Сделать стартовой     Добавить в избранное
 

Как поссорились автор и лирический герой Проза |
КАК ПОССОРИЛИСЬ АВТОР И ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ

В маленьком городке быть
писателем невозможно.
Сергей Довлатов


До поры до времени Автор и Лирический Герой жили дружно.
Автор, можно сказать, вкладывал в своего героя душу. Пытался сделать его узнаваемым. Добавлял привлекательно-сти его отличительным чертам. Скрашивал неприглядность его поступков. Обогащая лексикон Героя, умело выдавал его трю-измы за оригинальность мышления.
Герой же… Герой, как мог, вкалывал на репутацию Автора. Хотя, как это случается, нередко выходил из-под контроля и откалывал умопомрачительные коленца. Восславлял кутежи и плотские утехи. Туманно намекал на головокружительные страстные романы и мелкие любовные интрижки. Бравировал этим, проповедуя немыслимую для захолустного городка свободу нравов.
И всё же, повторимся, какое-то время жили они душа в душу. Чёрная кошка пробежала между ними, когда Автора начали печатать.
Дебют пришёлся на конец восьмидесятых с его, уже легендарными социальными потрясениями. Рушились устои, низвергались кумиры, переосмысливались идеалы, отступала – с боем и скрежетом зубовным – цензура. Раскованность стиля Автора пришлась читателю по душе.
Знать бы тогда, чем всё закончится… Но речь о другом.
Автор писать не бросил, печататься тоже, а Лирический Герой обрёл с годами конкретные черты, делающие его образ реалистичным и заметным.
Предмет их ссоры выглядит до обидного банально: читатель начал путать Героя с Автором и зачастую принимать за одно и то же лицо.
Первый камень в огород их благодушия запустил человек, в городе известный и в литературе, казалось бы, искушённый, – восьмидесятилетний баснописец Вениамин Хвастовой.
– "Исповедь пораженцев”? Хм! – вскидывал брови старикан, вертя в руках первую книжку Автора. – Ну и название! Ты что, пораженец?
– Не-а… – ответствовал Автор потупясь.
– А как же тогда прикажешь тебя понимать?
– А Пушкин?.. Тот был чуть ли не негром, а написал "Песни западных славян”.
– Всё равно! – городской корифей строго отмёл ссылку на высокое имя. – Ты должен был сначала посоветоваться.
– С кем? – наивно спросил Автор, непроизвольно дёрнувшись при слове "должен”.
– Ну-у-у! – многозначительно протянула звезда басенного жанра, что приблизительно означало "Да ты, парень, совсем дурак, как я погляжу, если не понимаешь, с кем нужно приходить и советоваться”.
Дальнейшие события доказали правоту Хвастового. Советоваться было с кем… И Автор советовался. Он приносил рукописи прототипам своих персонажей и, рассыпаясь в извинениях, мямлил: "А как бы ты посмотрел, если бы я… Вот…”
Увы, полученное согласие дело вершило не всегда. Слу-чалось даже, что родственники сговорчивого прототипа угро-жали Автору физической расправой. Вопрос "что станет гово-рить княгиня Марья Алексеевна?” в провинциальном городке стоит как нельзя остро.
Читатель упорно не признавал претензий Автора на своё место в литературе. Читатель гордился своим умением читать между строк, отыскивая там географические, бытовые и интимные подробности.
– Читал твою книжонку, – мог остановить Автора на улице любой встречный. – Там, в одном рассказе, вас заперли в ресторане, так вы вылезли через шахту грузового лифта. Правда такое было?
– Нет, – обречённо разъяснял Автор. – На самом деле мы лезли через канализацию. Попали в коллектор и выбрались через люк. Все по уши в дерьме.
– Круто! Так чё ж ты? Так бы и написал!
– Ага. В другой раз.
…И не выдержал Автор. И обрушил гнев свой, как водится в таких случаях, на ближнего. То есть на Лирического Героя.
– До каких пор?! До каких пор ты будешь меня подставлять?!
– Я? – совершенно искренне удивился Лирический Герой. – О чём ты, отец родной?
– А ты будто не знаешь! Мне постоянно приписывают твои дурацкие выходки, все твои пьянки и блядки…
– Фу! Ну зачем так грубо? Нет бы сказать: пирушки и… романтические приключения.
– Приключения! Уж позволь мне называть вещи своими именами.
– Называй, как хочешь. Можно подумать, ты у нас трезвенник… нецелованный.
– Не твоё дело!
– Вот именно, не моё, а твоё. А я всего лишь, в некотором роде, твоё детище.
– Но я же не знал, что ты выйдешь из-под контроля! Ты несёшь Бог весть что, а я ходи и оправдывайся, что ничего у меня не было с Леной!
– С какой Леной?
– А я знаю с какой! С Леной… Зиной, Мариной… – какая разница… Ты наплёл, что у какой-то дуры муж выгуливал дога, а меня подозревают в интимных отношениях со всеми собаками города! Тьфу… С их владелицами, я хотел сказать. А если му¬жья начнут меня этими догами травить?.. И выходит, к каким бы художественным изыскам я не прибегал, по какому древу мыс¬лею не растекашился, читателя интересует другое. Его интере¬сует: с кем, когда и как! А две-три почтенные дамы, втайне польщённые, с напускным возмущением скажут, что у них со мной никогда ничего не было, что всё в моём рассказе – поклёп, на том хотя бы основании, что они никогда не носили описанного мною розового белья…
– Слушай, а кто тебя заставляет писать от первого лица?
– Ну… – тут Автор несколько смутился. – Не знаю, от первого – как-то доверительнее… Я привык.
– Привык он! – Лирический Герой явно не чувствовал за собой вины. – Вот и расхлёбывай! Да любой писатель, говорящий от первого лица, да и не только от первого, вкладывает в героя частицу себя. И если не пережил в жизни того, о чём пи¬шет, то хотел бы или опасается пережить. Я уверен, что Камю курил у гроба матери.
– Ты сошёл с ума!
– Да! А Стивенсон в детстве нашёл пиратские сокровища, что и дало ему возможность в дальнейшем жить безбедно и писать…
– Что ты несёшь! Стивенсон в сорок четыре года умер от туберкулёза. К тому же, жил на островах Самоа и помогал туземцам воевать с немецкими колонизаторами. Не вяжется как-то с образом миллионера, не так ли?
– Кстати, об островах! Неужели Дефо не сидел на необитаемом острове? Так убедительно написано.
– Дефо сидел в тюрьме! Хотя и рад был бы, наверное, продёрнуть на какой-нибудь остров, когда скрывался от кредиторов. А Высоцкий, наоборот, не сидел, так же как и не воевал и не был слесарем шестого разряда.
– Высоцкий – актёр, – уклончиво заметил Лирический Герой. – А Герцен, по-твоему, никогда не изменял жене и не дружил с Огарёвым?
– Идиот! Тебе ещё нужно объяснять, что такое мемуары, что литература бывает документальная и придуманная, то есть в чистом виде художественная, и что ни в коей мере нельзя отождествлять автора и героя, то есть нас с тобой.
– А это ты объясняй не мне, а своим читателям, – равнодушно отозвался Лирический Герой.
– Им объяснишь… – вздохнул Автор. – Хоть на Марс дей-ствие перенеси, всё рано скажут: "Твои герои узнаваемы…”
– А как ты думаешь, – перебил его Лирический Герой, – Эдуард Лимонов делал негру минет или не делал?
Автор ответил после краткого раздумья:
– Да… Этот, пожалуй, мог.
– Ха-ха-ха! – возликовал Лирический Герой. – Вот видишь, и ты туда же!
– Что "видишь”, что "видишь”! – вспылил Автор. – Кто ты такой, чтобы меня учить? Я тебя породил, я тебя…
– Поздно, батенька, – ухмыльнулся Лирический Герой. – Вспомни о своих тиражах – теперь я вполне обойдусь и без тебя.
– А уж я без тебя и подавно. Люди целые поэмы без героя писали, и ничего.
– И пожалуйста!.. Так я пошёл?
– Скатертью дорожка…
И расплевались они, и разошлись надменные, пониманием друг друга не обогревшие… По чьей вине?
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • И только не завыть бы волком!
  • Какая-то лирика
  • Театр боли
  • Про Публику, обреченных поэтов и паранойю
  • КАК ПОССОРИЛИСЬ АВТОР И ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ


  • #1 написал: Вячеслав Гусаков (1 декабря 2010 09:38)

    Признаюсь, не впечатлило. Открытия художественного (пусть даже маленького) здесь нет. Об этом уже писано-переписано... Взять, например, "Темную половину" Кинга и т. д. и т. п.
    Как по мне, стихи у Шендрика куда получше будут, чем его проза. 

    #2 написал: MostovoyViktor (1 декабря 2011 18:03)
    Прочитал с удовольствием! Внутренняя интрига мне понравилась. Молодец, тезка.
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    • Войти

      Войти при помощи социальных сетей:


    • Вы можете войти при помощи социальных сетей


     

    «    Декабрь 2019    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031 

    Гостиница Луганск, бронирование номеров


    Планета Писателей


    золотое руно


    Библиотека им Горького в Луганске


    ОРЛИТА - Объединение Русских ЛИТераторов Америки


    Gostinaya - литературно-философский журнал


    Литературная газета Путник


    Друзья:

    Литературный журнал Фабрика Литературы

    Советуем прочитать:

    Вчера, 00:06
    Артист
    6 декабря 2019
    Наше поколение

    Новости Союза:

         

    Copyright © 1993-2019. Межрегиональный союз писателей и конгресса литераторов Украины. Все права защищены.
    Использование материалов сайта разрешается только с разрешения авторов.