошку мёда и лепёшки.                                                                                                       

         Разговор не спорился. На все простые  вопросы ответ был один: - "На всё божья воля”.

"Не страшно здесь самому?” - "На всё божья воля”.

           "А если медведь, слышал есть?” - "На всё божья воля”.

           "А бандиты если…?”   -  "На всё божья воля”.

      Попытался разговорить его более заинтересованно - направленными вопросами: - "Аристон, сознательно жить в таком месте в уединении от цивилизации надо было иметь

 серьёзную причину? - "На всё божья воля” - перекрестился.

     "Вы привыкли жить со своими мыслями наедине. О чём Вы размышляете?” - "На всё божья воля” - перекрестился и вдруг... - "ходят тут ко мне за мёдом”.  

Никандрос шепнул, что он и ульи продаёт. Последний вопрос я задал "отшельнику” с иронией: - "Аристон, Вы человек сильный духом, коль решились отречься от мирской жизни и принять на себя физические лишения для укрепления духа и этим получили освобождение от грехов и имеете возможность своими молитвами служить нам, живущим в миру. Так это?” - "На всё божья воля”. На том и простились.

    А мысленно о религиозном отшельничестве рассуждал я уже в автомобиле по возвращении в Афины, которое, в моём понимании, никак несовместимо с Аристоном - разве

                                                                           8

что монашеским одеянием.  Можно ли назвать духовным подвижником человека, сбежавшего от всех трудностей и страданий, которые несёт кипящая и бурлящая вокруг жизнь? Религиозное отшельничество - это форма воплощения крайнего аскетизма: уход от мира, жизнь в полном уединении, без общения с людьми, в соблюдении строгих аскетических обетов (например, обет молчания). Истинное отшельничество — явление, имеющее серьёзный духовный смысл, чтобы принять на себя физические лишения и этим, получив освобождение от грехов, иметь возможность своей молитвой служить людям, живущим в миру. Они никогда не борются за свои личные мирские интересы, они молятся за нас. Без понимания всего этого не может быть правильного представления об отшельничестве.  Выдающиеся Серафим Саровский, Иоан Златоуст, Франциск Ассиский, Павел Фивейский -  представители далёкой древности - ориентиры для всяк вступающих на путь искреннего духовного отшельничества.

     Позже я посетил несколько древних мест проживания отшельников. Особенно впечатлили "норы” на высоте 300-400 метрах на вершине скал в Лоутаки и пещера святого апостола, отшельника  Давида, - представил их жизненные муки и с благоговением слушал затем профессиональных экскурсоводов об отшельничестве, как истинно религиозном и социальном явлении.

                                                     ***                              

   И ещё о некоторых аспектах жизни в Греции.  Самое дорогое семейное приобретение в Греции это земельные участки для домостроения или дачных построек. Хотя земля, в плане плодородия, совсем уж непригодна по нашим украинским меркам - сплошная глина. И, тем не менее, надо видеть, каких же результатов в овощеводстве и садоводстве можно достичь при умелом, бережном и заботливом отношении к дорогостоящей семейной кормилице, как это делают греки.

   Понравилось, как, через проведенные трубопроводы к местам посадки, под "наблюдением” электронно-программного  устройства осуществляется полив в зависимости от необходимости влаги различным культурам по временным периодам.

       Обращает внимание также обилие яркой, разноцветной гаммы цветов на дачных

участках  и абсолютная чистота их. Способствует этому уборка мусора в полиэтиленовые мешки,  выставленные вдоль линии дач и сбором их ежедневно уборщиком с миниатюрным грузовым электромобилем.   

      Многоголосые шумные рынки, сродни восточным, настоящие  выставки сельскохозяйственной продукции. Многочисленные зазывалы, как на среднеазиатских или кавказских базарах, громко рекламируют свой товар и умоляют покупать его. Понравилось и  "рацпредложение” устраивать базары по графику на разных улицах.  Поэтому, нечего спешить                                                                                                                                                                             

на базар в отдалении его от вас сегодня, если завтра  он будет  на вашей улице. Вот так - всё для человека!   По уличному графику кочуют и базары с промышленными товарами. Такие товары, как постельное бельё, слесарная утварь, фотоаппараты и др. для населения очень дороги - их предпочитают  покупать у туристов.

     Очень много торгующих детей на базарах, в местах туризма и просто на улицах. Самый дешёвый рабочий труд, по моим наблюдениям, это албанский или русский  /из стран бывшего

СНГ/. Они выполняют самую тяжелую работу - роют землю, таскают тяжести, что-то месят. В числе их врачи, музыканты, инженеры, прибывшие сюда в поисках хоть какой-нибуть работы - жертвы  "перестройки”. Печальное зрелище!     

        Многочисленные туристы при возвращении на родину идут на базары, чтобы в куче барахла, сваленного на деревянный помост, а то и просто на землю, выбрать рубашки, обувь, джинсы, футболки, которые привозят в качестве подарков из сказочной Греции. Печальное зрелище и жалкий, унизительный финал путешественника!   

 

             За время посещения страны древней Эллады, конечно же, мною осмотрены древние

                                                                                 9

архитектурные сооружения - Афины, являющейся хранительницей непревзойдённого  Акрополя, Парфенон, древние стадионы, театры, крепости, горы, метеоры, руины и памятники, разбросанные по всей стране, и музеи с редчайшими коллекциями античного и современного искусства, и многое другое.

     А ещё -  хорошо было просто прогуляться  по тихим, уютным городским улицам и площадям, посетить бесчисленные  лавки и насладиться ласковым морем с чистыми пляжами и сияющими в лучах солнца рядами белых домов, ярусами поднимающимися на фоне чистого голубого неба.   

       Обо всём этом известно из хрестоматийной исторической литературы и рекламных туристических буклетов. Но мне довелось познакомиться ещё и  с некоторыми аспектами жизни современных жителей Греции, что и явилось темой этого очерка.                                                                                         

                                                                                                Луганск -  Афины, 2016 г.

 

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.