Сделать стартовой     Добавить в избранное
 

СЛОВЕСНИК (окончание) Публицистика |

  

Юрий МЕДНЫХ

СЛОВЕСНИК (окончание)

 

 

  12           

                 Анализ 
               И.С.Никитин
  В небе синем плывут над полями
  Облака с золотыми краями:
  Чуть заметен над лесом туман,
  Теплый вечер прозрачно-румян.
 
  Отрывок написан 3х стопным анапестом, со смежной рифмой, женской и му-ской: женская – ударный слог предпоследний: полями-краями, мужской – ударный слог последний: туман-румян.
  В отрывке использованы художественные приемы (тропы):
  «в синем небе» – устоявшийся эпитет, говорящий о чистоте неба.
  «плывут облака» – устоявшаяся метафора, говорящая о ветреной погоде.
  «с золотыми краями» – эпитет-метафора, говорящая об освещении облаков солнцем.
  Чуть заметен над лесом туман» – деталь тонкой зарисовки пейзажа и состояния погоды.
  «теплый вечер» – эпитет, передающий состояние времени суток.
  «прозрачно румян» – эпитет-метафора, тонко передающая окраску зари.
                   А.К.Толстой
         Клонит к лени полдень жгучий,
         Замер в листьях каждый звук,
         В розе пышной и пахучей
         Нежась, спит блестящий жук,
         А из камней вытекая,
         Однозвучен и гремуч,
         Говорит, не умолкая,
         И поет нагорный ключ.
  Стихотворение написано 4хстопным хореем, Срифмована строфа следующим образом: первые четыре строки
  Рифма перекрестная: 1-3: жгучий – пахучий, 2-4: звук – жук. Второе четверости-шие срифмовано так же: 5-7: вытекая-умолкая, 6-8: гремуч-ключ. Но это не октава – в октаве иная рифмовка. Рифмы в стихотворении чередуются: женская – предпоследний слог ударный и мужская – последний слог ударный.
  В стихотворении применены следующие художественные приемы (тропы): 
  «клонит к лени» – метафора, говорящая о расположении к отдыху, к расслаблен-ности. «пол день жаркий» – эпитет, сообща ющий о зное дня.
  «замер звук» – метафора, говорящая о полной тишине.
  «в розе пышной» – эпитет, говорящий о форме розы, о ее красоте.
  «в розе пахучей» – эпитет, говорящий об аромате розы.
  «нежась, спит» – деталь, передающая состояние жука.
  «блестящий жук» – эпитет, говорящий о внешности жука. «однозвучен и гремуч» – эпитеты, сообщающие о звуке вытекающего ключа
  – звук не меняется, громкий; «говорит, не умолкая» – метафора и эпитет, допол-няющие характеристику ключа и придающие ему качества человека.
  «и поет нагорный ключ» – метафора и эпитет развивают характеристику поведения ключа, полнее сравнивая его с человеком-горцем.
  Стихотворение передает состояние знойного летнего дня, когда все клонится ко сну или спит, но в это же время жив и бодр ключ. Он не просто жив, а гремит и поет о своем состоянии. Сам дарит жизнь окружающему.
                 
                                         С.А.Есенин
                         Темна ноченька, не спится,
                         Выйду к речке на лужок.
                         Распоясала зарница
                         В пенных струях поясок.
  Отрывок написан 4х стопным хореем. Строки соединены перекрестной рифмовкой. 1-3строки: не спится-зарница – женская рифма, ударение на предпоследнем слоге. 2-4 строки: лужок –поясок, мужская рифма – ударение на последнем слоге.
  В отрывке наблюдаются художественные приемы – тропы:
  «темна ноченька» – эпитет в сочетании с «ноченькой» вместо «ночи» говорит о состоянии ночи и души автора.
  «не спится» – деталь передает состояние автора. Непокой побуждает к действию – общению с природой» выйду к речке на лужок» 
  «распоясала зарница поясок» – олицетворение природы – метафора передает действие раздевания для купания.
  «в пенных струях» – эпитет говорит о состоянии воды. 
  В отрывке говорится о беспокойной душе, которая отдыхает в общении с природой. А природа очеловечена автором.
 
                                Д.Л.Андреев
  Милый друг мой, не жалей о старом,
        Ведь в тысячелетней глубине
  Зрело то, что грозовым пожаром
        В эти дни проходит по стране.
  Отрывок написан 5ти стопным хореем. Строки срифмованы перекрестно. 1-3: старом - пожаром – женская  рифма,  ударение на предпоследнем слоге. 2-4: глубине-стране – мужская рифма, ударение на последнем слоге.
  В отрывке следующие художественные приемы – тропы:
  «милый друг мой» – эпитет обозначает родственную близость автора к читателю.
  «в тысячелетней глубине» – гиперболическая метафора, определяющая закономерное долговременное развитие событий.
  «зрело то» – метафора указывает на длительную подготавливаемость событий.
  «грозовым пожаром» – эпитет и метафора, говорящие о свершающемся в настоящее время.
  «проходит по стране» – метафора говорит, что нечто идет закономерно, грозно, не спеша, в масштабах страны.
  Отрывок сообщает о том, что автор по-приятельски советует читателю быть дальновидным, мудрым и спокойным под ударами грозных событий наших дней, потому что все закономерно.
             Е.Стюарт
  Налетела гроза весною –
  Прошумела над звонкой сосною.
               
  Ветры долго сосну кренили,
  От земли оторвали корни
  И конечно бы уронили,
  Но была она их упорней.   (:)
 
  Слезы ей подступали к горлу,
  Но, предсмертным томленьем маясь,
  Ветви к соснам другим простерла
  И держалась, почти прямая.   (;)
 
  Меж друзей умирала стоя,
  Неприметно чужому взгляду…
  Может быть, это так и стоит,
  Может быть, это так и надо.   (!)
 
  Только дятел – лесная птица –
  Знал, что в мертвое сердце стучится.
 
  Стихотворение написано трехстопным анапестом, с женскими рифмами. Две первые и две последние строки дают художественно-зримый орнамент закругленности стихотворения; симметрично удален один слог (доля) из первой и пятнадцатой строки, создавая  экспрессивную музыкальность строк. В стихотворении через образ погибшей сосны показана судьба стойкой женщины, опершейся на помощь друзей в борьбе с ветрами жизни. Даже дятел не выдал ветрам того, что она мертва.
  1. долго ветры …кренили – образ борьбы со стихией.
  2. но она их (ветров) упорней – образ силы противодействия.
  3. слезы подступали к горлу – олицетворения  мук.
  4. в предсмертном томленье маясь – все это – ряд образов – олицетворений – метафоры.
  5. второй катрен – сплошной метафорический образ.
  6. может  так и стоит, так и надо – гимн борьбе за достоинство.  
  7. а вот слабые стороны:  начнем со знаков препинания – они полноценная часть нашей грамматики.
  8. звонкой сосною – говорится о здоровой, молодой сосне.
  Весенняя гроза прошумела над звонкой сосною, не причинив ей вреда, сообщает вступление. Спрашивается: зачем оно, если дальше следует гибель сосны не от грозы, а от частых ветров?
  9. ветры долго сосну кренили. Надо почти уронить, чтобы оторвать корни, а она почти прямая – алогизм в создании образа.
  10. дятел – лесная птица. Дятел иным и не бывает. А здесь имеется в виду, что дятел – лесной врач. Доктор-птица. Это здесь главное – опять алогизм.
  11. но была она их упорней. Она – ударение смещено, поэтому «их» стоит под ударением, а не «она», как должно быть по смыслу.
  12. в стихотворении в двух местах отсутствуют обособления может быть, огрехи издательства.
  13. замечательное стихотворение замечательной сибирской поэтессы почему-то автором не отшлифовано.
 
           Л.Юсупова
         «Эхо жизни» - (название книги).
  Счастье мне с высоты не упало
  Полосой золотого дождя.  (-)
  Я сама свое счастье ковала,
  «Эхо жизни» на рифмы кладя.   (;)
 
  Да и Бог от недоброй юдоли
  На опасном пути уберег
  И своею высокою волей
  До вершины подняться помог.   (:)
 
  Знают песни мои на Алтае,
  Их в Уфе и Казани поют.    (-)
  Видно, волжские ветры, играя,
  Их, как парусник легкий несут.
 
  Волга, Волга…Родными мне стали
  Дали светлых твоих берегов.    (-)
  Это воды твои напитали
  Звонкой силою строки стихов.    (;)
 
  «Эхо жизни» - в звенящем названье
  Плеск волны и души перезвон.    (;)
  Эта книга – мое завещанье
  Книголюбам грядущих времен.
  Стихотворение написано трехстопным анапестом, с перекрестной рифмой, ж. и м.
  Стихотворение богато вроде бы неброскими, но точными и потому сильными эпитетами и метафорами (тропами)- это уже почерк мастерства.
  1 с высоты не упало (не свыше подано, а добыто собственным трудом).
  2 полосой (золотого дождя) – штамп «золотой дождь» словом «полосой» превращен в образ.
  3 сама ковала (ковка - очень трудная работа, особенно для женщины).
  4 на рифмы кладя (создавая образы и шлифуя строки).
  5 недобрая юдоль (участь) высокое слово – очень к месту.
  7 Бог – уберег (двойной образ – помощь судьбы; и внутренняя рифма.
  8 до вершины подняться помог (достичь мастерства, а через него – известности).
  9 единение с Волгой – с Русью, дающей силы для работы.
  10 завещание книголюбам (связь времен).
  Замечательное стихотворение - анализ о нужности и признании читателем и литературным обществом ее книги.
        
  ;
               13       
        Замечания:
  1 некоторые знаки препинания не соответствуют логике, обрывая синтаксическую связь катренов.
  2 свое счастье ковала – в слове «свое» смещено ударение, сломан ритм.
  3 их, как парусник легкий, несут. Каверзная звукопись: парусник чего? – (как). Аккуратнее бы с этими «как». Попробуем вариант: Песен парусник легкий несут – звучнее и нет «как».
  Третий и четвертый катрен при желании можно бы и объединить, усилив этим образ стихотворения. 
                     
       О неточности в применении языка: 
  Беду на расстояньи –  расстоянье – 2 скл. – предл.п. – е.
  Расстояние – искл (3скл) – предл.п. – и. следует написать: Беду на расстоянье.
 
                        Работа над словом, строкой и рукописью.
  Это не рекомендации, а лишь обмен опытом.
  «Многие авторы, твердо уверенные в своей гениальности, являются только носителями таланта. Выдает их один незаметный, но неопровержимый признак: они ощущают свой творческий процесс не проявлением какого-либо сверхличного начала, но именно своей, только своей прерогативой, даже заслугой, подобно тому, как атлет ощущает силу своих мускулов, принадлежащую только ему и только его веления исполняющую. Такие претенденты на гениальность бывают хвастливы и склонны к прославлению  самих себя. В начале 20 века, напри мер, в русской поэзии то и дело можно было встретить высокопарные декларации собственной гениальности. 
  Я – изысканность русской медлительной речи,
        Предо мной все другие поэты – предтечи…
               ………
  Я гений Игорь Северянин,
  Своей победой упоен…
               …………
  Мой стих шагнет через хребты веков
  И через головы поэтов и правительств.
 
  Подобно подросткам, чувствующим себя сильнее своих сверстников, они кичливо напрягают изо всех сил свои поэтические бицепсы. Все это – таланты, ослепленные самими собой,  мастера, создающие во имя свое, рабы самости – самозванцы гениальности. Суд времени подвергал их каждый раз беспощадному развенчанию». – говорит Д.Андреев в «Розе Мира».
 
  Многие мастера слова говорят, что писать следует только тогда, когда не писать невозможно. А если не пишется, так это же великое благо для читателя. У каждого это случается по-своему, но суть одна. Вспыхивает мысль (озарение, настроение, вдохновение…). Мысль – явление космическое, теперь это знают многие. Значит, автор настроился на частоту этой мысли, и она стала ему доступна. Теперь ее надо записать, потом обработать: развить, усилить, усовершенствовать и оформить словами. В стихотворении не должно быть ни буковки лишней (для разбега мысли) – только развитие сюжета, как в механизме – ни одной лишней детали. Следует очень вдумываться в значения слов, применяя их. 
  Лик – высоко сговорится о портрете, иконе и в то же время напоминает «блик». Ликовать – радоваться (восхищаясь ликом). Сравним – (ова) ть – дрейфовать, смаковать. Ликование – уже существительное – возводить лик в торжество, обрамлять лик торжеством – то же действо, что и ликовать. Действо – действие, деяние. – корень один, а пласты смыслов разные. Сравните у Солженицына: острог – остро, строго, рог, строить… 
  Дилетант пишет, как пришло в голову, т.е., как умеет (не умеет). А опытный автор начинает сравнивать пришедшее в голову с уже знакомым, известным, ярким, чтобы мысль подать в ее сиянии. Это и есть художественное оформление мысли. В помощь автору – отшлифованные веками способы (тропы) и формы: жанры, размеры, строфы…
  Но мысль торопит, ускользает, изменяется; приходят новые. Пожалуй, надо все это выложить на бумагу, как есть – бумага стерпит. А жизнь отвлекает другими делами. Пусть написанное остывает.
  Рукопись снова призвала к себе. Теперь основная мысль значительно виднее. Надо найти ей подобающую форму, если она не найдена сразу, в силу мастерства. Каждой мысли надо найти образ – способ подачи ее читателю. Если бы Есенин сказал, что он прожил жизнь, словно проскакал утром на коне. Это уже был бы образ – сильное сравнение. Но у автора: «иль ты приснилась», «весенней, гулкой ранью» «на розовом коне – на коне мечты. 
  Копье вонзилось в дерево – информация. Но копье ревности вонзилось в древо его начинаний – образ. И в данном случае уже не скажешь «в дерево» – по стилю не подходит – «в древо».
  Не обязательно подыскивать для образности особенные слова; чем ближе они к предмету, тем лучше. А вот с неожиданной стороны взглянуть на предмет – это здорово. «кирпичным вер- блюдом» Есенин назвал печь.
  Есть образность яркая, бросающаяся в глаза:
  у Есенина, у Цветаевой, у Пастернака, у Маяковского. А есть образность тонкая и очень точная – у Пушкина.
  Мороз и солнце; день чудесный!
  Строка разделена точкой с запятой – в строке две параллельные мысли, а не од-на. Не мороз и солнце являются чудесным днем, это само собой. А в морозный день можно ожидать чудес, и Пушкин раскрывает их в обыденных вещах.
  Еще ты дремлешь, друг прелестный?
  Взаимоотношения с собеседником дружеские. Но что это за друг? Прелестный: полный прелестей; и в этом же слове слышится «лесть» и «прельщение». Это уже особа женского пола. А автор об этом не сказал ни слова.
  Открой сомкнуты негой взоры
  Красавица не спит, она дремлет, нежится: ей не хочется расставаться с миром сонных грез, но они ее уже почти покинули. И не глаза открой, а «взоры» – воззри на бодрствующий мир, с нетерпением ожидающий твоего внимания к нему.
  Звездою севера явись!
  На немалую высоту зовет поэт своего друга. Есть мнение, что поэт здесь говорит о самой России, зовя ее в Звезды севера.
  Очень тонко и точно подобраны эпитеты и метафоры (тропы). По этой дороге нам и должно следовать – нам ее создал и подарил сам Пушкин.
  Но, о рукописи. Найдены приличные образы, нужные слова. О неграмотности языковой и художественной уже не говорим. Пусть рукопись «сохнет». Через некоторое время опять увидим в ней недоработки. Советы и похвалы несведущих друзей и знакомых не в счет. После энной доработки текста, убедившись в своем бессилии сделать лучше, можно показать ее на суд читателя-слушателя. Опять критика – в самое сердце! Опять переосмысление и работа – до совершенства.
  Любая публикация  рукописи – не критерий ее совершенства.
 
                     
                          14    
 Работе над слогом и словом.
  Наш век задал нам много жару:
  Изломов времени не счесть.
  Есть две рифмы, нужные мне; нужны вариации. Пробую их: пару, гитару, фару, фанфары, амбары, угары, загары.
  Теперь попробую варьировать строку к рифме «жару»
  С лихвой и дыма в нем и пару;
                ….
  Плясать пришлось и под гитару;
               ………..
  Включили пятилеток фары;
           ………..
  Звучали трубы и фанфары;
 
  И злом наполнились амбары;
               ……….
  И надышались мы угаром;
            …………..
  Мы в битвах обрели загары.
  Теперь сварьирую строку к рифме «счесть»
  Перелицовывали честь;
             ………
  Борьба за правду или месть;
               ………
  И многим ноги не унесть.
  Варьируется это и в уме и на бумаге, а вариантов может быть множество. И каждый вариант несет свой оттенок мысли. Надо уметь управлять и мыслью, и оттенками. 
  Случается из-за одного слова приходится переиначивать весь текст и много раз. Об этом ярко сказал Маяковский в своей статье о стихах.
 
   
 
 О менторстве и личности автора в стихах. 
          Нескромно выглядят любые поучение, а личные переживания всегда бес-ценны. Авторское «я» – это не «яканье», а
 Личное участие в теме.
  1 Ты не думай, что это просто.
  2 Не думаю, что это просто.
  Второй вариант душевнее, доходчивее, ближе, доверительнее.
        Автор не самовыражается в творчестве, а ставит и  решает через личное вос-приятие этические и эстетические задачи века.
                                         О прозе
      Первоначальная работа со стихами и прозой имеет много общего. Если для решения возникшей проблемы (темы) лучше подходит проза, следует подумать о ее жанре.
  Выбран один из малых – рассказ. Выбираю сюжет. Через какое событие (случай) буду решать проблему темы. Сюжет найден (придуман). Берусь за его композицию (последовательность разворачиваемых событий и месте в них деталей). Композиция продумана. Определено точное место фабулы (кульминационного места в сюжете).
  С чего начать повествование? Оно должно быть взрывным, интригующим – это зачин. Теперь нарастающий по напряжению путь к апогею (фабуле) повествования.
  Концовка должна быть неожиданной (инверсной), короткой и исчерпывающей по содержанию.
  Пора одевать замысел словами. Выбираю соответствующий замыслу тон (стиль): юмор, сатира, беседа, повествование. От какого лица: от первого (Я) – автор в роли героя. От третьего (Он), описание со стороны. «Онегин, добрый мой приятель».
  Разумеется, герои имеют свои характеры, наклонности, привычки, внешний вид, лексикон – все это характеризует различные стороны жизни их времени. Чтобы герои (персонажи) не были шаблонными, они должны быть собирательными, а не точными портретами конкретных людей.
  В предложениях продумываю до мелочей место деталей и форму каждого слова, их связи, связь предложений, абзацев, всего текста. А повествование стараюсь делать в меру образным и предельно кратким: ни единого лишнего слова, детали, знака. Четко продумываю расстановку ударений: грамматических (синтаксических), лексических и риторических. Варьирую их, согласно развитию сюжета.
  Это – работа над первым черновиком. Потом прочтения, продумывания, устранение лишнего, дополнения – редактирование: работа над рукописью, пока содержание и форма станут едиными, безупречными. Теперь доверюсь критике грамотного в твор честве читателя. Снова редактирую рукопись. Перебеливаю. Публикую, ориентируясь на критику просвещенного читателя. И если вижу слабые места в тексте, снова его дорабатываю.
  Трудно не повториться при огромном количестве написанного, но мудрость гласит: «Невозможно в одну реку войти дважды». Надо писать по-своему и о своем, освоив законы творчества веков, а не «изобретать» нечто. 
         Характеристику героя можно дать на полстраницы, а можно одним словом героя. Словарь автора – это словарь культурного уровня эпохи, а, может быть, и выше.  (у классиков)
         Стихи – еще не поэзия. Автор стихов – еще не поэт, а лишь стихотворец. Поэзия – в образности, стихотворной и прозаической. Владеющий образной мыслью – поэт.
  Уважаемый читатель, слушатель, коллега, спасибо за внимание.
                                            
 
 
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • Памяти побратима
  • Владу Клёну
  • Зажимая боль в горсти
  • Раз, два - и готово! Маленькая пародия
  • Стихи о бабуине


  • Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    • Войти

      Войти при помощи социальных сетей:


    • Вы можете войти при помощи социальных сетей


     

    «    Май 2020    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031

    Гостиница Луганск, бронирование номеров


    Мегалит


    Лиterra


    Планета Писателей


    золотое руно


    Библиотека им Горького в Луганске


    ОРЛИТА - Объединение Русских ЛИТераторов Америки


    Gostinaya - литературно-философский журнал


    Литературная газета Путник


    Друзья:

    Литературный журнал Фабрика Литературы

    Советуем прочитать:

    Вчера, 14:30
    Два кольори
    24 мая 2020
    Стихи

    Новости Союза:

         

    Copyright © 1993-2019. Межрегиональный союз писателей и конгресса литераторов Украины. Все права защищены.
    Использование материалов сайта разрешается только с разрешения авторов.