Сделать стартовой     Добавить в избранное
 

ОТ ЦЕЛИНЫ ДО ПРИЗНАНИЯ, И ДАЛЕЕ… Публицистика |
ОТ ЦЕЛИНЫ ДО ПРИЗНАНИЯ, И ДАЛЕЕ…
Михаил Матусовский в 1987 году на своём творческом вечере назвал её исполнение романса из фильма «Дни Турбиных» одним из наиболее убедительных, а спустя 20 лет в Пекинском концертном зале более тысячи слушателей пели вместе с ней «Подмосковные вечера» на китайском языке. И это тоже было убедительно. Она – это певица из Луганска, Лауреат международных конкурсов и фестивалей, солистка ансамбля «Кантабиле» Наталья Коломойцева, которая накануне своего юбилея делится с нами секретами убедительности и рассуждениями о музыке и о судьбе.
«ОЧЕНЬ УСПЕХ» - ЭТО «ОЧЕНЬ ТРУД»
Один из китайских студентов, обучающихся в луганском институте культуры, оценивая выступление своего коллеги, воскликнул: «Очень успех!» Перефразируя это выражение, Наталья Григорьевна отметила, что «очень успех» - это «очень труд». Труд длиною в жизнь. Для неё она началась в посёлке Целина Ростовской области. Потомственная донская казачка, она была с детства не только «активисткой, спортсменкой и красавицей» (занималась лёгкой атлетикой, волейболом, верховой ездой), но и артисткой – пела всегда, сколько себя помнит. Считает, что это – в отца, Григория Твердохлебова, внешне похожего на героя «Тихого Дона», замечательно игравшего на баяне и певшего красивым баритоном. Впрочем, пели в семье все, и любое застолье превращалось в своеобразный концерт по заявкам. А поскольку во дворе было установлено радио «Север», работавшее без перерывов на сон и обед, Наташа быстро выучила все популярные песни. Особенно ей нравились арии в исполнении Евгении Мирошниченко. Трудно было представить, что девочка из донского посёлка тоже станет «оперной дивой», но судьба прихотлива, и иногда позволяет сбываться самым дерзким мечтам.
Реализовалось всё по классической формуле «ступенчато» - сначала в Ростовском училище искусств, где педагог Нина Акимова предсказала своей ученице большое будущее. Она не ошиблась – после училища была консерватория, причём из Ростова-на-Дону Наталья перебралась в Нижний Новгород вслед за преподавателем – известным оперным певцом, профессором Владимиром Васильевым. Талантливую студентку пригласили в знаменитый ансамбль «Калинка», вместе с которым она объездила многие города Советского Союза, побывала на гастролях в Болгарии.
Когда пришла пора распределения, дипломированная певица стала перед выбором – откликнуться на приглашения нескольких театров оперетты или стать солисткой Луганской филармонии. Филармоническая сцена казалась более привлекательной, и уже 12 сентября 1986 года худсовет утвердил её в качестве солистки. В составе худсовета был молодой выпускник Донецкой консерватории музыкант Юрий Коломойцев. И это тоже была судьба. Уже 15 ноября того же года местный Дворец счастья зарегистрировал их брак. Он оказался счастливым. Почти 25 лет Наталья и Юрий вместе, уже и сын Иван стал тоже музыкантом, и все эти годы, как говорит Наталья, длится их сольный семейный концерт для голоса в сопровождении гитары без антрактов и выходных. Трудно сосчитать, сколько было выступлений в самых разных городах и странах. Слушателей привлекает классическое звучание голоса и инструментов, оригинальность аранжировок и изысканный выбор обширного репертуара. Франция, Англия, Сербия, Венгрия, Китай, Молдавия и Приднестровье, Москва и Санкт-Петербург, практически, все областные центры Украины… Тысячи концертов, участие в фестивалях и конкурсах, преподавательская деятельность в музыкальном училище и школе искусств.
- Когда-нибудь напишем книгу воспоминаний, - говорит Наталья, - но пока есть силы и желание, будем выступать перед слушателями, ощущая, что это приносит радость и им, и нам. В дипломе у неё написано: «оперная певица, концертная певица, преподаватель». Реализовала она себя пока по второму и третьему пунктам, а вот оперными певицами стали её выпускницы – Светлана Гапонова (солистка Большого театра в Москве), Наталья Нарожная (солистка Донецкого театра оперы и балета), Тамара Ходакова (солистка Киевского Муниципального театра оперы и балета). Вот так. Нина Акимова гордится ею, а она теперь – своими ученицами. Концерт продолжается.
О ПИЩЕ ДУХОВНОЙ И МАТЕРИАЛЬНОЙ
Хоть книга не написана, но воспоминания есть, и супруги Коломойцевы ими охотно делятся с друзьями.
Н.К.: Памятны все концерты, но почему-то больше вспоминаются выступления в Сербии и Китае. В Сербии, наверное, потому что общность культур, языка постоянно давали повод для сравнения. А оно огорчало. К сожалению, мы пока отстаём от них в бережности по отношению к культуре во всех её проявлениях. Чистота и опрятность городков, благополучие (относительное, конечно) людей, умение радоваться жизни, взаимное уважение – это то, чего нам сегодня не хватает. И на житейском уровне, и на государственном. Я вовсе не идеализирую, проблемы есть у всех и везде (на то мы и люди), но, как говорится, невооружённым глазом заметно, как там уважают творческих людей, чтут традиции не на словах, а на деле.
В Китае всё было необычно – архитектура, история, современные реалии, кухня, в конце концов! Да и вообще, не зря говорят, что всё, что ни делается в мире, - сделано в Китае. Но нам бросалось в глаза, прежде всего, почтительное отношение к людям искусства, высокая культура взаимоотношений, забота о внешнем облике городов, о здоровье граждан, особенно пожилого возраста. За два месяца гастролей успели многое рассмотреть и полюбить в этой стране, где здоровый образ жизни, уважение к мудрости являются одними из главных приоритетов. В каждом большом городе – театр фонтанов, ежедневные танцы в парках (танцуют немолодые пары, и это так трогательно…). Надеюсь, всё это будет и у нас. Ведь главное, всё-таки, не политика и корыстные побуждения, а люди и любовь к Родине (как бы пафосно это не звучало).
В.С.: Понимаю, что для мастера духовной пищи секреты кухни – не основополагающие, и, всё же, удалось ли запомнить какие-то рецепты национальной кухни?
Н.К.: У китайцев обед начинается с зеленого чая без сахара. Затем следуют холодные и горячие закуски, горячие вторые блюда. Хотя назвать их «вторыми» в нашем понимании, скорее всего, нельзя, так как суп подается в конце обеда. А за ним опять следует пиала чая. Сласти и мучные кушанья появляются на столе в промежутках между горячими блюдами. Для большинства блюд продукты нарезают очень маленькими кусочками — кубиками, соломкой, ромбиками. Кулинарные каноны Китая требуют, чтобы пища была не только вкусной, но и обязательно полезной, а иногда и лечебной. Кстати, когда у меня перед концертом заболел зуб, меня повели не к доктору, а в кафе, где предложили съесть пиалу желеобразного отвара специально подобранных растений и корений. Боль прошла. В рецептуру почти всех блюд входит множество пряных трав, большинство которых являются и лекарственными. В древности профессии повара, лекаря и фармацевта обычно совмещались. Кажущаяся несовместимость вкусов и ароматов - еще одна особенность китайской кухни. Например: "свинина с ароматом рыбы", "говядина с фруктовым вкусом", кисло-сладкие огурцы. А из рецептов запомнила совсем простой – «Овощи по пекински».
Сушеные грибы замочить в холодной воде, промыть и удалить твердые ножки, свежие грибы нарезать ломтиками. У стручков гороха удалить хвостики. Соевый сыр нарезать кубиками 2х2 см. Капусту нарезать полосками 1х5 см. Сыр опустить на 1-2 мин в миску с кипящей водой, вынуть, обсушить. В сковороде разогреть растительное масло и обжарить кусочки сыра до светло-коричневого цвета, выложить на тарелку, поставить в теплое место. Обжарить овощи в течение 1-2 мин, добавить соевый соус, соль и сахар по вкусу, положить сыр и при помешивании обжаривать еще 1 мин. Накрыть сковороду крышкой и потушить 2-3 мин, сбрызнуть лимоном и сразу же подать.
КУЛЬТУРА, КАК ОСЕТРИНА, ДОЛЖНА БЫТЬ ТОЛЬКО
ПЕРВОЙ СВЕЖЕСТИ

Истинность утверждения о том, что культура должна быть только первой свежести, Наталья и Юрий Коломойцевы стараются подтверждать жизнью и творчеством. Участие в фестивалях и конкурсах, создание и исполнение песен на стихи поэтов-узников совести и авторов-земляков, пропаганда украинской и мировой классики – всё это укладывается в их жизненное кредо. Программу, составленную по произведениям, написанным на стихи украинских поэтов, они показали слушателям нескольких областей Западной Украины, где их, что называется, принимали «на ура».
Н.К.: Мы убедились, что и на востоке, и на западе страны люди воспринимают искусство одинаково, и разницы между нами, о которой говорят некоторые политики, просто нет. Мы на самом деле едины. А ведь перед концертами нам говорили, мол, куда вы, «москали», лезете ос своими песнями… А встречали нас очень тепло, знакомили с традициями (как раз были рождественские праздники), рассказывали об истории, и наш русский язык не вызывал никакого раздражения. Разделяют всех только злоба, зависть, чья-то ущербность. В конечном счёте – невоспитанность. И вот тут - большой простор для деятельности государства, которое могло бы, поддерживая объективно лучшее во всех сферах культуры (а это и классическое искусство, и эстрада, и кино, и литература), воспитывать у людей хороший вкус, тем самым, улучшая нравы и моральный климат в обществе. Несколько лет назад у нас были интересные гастрольные концерты на острове Хортица, в которых мы участвовали вместе со звёздами российского кино и эстрады.
Примерно об этом тогда говорили Иосиф Кобзон, Анатолий Пороховщиков, Александр Панкратов-Чёрный…Мысли эти лежат на поверхности, но воспринимаются руководящими головами с трудом. Потом киноартисты пригласили нас на фестиваль «Бригантина», где мы приняли участие в концертной программе. Вообще, дружба – это тоже искусство. Это точно, что близких друзей не может быть много, но, всё же, если начать перечислять дорогих сердцу людей, то остановиться бывает трудно. Музыканты Вера Андрияненко, Владимир Савченко, Лариса Лабинцева, Тамара Захарова, артисты театра Светлана Сиротюк и Дмитрий Витченко, Михаил Голубович, Татьяна и Евгений Ковали, Иван Шербул, Валерий Музыка, поэты Николай Ночовный и Андрей Медведенко – в общении с ними чувствуем не только близость профессиональных интересов, но сердечную теплоту. Но мой главный друг – конечно, Юрий. Муж, друг, советчик. Так, наверное, и должно быть.
Песню «Абрикоси в Камброді цвітуть» на стихи Николая Ночовного во всех концертах Наталья исполняет на «бис». Почему она до сих пор не стала шлягером? А почему становятся шлягерами совершенно безумные по текстам и безликие по музыке поделки (произведениями их назвать язык не поворачивается)? Вроде бы, всё понятно – не искусство, а бизнес, не исполнители, а «проекты», не атмосфера творчества, а «формат» публичного дома. И, всё же, вопросы остаются, а ответы – только в догадках.
Н.К.: Кто формирует музыкальный вкус у людей? И семья, и радио с телевидением, реклама… Если я в своём посёлке в детстве ежедневно слышала по радио и классику, и народные песни, и эстраду, то сегодня популярные радиостанции зачастую «раскручивают» произведения сомнительного качества. То есть, формат определяет коммерция. Вот и имеем то, что имеем. И конкурс Евровидения подтверждает коммерциализацию, когда побеждает скромная по возможностям певица. Безусловно, у Алёны Кучер (почему, зачем Алёша?) голос сильней, но… Кстати, у Василия Лазаровича, почему-то отвергнутого отечественным жюри, голос и вокальные возможности ещё лучше (всё-таки, консерваторская школа). Всегда и во всём – субъективность выбора и элемент случайности. И всё не просто.
Всё не просто, и на сцене, и в жизни. Сегодня Наталья Коломойцева не работает в филармонии. Это несправедливо и нелепо. Будет ли восстановлена справедливость – покажет время. Оно не терпит пустоты, и потому концерт продолжается. «Кантабиле» приглашают и в родном Луганске, и далеко за его пределами. Недавно артисты вернулись из гастрольной поездки по Молдавии и Приднестровью. Вернулись с благодарственными письмами Президента Приднестровской республики и Посла Украины в Молдове. Приятной неожиданностью для Натальи, по её словам, стало вручение Премии имени Михаила Матусовского «за вклад в популяризацию поэзии Украины».
- Из музыки, - говорит она, - уйти невозможно, даже по соглашению сторон. И потому: «Всё своё – лишь в себе, в себе - и хорошее, и плохое. В этой жизни, подобной борьбе, знаю точно, чего я стою. Знаю точно, что всё пройдёт. Всё пройдёт и начнётся снова. И в душе моей битый лёд – лишь живительной влаги основа». Всё пройдёт и начнётся снова – музыка, преподавание, гастроли. В планах – новые композиции песен на стихи земляков – Михаила Матусовского и Татьяны Снежиной, новые песни на стихи украинских поэтов. И, конечно, нестареющая классика. «Счастье – когда тебя понимают» - написал герой фильма. А в случае с артистами нужно добавить: «любят и ходят на концерты». Они для них – синоним жизни.
Владимир Спектор

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • жил-был кот
  • ПОЗАБЫВ О БЕДЕ И НАЖИВЕ
  • РЕПЛИКА
  • Свой юбилей празднует певица, лауреат международных фестивалей и конкурсов ...
  • Союз творческой интеллигенции Харькова «СТИХия»


  • #1 написал: федор (7 июня 2010 16:57)

    очень  " правильная"  статья. вывод напрашивается один - борьба с  "медным  тазом", накрывшим  наше  искусство,  продолжается. 

    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    • Войти

      Войти при помощи социальных сетей:


    • Вы можете войти при помощи социальных сетей


     

    «    Декабрь 2019    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031 

    Гостиница Луганск, бронирование номеров


    Планета Писателей


    золотое руно


    Библиотека им Горького в Луганске


    ОРЛИТА - Объединение Русских ЛИТераторов Америки


    Gostinaya - литературно-философский журнал


    Литературная газета Путник


    Друзья:

    Литературный журнал Фабрика Литературы

    Советуем прочитать:

    Вчера, 00:14
    Стихи

    Новости Союза:

         

    Copyright © 1993-2019. Межрегиональный союз писателей и конгресса литераторов Украины. Все права защищены.
    Использование материалов сайта разрешается только с разрешения авторов.