Сделать стартовой     Добавить в избранное
 

Николай Щелоков … не музейная личность нашей памяти Публицистика |

 

     Николай Щелоков … не музейная личность нашей памяти

        Конкретная дата юбилея Н. А. Щелокова уже прошла, но роковые  для него обстоятельства  декабря 1982 года , а потом и  1984 -  как  звон поминальных  колоколов  зовут откликнуться. Ещё раз вспомнить добрыми словами этого  неординарного человека, необычного своими делами и поступками.

 

26 ноября года исполнилось 105 лет со дня рождения Николая Анисимовича Щелокова. Нашего земляка, Он был одним из самых влиятельных людей своего времени, почти безошибочно интуитивно ощущал, кто есть кто. Большинство  советских людей знали его как министра-реформатора милиции. Вместе с тем в кругу продвинутой интеллигенции  он был  не менее известен  и как  покровитель, патрон ряда интересных начинаний. Его можно считать, например, кинопродюсером фильмов о советской милиции.

Член ЦК КПСС, министр внутренних дел СССР. Участник Великой Отечественной войны. В декабре 1982 года, сразу после смерти Брежнева, был освобожден с поста министра внутренних дел в связи с расследованием по обвинению в коррупции. После  лишения звания генерала армии и исключения из партии 13 декабря 1984 года покончил жизнь самоубийством. Похоронен  в   г. Москве на Ваганьковском кладбище.

В отношении его, точнее в оценке  его как личности, были и все еще остаются в ходу разные ярлыки из прошлого: «Брежневский любимец», «фаворит», «удачливый министр»,   «всемогущий глава МВД» ... Но и  то, и другое является одновременно близким и далеким  от истины.

«Николай Щелоков. Герой своего времени и его жертва»— под таким названием   была издана книга, в работе над которой были  использованы уникальные архивы. Один из авторов книги — Игорь Щелоков, сын Николая Анисимовича. В серии книг «Жизнь замечательных людей» в России издана монография «Щелоков», автор её экс- глава российского  Интерпола, а  конце 2008 года  вышла в свет (2009 г.) книга Максима Брежнева «Министр Щелоков». Автор этой книги, уже ставшей бестселлером, приезжал в Луганск - собирать дополнительные материалы для продолжения своего литературного расследования. Встречался ,а  потом  часто созванивался с начальником УВД генералом В. А. Науменко и директором музея милиции Е. А. Погребняком.  

Возможно,  упомянутые  публикации  и надо рассматривать, как попытку поставить точку в деле Щелокова.

Однако обратимся к вопросам исторической памяти  и роли в этом музейного дела.

Восемь  лет тому назад  в Алмазной на улице Барнаульской (ныне — Щелокова) началась реставрация заброшенного дома № 8, где до 19 лет проживал с родителями будущий министр и генерал армии Николай Щелоков.  23 октября  2007 г Дом-музей Николая Щелокова был торжественно открыт. Небольшой трехкомнатный домик, где прошли  детские и юношеские годы генерала, усилиями Луганской милиции  был отреставрирован. Для экспозиции тогда  собрано было все мало-мальски связанное с жизнью министра. Часть экспонатов музею передали дочь и сын Николая Щелокова Игорь и Светлана, проживающие в Москве. Дом тот стоит,  и название улицы сохранились. Нет только музея. Недолгая у него, к сожалению, была жизнь.

Гвоздем экспозиции был генеральский китель с орденскими планками и золотой звездой Героя Социалистического Труда. Кстати, у звезды особая судьба. В 1984 году, лишенный всех званий и государственных наград (кроме боевых), Щелоков должен был отдать и ее. Но, видимо, не сделал этого?

Сегодня он  выставлен для обзора в музее при МВД г. Луганска

 Щелоков прошел огонь страшной войны, не был трусом, случайно остался живым (одним из ста). Будучи несправедливо обвиненным, поступил как честный офицер, выбрав единственный доступный ему способ протеста, он застрелился. В мужестве ему не откажешь. Немногие  способны на подобную защиту своей чести. Вместе с тем писатель-биограф М.А. Брежнев полагает: « Я, например, на сто процентов не уверен в том, что Щелоков застрелился. Да, я пишу, что застрелился, но остается очень много «темных» вопросов».

Стоит справедливо  отметить, только у нас в 2-х  музеях есть экспонаты, связанные с именем экс-Министра МВД СССР. Это:  в Стахановском городском музее и  в Музее МВД республики, комнатка  его памяти с личными вещами. Это золотые запонки в виде глобуса и красный будильник японской фирмы Seiko, редкость для Союза. В одном из альбомов — нотная запись марша московской милиции, написанного композитором Арамом Хачатуряном с посланием:  «Дорогой Николай Анисимович! Этот марш я написал вдохновленный вами и по Вашей инициативе». На столе личные вещи министра – его очки, набор ручек с символикой Октябрьской революции 1917 года, архивные фото генсека ЦК КПСС Леонида Брежнева.  Хотя сущность  не в экспонатах музеев, да самих именных уголков и комнат музеев. Она должна быть  в нашей памяти, памяти земляков об особых самородках Донбасса. Н.А. Щелоков сумел за короткий срок сделать то, что  не удается осуществить современным «реформаторам» ни в Москве, ни в Киеве.

Первый указ министра МВД СССР Щёлокова был  «О культурном и вежливом обращении с гражданами». Потом у милиции появилась совершенно новая форма, радикально пересмотрели весь спектр того, что касается принятия на работу в милицию: «Помимо  соответствующего образования, должна быть безупречная репутация».

 За несколько лет полностью разрешился, так называемый, жилищный вопрос. Главное --  он поднял авторитет милиции, Не все одобряли новую структуру, возросшие затраты. А Щелоков не уставал доказывать: нищая милиция опасна для общества и государства. Вызывало раздражение и то, что у министра есть возможность напрямую обговаривать принципиальные вопросы  «на самом верху». Особенно это тревожило набиравшего политический вес главу КГБ Юрия Андропова.

Работая над книгой «90 лет милиции Луганщины. Главы истории» в соавторстве с  Евгением Александровичем Погребняком, тогдашним директором и основателем музея милиции , мы встречались со многими людьми. Они убедили нас  в том, что симпатию и доверие  у земляков, вообще у народа Н. А. Щелоков заслужил своими делами и поступками. А поступок  - это проявление натуры, характера человека, его принципов. Все, за что он брался, менялось коренным образом!

       Не часто, время от времен, он бывал на родине, навещая  могилы, покойных родных , вначале отца потом и матери, в Алмазной. Последний раз - 1982 году. Тогда-то, будучи заведующим отдела Кадиевского горкома партии, я имел возможность, сопровождая его, общаться с Николаем Анисимовичем,  Из  того дня запомнились  два эпизода.

К кладбищу  в Алмазнянской  балке из города можно свободно подъехать на машине, потом через ложбину и по мосту над  речушкой  сразу же -- подъем  на пригорок, а там и поселковый погост.

Автомобили и часть людей из сопровождения оставались  внизу, на подходе. 

К  могилкам Николай Анисимович шел  с живыми цветами. степенно, на  шаг впереди остальных. Ясно, что до этого на кладбище могилки усопших  родителей  были уже поправлены. Была и  снедь, для поминовения. Пить спиртное на кладбище - грех. Да и сам Николай  Анисимович не одобрял это дело. Из свиты генерала кто-то раздавал  милостыню   случайным людям. Был ли Н. Щелоков в то время верующим человеком ?

В православии существует также обычай поминать усопшего в каждую годовщину по смерти, в день рождения и день Ангела. Было очевидно одно -  Николай Анисимович  чтил  память и традиции, понимал значение церкви. Поминовение это было в  дни его последнего кратковременного  пребывания  на своей малой родине.

Известно, что Щелоков крестил своего сына Игоря по всем православным обычаям, а Брежнев был его кумом, Об этом рассказывали и сам сын министра  и   писатель Максим Брежнев, внук Генсека.

 У Брежнева и у Щелокова были верующие родители. В детстве Николая водили на богослужения. Щелоков, прежде всего, был настоящим коммунистом, но в то же время понимал значение православной церкви в истории страны и, например, добивался передачи Новодевичьего монастыря патриархии…

Спрашивается - а как же политика партии с ее воинствующим  атеизмом? В поиске ответа попутно приведем  ещё один пример.

В те годы в бывшей Кадиевке  была лишь одна церковь, на  окраине города, в п.Чутино.

 Свято-Николаевский храм – это не только удивительный исторический и архитектурный городской памятник, это его живая душа.  Под сводами этого храма когда-то крестили  и нынешнего Министра  обороны Российской Федерации  Сергея Шойгу. По молодости, будучи на побывке в г. Стаханове,  в гостях у родного дяди, то же Шойгу - горного мастера шахты им. Чеснокова, будущий Герой России и был крещен. Далеко-далёко от родной Тувы и своего отца. Его отец, Шойгу Кужугет Серээвич, на то время работал редактором районной газеты «Шын» («Правда»), позднее занимал пост секретаря Тувинского обкома компартии, первого зампредседателя Совета министров Тувинской АССР.

          Другой не менее яркий  эпизод, связан с посещением Николаем Щелоковым  музея, расположенного и ныне  в правом с фасада крыле здания  городского ДК им. М. Горького. Ранее Н.А. Щелоков подарил городу Стаханову картины разных советских художников и скульптуры. У Щелокова имелась большая коллекция картин известных мастеров: Глазунова, Шилова, Мадьянова, Кравченко. Но когда в Стаханове создавался художественный музей, министр подарил  66 произведений живописи и графики, в т. ч. 32  работы из личной коллекции. Но об этом обвинители Щелокова  ни тогда, ни  сегодня  не упоминают...

По всему было понятно, что этот музей его любимое детище. И был  открыт он при непосредственном содействии министра в 1980 году.

 Музей состоит из 2-х частей: «Трудовой славы» и другая - залы второго этажа с художественной экспозицией произведений живописи и т.п. Переходя от картины к картине, Николай Анисимович рассказывал  истории их создания и приобретения, пояснял манеру написания и кое-что о самих художниках. Говорил  с толком, с расстановкой. Оглянув почти всё, вдруг он спросил ни то меня, ни то директора музея: «А где  картина Гелея? Та, которую он называет «голая .баба с  грязными пятками». Где  картина?». Воцарилась тишина. Картина, о которой шла речь,  действительно  была исполнена в стиле «Ню»  -- изображала обнаженную натру женщины, лежащей на боку с вывернутыми наружу грязными пятками. Полотно было большим, имело подпись - размашистую дарственную  надпись  лично Щелокову от автора. Вероятно, из-за перестраховки абы чего дурного  посетители музея не сказали, полотно убрали в запасники.

Казалось, что смущению сотрудников музея не будет конца. Однако Николай Анисимович сумел  эту ситуацию  быстро обратить в шутку. При этом отметил, что натурщица-женщина, позирующая автору при создании художественного произведения, профессия серьезная. В официальном списке профессий называется демонстратором пластических поз. А, что касается художника, то  Коржев  его друг и человек он весьма положительный:  живописец, педагог, профессор, представитель «сурового стиля». Герои его картин  - сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства. В последние годы своей жизни  министр  дружил с Гелий Михайловичем Коржевым  - председателем правления Союза художников РСФСР. Вместе с этими  пояснениями Н. Щелоков, совершил экскурс, вспоминая  детство. Он рассказал, что не желая просить у отца на карандаши. краски  и бумагу для рисования, ходил из поселка на базар в  Кадиевку пешком. Продавал там  собранные лекарственные травы, мел, а на вырученные деньги покупал принадлежности к рисованию. Мечтал побывать  в настоящей мастерской художника, чтоб почувствовать дыхание творчества

Родился Н. Щелоков в семье рабочего-металлурга Анисима Митрофановича и Марии Ивановны. Работать начал с 12 лет коногоном на шахте. Тем не менее, хорошо учился и много читал. С ранних лет увлекся живописью, проявив незаурядный талант. В 14 лет написал портрет Тараса Шевченко (полагаю, что его эскизы и рисунки  до сих пор хранятся в Стахановском музее.)

По окончании семилетки в 1926 г Щелоков поступил в горнопромышленное училище, работал на шахте им. Ильича в Кадиевке. После окончания училища уехал в Днепропетровск, где был принят в металлургический институт, который окончил в1933 году. Начал  работу специалистом на предприятиях Украины. В1938 г. будучи начальником мартеновского цеха Днепропетровского металлургического завода, избирался первым секретарём Красногвардейского райкома партии Днепропетровска. С 1939—1941 г.г. работал  уже председателем Днепропетровского горисполкома. Отсюда начался его путь в большую политику. Тогда же познакомился он с будущим Генеральным секретарем ЦК КПСС  Леонидом. Брежневым.

В 1951—1962 гг. и 1965 г 1-й заместитель председателя Совета Министров Молдавской ССР,, в 1957—1958 и 1962—1965 годах председатель Совнархоза Молдавской ССР. Для расцвета Молдавии он сделал многое. Кстати, сегодня мало кто знает, но именно он распорядился разливать молдавские марочные коньяки в бутылку, известную нам по знаменитому "Белому аисту”. Образец тары Николай Анисимович привез с Всемирной выставки в Брюсселе в 1957 году. "Когда берешь эту элегантную бутылку в руки, то такое впечатление, что обнимаешь за талию девушку”, — с улыбкой говорил он.

В 1965—1966 годах он 2-й секретарь ЦК Компартии Молдавии. Затем почти 17 лет Н. А. Щелоков возглавляет милицию страны. С 1966—1982 г. г. он министр внутренних дел СССР.

 Художником, вопреки своему детскому увлечению, Н. Щелоков не стал. Однако тяга к прекрасному  осталась с ним на всю жизнь. Знакомый лично со многими советскими художниками,  он отрыл их талант для себя и других, зачастую с весьма с неожиданной стороны.  Например, художник  Петр Васильев  был известен,прежде всего своими работами о Ленине, полотном  «Чапаев», но Н. Щелоков открыл  в нем  мягкого лирического пейзажиста.

          Такие  вот сложились мои  впечатления от случайного присутствия в эскорте Земляка. Щелоков был прост и доступен на равных в общении, Было  понятно, что не он держал от нас дистанцию - это мы инстинктивно сторонились его, где из-за  нашей  боязливости и  робости перед  власть предержащими. 

   Да  и учитывая другие обстоятельства…  Из дневника Николая Щелокова:  «Работа милиции, как искусство, литература, призвана внушить людям непоколебимый оптимизм, веру в лучшие проявления человеческих душ, стремлений, желаний, помыслов. Самого сурового осуждения заслуживает всякое пробуждение жестокости, насилия, вандализма и варварства. Обуздать эти человеческие пороки — обязанность цивилизованного общества. И если говорить юридическим языком, произведения, прославляющие пошлость, порнографию, способствующие насилию, уже сами по себе представляют уголовные деяния». Таким было кредо  министра.

Есть свидетельства, что решение   принять пост министра общественного порядка (МВД) СССР далось Щелокову  нелегко. Жена Светлана Владимировна долго и настойчиво отговаривала мужа. Сын Игорь Щелоков (кстати, он приезжал на открытие музея в Алмазной) стал свидетелем такого разговора:  «Папа старался шутить, чтобы подбодрить расстроенную маму:  «Ну, вот у меня теперь снова ординарец будет… Не волнуйся» … Мама даже не хотела слушать, мне, запомнилась ее фраза: «Коля, тебя или убьют, или ты сам застрелишься… « Ведь судьба предыдущих министров была незавидна».

В то время, так же, как это происходит и сейчас на Украине, милиция теряла общественное доверие. Тогда взаимоотношение с населением осложняло применение резиновой палки, введенное по приказу предшествующего министра Вадима Тикунова. Своим  распоряжением Щелоков, считавший, что  «палка легализовала битье людей», применение дубинки  отмененил.

Ныне же репутация бывшего главного милиционера СССР примерно такова: Щелоков злоупотреблял служебным положением, после смерти Брежнева эти нарушения были вскрыты. Да, при его руководстве в МВД были допущены финансово-хозяйственные нарушения. Со временем мы действительно многое узнаем и понимаем, что было слишком много ошибок. Объем выявленных злоупотреблений составил 67,1 тыс. рублей. По официальному курсу того времени  - около 130 тысяч долларов.

Что по этому поводу можно сказать? Большинство обвинений в адрес Н. Щелокова существуют в форме версий. В отношении его уголовного дела не было. Не была суда. Более того  против него  не возбуждалось дело, так что  он юридически чист. Что же отличало  Н. А. Щелокова от других партийных и государственных деятелей того времени? Он дружил со многими известными писателями, композиторами, художникам, актерами театра и кино. Поддерживал Растроповича, Вишневскую, насколько мог – и Солженицына. В 1971 году  Щелоков написал Леониду Брежневу записку «К вопросу о Солженицыне», в которой предупреждал Генсека, не повторить ошибки, допущенные с Борисом Пастернаком за его роман «Доктор Живаго».

К слову, Н. А. Щелоков единственный крупный советский  чиновник, которого Александр Исаевич помянул добрым словом в своей книге «Бодался  теленок с дубом». Вывод напрашивается такой – Николай Анисимович Щелоков  по характеру и поступкам был «белой вороной» для высшей касты ЦК КПСС и руководства Советского Союза. Таковым он, вероятно, остается и для  нынешней «элиты» Украины и Молдовы. Очевидно, поэтому так тих этот юбилей  для не музейного героя…

Николай Щелоков давно оправдан историей  Его заслуги перед страной и милицией бесспорны. Земля, на которой он родился и с которой поддерживал постоянную связь, может и должна им гордиться.

 

 

  Борис Москалюк, Заслуженный журналист Украины

 

г. Луганск

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • Никола Вапцаров. Романтика
  • Раз, два - и готово! Маленькая пародия
  • Владу Клёну
  • Памяти побратима
  • Зажимая боль в горсти


  • Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    • Войти

      Войти при помощи социальных сетей:


    • Вы можете войти при помощи социальных сетей


     

    «    Ноябрь 2018    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    2627282930 

    Гостиница Луганск, бронирование номеров


    Планета Писателей


    золотое руно


    Библиотека им Горького в Луганске


    ОРЛИТА - Объединение Русских ЛИТераторов Америки


    Gostinaya - литературно-философский журнал


    Литературная газета Путник


    Друзья:

    Литературный журнал Фабрика Литературы

    Советуем прочитать:

    Новости Союза:

         

    Copyright © 1993-2013. Межрегиональный союз писателей и конгресса литераторов Украины. Все права защищены.
    Использование материалов сайта разрешается только с разрешения авторов.