Сделать стартовой     Добавить в избранное
 

Андрей Медведенко: поэт и время Публицистика |

Андрей Медведенко: поэт и время

 

Юбилеи – это всегда хлопоты и волнения. В  жизни человека творческого, к тому ж публичного – период испытаний медными трубами. Однако известный  поэт и писатель Андрей Ефимович  Медведенко, которому 22 февраля исполняется 66 лет, не  раз успешно проходил тестирование на славу и скромность. Он поэт востребованный временем, самой  жизнью. Поэт зрелый с юношеской задоринкой.

Подтверждением признания заслуг нашего поэта перед Луганщиной, его вклада в развитие отечественной литературы стали многочисленные награды и знаки отличия. Ордена «За развитие региона» от областной власти, «За особые заслуги перед украинской литературой», премия имени Г. Сковороды «За философию человечности и гуманизм в творчестве» — от межрегионального союза писателей Украины, а  также  решение Кировского городского совета о присвоении Андрею Медведенко   звания «Почётный гражданин г. Кировска».

          Названы только основные награды, фактически их  больше.

 

                                                         Крепыш

 

 Есть в нем сила воли и духа. Устойчив и  к  ветрам перемен, как на земле, так и во взгляде на жизнь. Усерден  в труде и  по жизни упорен. Парень с  Голубовского  района, с «Сотой», выросший на улице Нагорная, в семье фронтовика, переживший ни одну жизненную трагедию и утрату, стал известным на Луганщине, Украине и России поэтом. Это о нем не без гордости  земляки говорят: « Наш корешь!», «Свой парень!».

Линия жизни А. Медведенко проста, такая ж как у многих. Он человек и поэт  советской закваски. Но мир его поэзии многообразен и интересен.  Автор более 30 книг стихов и прозы, историк и воспитатель, Андрей Медведенко живет в ритме времени и востребован. Не так давно он  читал свои стихи о войне, о Донбассе москвичам  Поэт и сегодня  ищет  новые строфические и интонационные формы, новые слова с глубоким содержанием. Служивый  поэзии, голос края: Луганщины, Донбасса.

 

                                              Поэт и наставники

 

Наставники и наставители   есть у каждого. В разные  периоды жизни и при  разных  ситуациях. Учитель в школе, преподаватель  вуза  –  наставники по обязанности, а  наставитель тот , кто  может  заняться  этим случайно. Так, наставителем  Андрея Медведенко на поэтической  стезе  стала  Алла Николаевна  Маспанова, в прошлом первый редактор  кировской городской газеты «Рабочее слово». Было это в начале 70-х. Как вспоминает Маспанова, Андрей  принес в редакцию очень хорошие легкие стихи, которые почти сразу  опубликовали в газете. Эта  встреча и предопределила судьбу поэта.  Она-то и нацелила юношу на продолжение образования непременно в литературном институте, подчеркнув, что московский ВУЗ как и «Рабочее слово» более всего  ценят тему труда. Тут же  был и  непраздный вопрос, навеянный песней: « Что ты знаешь о шахте, если в шахте ты не был?» С подачи  Аллы Николаевны, пошел  Андрей в  шахтопроходку, потом на шахту. Далее, как в песне: «Там, на шахте угольной паренька приметили, руку дружбы подали, повели в забой…». Этот шаг, точнее, поступок  в  его жизни надо понимать, как  «преодоление»  самого себя.

Ещё в 9-м классе Андрюха (так по-свойски к нему обращались одноклассники) был выпровожен классным руководителем из школы со славами: «Больше не приходи!». Девять классов он-то окончил, поступил в Харьковский техникум медицинского оборудования. Стал младшим специалистом по эксплуатации  и ремонту  медицинской  техники и рентген аппаратуры. Работал в родном городе. После армии вновь занялся тем же. Работалось «в  кайф» – сам себе хозяин – единственный  специалист на весь город. И сочинял стихи. «Но чувствовал, – рассказывал Медведенко, – что  были они какими-то неосязаемыми, без плоти». Речь шла о  пределах достоверности понимания  шахтерского труда (и не по рассказам  отца и старшего брата, насквозь  пропитанных запахом   шахты), которые делают поэта неотделимым от  объекта  повествования. И разговор  был ни о дефиците слов  и  поиске  телесных метафор, определяющих мышление, а о том знании, которое  есть  участное, знании приближенном  к истине. Такое понятие  мог дать  только  труд. Труд без права на ошибку – когда  всю рабочую смену «в балку  крепи  давит порода, как черное небо».

          Общение в литкружке редакции, советы  редакторов  газеты  А. Н. Маспановой, потом  Е. Ф. Вербило – людьми  неравнодушными, неординарными помогли первоначальному становлению стихотворца, но не более. А до этого, свой первый стих Анрюша сложил в 5-ом классе, на уроке. Учительница, обращаясь к классу, пообещала  поставить «пятирку» тому, кто сложит «вирш» о Тарасе Шевченко.  «Творчество»  мальчугана на скорую руку  учительница   оценила иронической   улыбкой, но пятерку, как обещала, в журнале и дневнике выставила. Вспоминая этот эпизод, поэт считает  ту «5» своим первым гонораром. Окрыленным, примчался домой  и сходу за бумагу – стихи сочинять. Чем смутил родителей – простых тружеников, к сожалению, без образования. Поэту помнится, недоумение отца на только что сочинённую им строку – «на распилах как звери лежат топоры…»: «Сынок, разве такое в жизни бывает?». «Я  же  в ответ, –рассказывает Медведенко, – «Дай рубль! Отвезу стихи в редакцию. Напечатают!» А позже, заметив мои муки творчества, папа  как-то спросил: «Может тебе рубль  дать? А ты –  в редакцию?»  Он  меня зауважал, стал обращаться   как к директору  шахты. Я ж потом перестал дерзить. А мама – наоборот, мои  занятия литературой воспринимала, как  пустое  несерьезное  дело. До тех пор пока я  тетке, бухгалтеру с Самсоновской, не помог разрешить  жалобу, через газету.    

Тогда пели: «Шахтеры – гвардия труда, тепло и свет приносят людям». На свой манер об этом начал  писать и Андрей. Проходчики подземных угольных пластов стали героями его стихов. Настоящих шахтерских  поэтов  выдвигает время. В 30-годы минувшего столетия певцом труда горняков  стал Павел Беспощадный. Уголь и сталь – вот, что надо  было стране. Индустриализация плюс  поэтизация рабочих будней..

          В 50-е  в шахтерскую поэзию пришел Николай Анциферов,  глухо спросив «По стихам кто здесь работает?». Так макеевский  паренек   с юмором потеснил  плакатного «солнцеруба». Иначе не родились бы эти лихие строки, вырвавшиеся на свет из каменных недр:

Я работаю, как вельможа,

Я работаю только лежа.

В 70-е в поэтику шахтерского труда  вошел и там остается  поныне Андрей Медведенко. В 1977 году вышла его первая книга «Уголь и вишни»,  До этого никто не сравнивал  уголь с вишней. В этом увидели свежую  символическую  метафору – вот она работа и лирика! Труд вроде ладился, В родном для поэта городе   на шахте им. Кирова был плакат: «Кировск – родина  непрерывного потока угля». И стране была нужна теперь  лирика. «У горняков особенная нежность к травинке, к солнцу, дали  голубой» – это строки из поэмы поэта «Живая крепь» (1976 г.).

В 1977 году Медведенко  был принят в Союз писателей СССР и в Литературный институт имени Горького (курс Егора Исаева). Выдержав трех этапный конкурс. Так, на пять лет,  наставником Андрея стал один из самых титулованных советских поэтов – лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда, кавалер двух Орденов Ленина и других советских наград. Творческие семинары поэзии,  в институте на Тверском бульваре, 25, которые вел мэтр, проходили по вторникам. Именно здесь осваивалась  премудрость, как вооружать мысль рифмами; внушалось  понимание, что такое русский стих; истина, что художественное содержание – это вино, а форма – сосуд. Однажды на занятиях, со слов  Медведенко, гуру советской поэзии  Егор Александрович Исаев сказал: «Талант – явление тягловое, но на нем одном далеко не уедешь, потому что писатель – самая коллективная профессия. Талант имеет один, а принадлежит он миллионам». Под стать  учителю и его ученик  – Андрей Ефимович  Медведенко, понимающий, что  сила поэта в его тесной связи с родным  краем, с  людьми и основной рабочей профессией – профессией горняка. Так, настоящий шахтерский труд высек поэтическую искру.   

С 1982 года в течение 10 лет возглавлял Луганское областное литературное объединение имени Сосюры. Он уже сам наставник. Но парадокс времени, когда на финише перестройки  сокращали аппарат обкома комсомола, то сократили только   двоих – уборщицу и наставника литобъединения

С 2001 года –  был председателем  Луганской областной организации Национального союза писателей Украины. Однако так случилось, что сегодня поэт оказался меж трех писательских  Союзов, как человек меж трех сосен… Нет, он не заблудился. У Андрея Медведенко была и есть своя тема, не литературно нарочитая, не просто случайная, а собственная. Но, уж больно он правильный  человек. Без вредных привычек – не пьет, не курит, порядочный семьянин. К тому же скромен,  честен и прямолинеен. Рабочее место писателя – письменный стол. Однако  поиск  мысли и необходимых слов  не ограничен пространством кабинета и регламентом. Он всюду.

 

                                              Поэт и война

 

Когда  есть страдания – счастье  откладывается. Нет, это не нотки пессимизма. Луганцы  мужественно,  с достоинством преодолевают  тяготы войны, блокады  и изоляции от внешнего мира.

          «Война нас научила, — замечал М. Шолохов, — говорить очень прямо». Так – предельно точно, с  обнаженными нервами,  говорит о войне поэт Андрей Медведенко…  Андрей Ефимович сам не был  в боях, на блокпостах и передовых противостояния, но сердцем пережил и  честно передал, глубже других,   состояние народа на этой войне – весной-летом 2014 гола.

Его книга «Весна в огне», вышедшая в  Луганске в ноябре 2015 года при поддержке  Главы ЛНР Игоря Плотницкого, быстро нашла читательский интерес и отклик.

Буквально на исходе  минувшего года  «Луганское  землячество» в Москве  пригласило Андрея Ефимовича  принять участие в литературно-музыкальном вечере военной поэзии. В главной «штаб-квартире» Союза писателей России  на Комсомольском проспекте собрались российские литераторы, общественность. В напряженной тиши зал внимал стихам луганского поэта, его  рассказу о том, как он пережил  варварские обстрелы города, и что легло в основу поэтически строк.  В этих стихах боль и надежда, как в скупой мужской молитве, он говорит о  пережитом и  поэтическим набатом призывает к стойкости духа:

«Родимый край, за честь свою борись, за день грядущий радости и долю!»

  Да, патриотизм воспитывает школа, еще – гуманитарное образование – история, философия, литература.

К теме войны, той 1941-1945годов, Великой Отечественной А. Е Медведенко обращался ни один раз. Недавно пришлось быть невольным свидетелем его разговора по телефону с редактором одной из программ российского телеканала «Звезда». На том конце, накануне Дня освобождения  Луганска от немецко-фашистских захватчиков (14 февраля 1943 г. – авт.), уточняли и  интересовались некоторыми подробностями  подвига  юного партизана-разведчика Виктора Пятеркина.

 Мало кому известна  скромная кропотливая повседневная работа А. Медведенко как историка и редактора «Книги памяти. Победители». Ныне в качестве заведующего Научно-издательским информационным отделом краеведческого музея ЛНР. Идет работа по сбору материалов 10-го тома о людях  Кременского  и  Славяносербского  районов,

 

                                             Поэт и скульптор

 

На левом берег  Северского Донца осталась израненная  Трехизбенка и

бронзовый памятник Кондратию Булавину. Основание памятника — земляной курган. Железобетонный постамент выполнен в виде скального выступа коренных пород.  Установлен памятник  в 1998 году. Скульптор Николай Васильевич Можаев.  Известно, что всякая идея должна быть материализована. К счастью, идею и образ памятника  ненавязчиво  скульптору  подсказали  поэт А. Медведенко и его поэма «Сказ о Булавинском бунте».

  Справочно, Кондратий Афанасьевич Булавин (родился ок. 1660, станица Трехизбянская — 1708) — войсковой атаман донских казаков, предводитель народного восстания.

 Интересна история  написания этой драматической поэмы. Будучи пытливым читателем А. Медведенко  случайно в шахтной библиотеке сделал для себя открытие, обнаружив, что Кондратий Булавин  входит в число 10-ти самых знаменитых людей Луганщины. Заинтересовался, подумав об исторической  несправедливости: о Пугачеве писал сам Пушкин, а потом и Есенин; о Степане Разине – Евгений Евтушенко, а о Булавине -  ? Однажды, чуть позже  в руки попала книжица  писателя Николая  Задонского  «Донская либерия». Оказалось, что это  историческая хроника известного советского писателя-историка, где он  рассказывает о народном восстании на Дону под предводительством  атамана Кондратия Булавина. Все описанные в книге события были  основаны на архивных документах. Многие из документов впервые были обнаружены автором при создании хроники, а позже дополнились и Медведенко из  архивных документов 17-го века.  Писалось, по словам Андрея Ефимовича, одновременно легко и трудно. Легко потому что слова и рифма приходили как бы сами, трудно –  не хватало конкретных знаний и исторических фактов. В 1975-76г.г. первый вариант поэмы уже был написан, по наитию. Потом, в Москве, сверяя написанное  с документами истории, убедился и  удивился тому, что выдуманное, казавшееся авторским воображением во многом  имеет документальное подтверждение. Убежден, говорит Андрей Ефимович, ноосфера, Космос  хранят историческую информацию и в определенных обстоятельствах делится ею. Вероятно, существует некая  телепортация, процесс создания информации о внутренней структуре и свойствах материального объекта, находящегося в одной точке пространства. Иначе, откуда  Андрей Ефимович  узнал слова, язык и манеру общения  далекого, для него неизвестного,  прошлого.

          Но поэма, словно заговоренная, с трудом пробивалась к читателю. Очевидно,  или вероятно, строки «правду жизни  в очи некому сказать» дали повод цензуре  запретить поэму и не допустить её к защите даже как дипломную работу. И её приключения ещё не завершились.

А со скульптором поэта свел случай. Оба оказались  соседями по больничной палате. Болезнь сближает людей, делает их более открытыми. Медведенко и дал почитать Можаеву свою поэму о Булавине, Понравилась. Даже  потом  читали  её повторно вместе,  вслух. Коренного донского  казака отроду Николая Можаева  сказ о бунте задел за живое, а там ещё и рассказ «Наумовна» потряс. Подружились. Было это в конце 70-х. Николай Васильевич  решил сделать скульптурный  портрет друга.  За пять сеансов  у себя,  в студии сделал первые наброски бюста, сказав, что главное он уже для портрета уловил.

Пять лет тому назад, на юбилей Медведенко Заслуженный художник Украины Н. Можаев передал юбиляру в дар уменьшенную копию памятника К. Булавину, установленного в селе Трёхизбенка, и бюст самого поэта. Бюст А. Е. Медвеленко. Мне кажется, что Николаю Васильевичу превосходно  удалось изобразить  зрелость  поэта  и передать черты его характера. Взгляд  и высокий чуб в прическе говорит о том, что перед нами глубоко думающий и решительный человек. Большой психологической остроты требует от художника скульптурный портрет: поиск сильного характера, яркой индивидуальности, возвышение до символа простого образа, движение мысли, выразительность и точное воспроизведение. В галерее портретов Можаева  среди скульптурных портретов и бюстов Шолохова и Шевченко,   писателя Владимира Даля и рудознатца Григория Капустина, полагаю,  портрет Медведенко не затеряется..

 Скульптора и поэта, объединила любовь к родным местам,  близкая каждому  исторический тема, сам факт  о котором Андрей Медведенко мастерски рассказал в драматической  поэме «Сказ о Булавинском бунте».

               В 2011 г. местное издательство «Янтарь» издало  проэму  номерованной миниатюрной  книжкой, (168 с.: ил.; 62х85 мм. – Тир. 100 нум. экз. - авт.) Раритет, уже раритет!

В настоящее время скульптор вернулся на родину в Ростовскую область и проживает на хуторе Можаевка,  где активно продолжает свою творческую деятельность. В Ростове-на-Дону с 5 августа по 3 сентября 2015 года  состоялась  персональная выставка Николая Васильевича «Миры скульптора Можаева»,

          Вот так, каждый по-своему раскрывает собственный талант – смысл творчества. Общее у них  одно – талант и неповторимость художника. У поэта  Медведенко – мыслями и красками слова, у скульптора  Можаева –  глубиной замысла и выразительностью  пластики. Оба -  заслуженные, дипломанты различных конкурсов… И не разорвать их никакими кордонами.

 

                                                      Эпилог

 

Интересный мир поэзии  и прозы А.Е. Медведенко. Простотой  величия. Живы  еще те, кто помнит его босоногим, по-мальчишечьи шустрым и не по-детски совестливым. Начало всему здесь – на Луганщине.  И   первые шаги, и первые штрихи, и жизненные уроки, на всю жизнь «затесанные на лбу», и родные могилы. Здесь – корни, дающие силу, которая питает душу поэта и писателя вдохновением. Казалось и чего ещё более?

Доброго здоровья и долгих лет жизни! Признания! Международного признания, ведь Нобелевскую премию присуждают только при жизни. Премии делает человека более популярным,  хорошо, что они есть, но с другой стороны – плохо, когда господствуют политические пристрастия...

 

 

Б. Москалюк,

г. Луганск                                

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • Раз, два - и готово! Маленькая пародия
  • Владу Клёну
  • Памяти побратима
  • Зажимая боль в горсти
  • Стихи о бабуине


  • Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    • Войти

      Войти при помощи социальных сетей:


    • Вы можете войти при помощи социальных сетей


     

    «    Сентябрь 2019    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    30 

    Гостиница Луганск, бронирование номеров


    Планета Писателей


    золотое руно


    Библиотека им Горького в Луганске


    ОРЛИТА - Объединение Русских ЛИТераторов Америки


    Gostinaya - литературно-философский журнал


    Литературная газета Путник


    Друзья:

    Литературный журнал Фабрика Литературы

    Советуем прочитать:

    16 сентября 2019
    Клеветникам России

    Новости Союза:

         

    Copyright © 1993-2019. Межрегиональный союз писателей и конгресса литераторов Украины. Все права защищены.
    Использование материалов сайта разрешается только с разрешения авторов.