Главная > Газета «Отражение» > ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ. ЧАСТЬ ПЯТАЯ

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ. ЧАСТЬ ПЯТАЯ


9 ноября 2019. Разместил: shef
ЧАСТЬ ПЯТАЯ
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ


1. СУЖДЕНИЯ О ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

В. Даль определяет здоровье человека как «состояние животного тела(или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке, отсутствие недуга, болезни».
Народная мудрость объявляет здоровье человека едва- ли не высшей ценностью. «Здоровье всего дороже», «Здоровье – всему голова», «Здоровье тела- богатство», гласят русские пословицы.
Здоровье представляет не просто природное богатство человека, но первое и главное условие земной жизни и преуспевания.
Дар здоровья приравнивается к дару жизни и в значительной мере зависит от самого человека. Человек бездумно и нерасчетливо, пользуясь даром здоровья, не отдаёт себе отчёта в его бесценности. Не познавший болезни человек склонен испытывать своё здоровье отклонениями от нормы поведения и навлекать на себя не просто нездоровье, а самую настоящую беду. «Научись ценить здоровье, прежде чем заболеть», говорят каракалпаты.
Это не призыв к профилактике или здоровому образу жизни, а воззвание к разуму человека. Человек до тех пор не будет по- настоящему здоров, пока не научится ценить здоровье как основу жизни. Как залог полноценного существования на Земле.
2. СУЖДЕНИЯ О БОЛЕЗНИ
В.Даль представляет болезнь и боль тождественными понятиями: «боль, хворь, немочь, недуг, нездоровье, по объяснению врачей- нарушение равновесия в жизненных отправлениях».
Характеристика боли, - самое чувство, телесное страдание, чувство горя, истомы, страданий душевных; скорбь, грусть, тоска, кручина, жаль, сокрушение, журба- всё это явления физиологического порядка. А болезнь имеет и проекцию в духовно- нравственную сферу. Болезнь есть явление и объективный фактор и имеет оборотную сторону жизни. «Мир – поле для болезней», пословица хауса.
Болезнь приходит не извне, а накапливается самим человеком. Первоисточником всех болезней является душа и разум человека, есть испытания физических и духовных сил человека, а её летальный исход- небесная кара или предопределение: «В целое яйцо и муха не залетит», говорят китайцы, подчёркивая неуязвимость для болезни душевно, нравственно и физически цельного человека.
Болезни не делят по степени и серьёзности. Любой недуг- признак нездоровья и сигнал к необходимости большего внимания здоровью человека, что к любой болезни человека надо относиться серьёзно. «Иногда слона убивает заноза»- пословица зулу.
3. СУЖДЕНИЯ О ЛЕЧЕНИИ.
По В.Далю лечить, значит «пользовать, врачевать, помогать снадобьями». Эти определения указывают на внешний фактор борьбы за здоровье человека, на помощь ему при болезни.
Главное в лечении любой болезни заключается в открытости и правдивости характеристики «от распознанной болезни не умирают», как говорят осетины. Убедить больного раскрыться, не таить болезнь, положиться на врача, на его знания и на накопленный опыт в борьбе с болезнями.
Важно быть честным не только со сведущими людьми, но и с самим собой, помогать себе, не рассчитывать исключительно на постороннюю помощь. Это не поощрение самолечения, а убеждение в необходимости мобилизации воли, сопротивление болезни, преодоление слабости и жалости к себе.
Призыв врача к лечению больного необходимо рассматривать как крайнее средство в течении болезни, когда она становится слишком серьёзна. Нельзя запускать болезнь до такой степени, чтобы понадобились лекари. Нельзя, конечно, и увлекаться лечением.
Поэтому любое внешнее вмешательство рассматривается как насилие над организмом и нужно настаивать на предельной мобилизации своих собственных, внутренних ресурсов организма. «Аптека не прибавит века»- русская пословица. «Не кушай, а займись физкультурой утром, стадион- вечером, это есть пять дней прибавления жизни», говорят аварцы.
4. СУЖДЕНИЯ О ВЫЗДОРОВЛЕНИИ
По В.Далю выздоравливать означает «оправляться от болезни», становиться опять здоровым, здороветь».
Выздоровление рассматривается как процесс выхода из болезненного состояния и последующего приумножения жизненных сил человека. А долг человека состоит в осознании высокой ценности здоровья, дарованного Богом или природой. Человеку надо всячески оберегать тело, помогать ему, не пренебрегать им. «Береги платье снова, а здоровье смолоду», говорит русская пословица.
Принцип сбережения тела не только исключает болезни, но, оказывается, считает их полезными в качестве доказательства важности здоровья, напоминает ценность здоровья и даёт радостное ощущение жизни.
В то же время, болезнь как хроническое явление плоха, допускается лишь в малой дозе или одномоментном акте. Трудность выздоровления и опасность перехода болезни за необратимую грань, губительна для здоровья человека.
А человеку надо предостерегаться от нездорового образа жизни. «С поста не мрут, а мрут от обжорства», говорит русская пословица, характеризуя губительность злоупотребления питьём, яствами и прочими излишествами. Это опасно не только накоплением недуга, но и рецидивами болезни. «Болезнь проходит, привычка остаётся»- русская пословица.
Главный принцип оздоровления организма заключается в умеренности. «Ешь мало, проживёшь долго», убеждают арабы. «Завтрак свой пробуй, обед отведай, ужин отложи», говорили ещё древние ассирийцы. С ними согласны все мудрецы всех народов мира, возводя принцип умеренности в культ.
5. СУЖДЕНИЯ О ЗДОРОВОМ РАЗУМЕ ЧЕЛОВЕКА
Умный человек по В.Далю «есть человек, кому Бог дал ясный, проницательный ум, понимающий, не всякому доступное; рассудительный, разумный, смышленый, понимающий и заключающий здраво, прямо, верно».
Под умным человеком подразумевают и мудреца и философа и простолюдина, отличающегося здравомыслием. Относительно человека вообще, народная мудрость категорична в своих суждениях. В общем плане она делит людей на умных, которых не много и глупых, которых, едва- ли не большинство.
Умственная неравность людей зависит не только от них, сколько от природы или от Бога. «Ум от природы, его не купишь», говорят армяне.
Одновременно следует утверждать и некую интеллектуальную запрограмированность отдельного человека и всего человечества. Досада на умственную инертность основной массы людей, не склонных затруждать себя серьёзными размышлениями, очевидна. Сопоставляя физическое и умственное развитие человека, делая упор на том, что люди с рождения наделены здоровым разумом, но не все правильно пользуются этим.
Природный ум можно не только потерять, но и восстановить- при желании, когда обстоятельства заставляют человека «взяться за ум». В отдельные периоды жизни ошибкахчеловек может, конечно, расслабиться и не утруждать свой ум, но наступит время испытаний и оно- то и вынуждает восстановить ранее растраченный природный умственный ресурс.
Главное не в потере или восстановлении здорового природного разума, а в том, чтобы человек жил своим умом, учиться на своих ошибках и на своём опыте, строить свою жизнь осознанно и обдуманно. «Всяк своим умом живёт», гласит русская поговорка.
6. СУЖДЕНИЯ О СМЫСЛЕ УЧЕНИЯ.
Учить по В.Далю, значит «наставлять, обучать, преподавать, передавать знание , умение своё другому; школить, держать строго, часто наказывая для нравственного образования, послушания». А учиться- «быть учиму, упражняться по своей воле, перенимать что у других, усвоять себе науку, знание, умение и проч.».
Процесс обучения преимущественно насильственная процедура, лишь отчасти согласующаяся с доброй волей обучаемого.
Природный или дарованный ум есть так и некачественный разум человека, нуждающийся в дальнейшей обработке и наполнении. Учение дополняет природный ум и придаёт ему необходимую ценность. «Ученье- свет, а неученье- тьма», пословица русских, осетинов и вьетнамцев.
Надо относиться с уважением к учителю(«почитай учителя, как родителя», «Грамоте учиться, всегда пригодится», русские пословицы). Подлинным учителем, всё же, является жизнь(«Не школа, а жизнь учит»).
Формируя мысль о тождестве процесса обучения во времени, пословицы русских говорят: «Век живи, век учись!», «Не учись до старости, а учись до смерти». Задачи школы и учителя: во- первых, не просто в человека минимум знаний, а пробудить желание учиться; во- вторых, сформировать в процессе обучения тягу к добру, важности нравственного аспекта в обучении, трактуя процесс обучения как школу нравственности. В юном возрасте ученик, достигнув первой ступени(школа), в дальнейшем прекращает своё умение и желание постигать знания. «Он схватил козла за бороду», говорят адыгейцы о ленивом ученике. То есть, этот процесс опасен- он или трансформируется в зрелость, или так и останется в себялюбии и глупости.
7. СУЖДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАНИИ
Образовывать по В.Далю значит «отражать, давать вид, образ, слагать нечто целое, знаменовать…».
Образование подлинное, одухотворяющее личность, отличается от показной образованности- поверхностной и сводящейся к выработке так называемых, приличных манер.
Образование народные мудрецы ассоциировали с образом книги, как сокровищницы человеческого разума. «Испокон веков книга растит человека», гласит русская пословица. То есть, чтение книг с целью самообразования есть подготовительная работа, должен присутствовать и накопленный жизненный опыт и желание также к обучению. Школьные задания вовсе не гарантируют понимание смысла «Грамоте может, а прочесть не умеет»(мысль русской пословицы). Готовность человека к чтению и самообразованию над прочитанным. обеспечивается способностью размышлять над прочитанным. Учиться и не думать- глупо и гибельно. А что важнее: наука или размышления? –Размышления есть процесс сопоставления, отб-либо и ора лучшего, отсева ненужного и дурного. «Тот, в чьих руках перо, не напишет, что он разбойник», говорит арабская пословица.
Необдуманное и неразборчивое чтение квалифицируется как пустая трата времени, как несомненный вред для ума и души человека.
Главное зло в образовании видится в отрыве от действительности, от изучения глубоких жизненных проблем, трактуется как порча разума и выстраивание жизни человека по заведомо ошибочным ориентирам. «Образование – гость, ум- хозяин», говорят абхазцы.
8. СУЖДЕНИЯ О ЗНАНИИ
Знание по В.Далю есть «состояние, принадлежность знающего что- либо; ведомость, сведенье, знакомство с чем; познание как плод учения, опыта.».
Знание есть поэтапный процесс, начинающийся с поверхностного «знакомства» с чем и превращающийся в некое «состояние» сведущего человека. Народным мудрецами прослеживается борьба мнений в оценке пользы знаний. «Знание- сила», пословица русских, а казахи говорят: «Незнающий избавлен от тысячи бед». Здесь речь идёт о знании как таковом, а о формах и степени знания, подлинном и показном, неприемлемости полузнаний или видимости знаний. «Лучше быть совсем глупым, чем иметь лишь поверхностные знания», говорят вьетнамцы. То есть, лучше ничего не знать, чем знать поверхностно.
Необходимо побуждать человека стремиться к полноте и подлинности знаний. «Невежда живёт год, знающий- сто лет», говорят туркмены. Мерило знания не слова, а дела, весь строй жизни человека. Необходимо чтить знание как общественное достояние. «Учи других и сам поймёшь», наставляет русская пословица. Знание есть явление объективное, имеющее общечеловеческую значимость и отшлифовывающееся в процессе обучения.
Знание должно идти не во вред, а на пользу человеку, он же – набираться опыта и знания, что даёт осознание значимости своего благополучия.
9. СУЖДЕНИЯ О ЗДОРОВОЙ ДУШЕ.
В.Даль характеризует душу как «душевные и духовные качества, совесть, внутреннее чувство», а душевного человека- как человека «доброй души, милого, радушного, участливого». Душевно здоровым можно признать лишь человека внутренне качественного, совестливого, незлобивого и доброго.
Показателем душевного здоровья человека считается неспособность на дурной поступок, ложь и безнравственность. «Чистота духовная паче телесной»- русская пословица, признаётся явлением редким и подверженным коррозии. Элемент, толкающий человека на стезю неправды и безнравственности- не разум, а дурные сердечные влечения.
Нездоровье души воспринимается человечеством с горькой укоризной и жалостью как факт нравственного падения и выражает сожаление о падшей душе, как о человеке погибшем.
Сознавая жизненную нестойкость природной души в сложных жизненных ситуациях и стремление человека маскировать своё духовное падение, надо настороженно относиться к внутреннему миру других людей. «Чужая душа – тёмный лес». «В чужую душу не влезешь»- русские пословицы. Отсюда и проистекает заподозривание чужой души в «темноте», то есть, возможной испорченности и дурноте.
10. СУЖДЕНИЕ О ВОСПИТАНИИ.
Воспитывать по В.Далю означает «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении- вскармливать, возращать(о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем значении – научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно».
Воспитанию придаётся, преимущественно, практический характер и трактуется оно как нравственный процесс. В отношении способов воспитания допускается широкий спектр воздействия на ребёнка и взрослого человека(отклонившегося от нравственных норм). «За грехи и побить- уму – разуму учить» гласит русская пословица. Собственный пример родителей, жёсткие меры строгости в семье и обществе, прощение вины- основа. Не столь важен метод, сколь значимы неравнодушие, внимание и участливость в судьбе потомства своего и человека. «Добро поощряй, а зло порицай», русская пословица. Порицание зла в процессе воспитания имеет двоякую справедливость и состоит из жёсткого противодействия злу и справедливости возмездия.
Полезность мер строгости в борьбе со злом предусматривает важность целевого воспитательного акта, требует применения мер строгости исключительно для утверждения нравственных начал.
Мерилом правильного воздействия считается раскаяние в дурных поступках. «Без раскаяния нет прощения», «До двух раз прощают, а в третий раз бьют»- гласят русские пословицы.
Однако, требуется примерное наказание не только ради него, но и для других людей, которые могут воспринять ненаказанное зло, как поощрение.
11. СУЖДЕНИЕ О ПРОСВЕЩЕНИИ
Просвещение. По В.Далю, есть «свет науки и разума», согреваемый чистою нравственностью; развитие умственных и нравственных сил человека; научное образование.
При некотором акценте в сторону науки и образования в целом, рассматривать просвещение надо как высшую форму духовного развития человека, явление Бога его душе.
Устанавливая взаимосвязь процессов образования и просвещения, видится в образованности неких элементов нравственности, просвещённости. Но в то же время образование представляет минимум нравственности, нуждающийся в просвещении как форме самосовершенствования, ограниченная формами жизненного воплощения.
Помимо опытности образование нуждается в подкреплении нравственностью Понятия благодарности и личной ответственности обозначены высшей ценностью на Земле, хотя и противопоставлены образованности и церковной морали.
Образование человека должно сочетаться с нравственным просвещением. Эти взаимосвязанные процессы должны сопровождать человека в течение всей его жизни. «До смерти учись, до гроба исправляйся» гласит русская пословица. Она утверждает благую неуспокоенность ума и души человека, их устремлённость к совершенству. Кредо просвещения – в умиротворённости ума и души человека в Боге, вере в божественность мироздания. Человек дошедший умом до Бога, постигший его как высшую истину, просвещая свою душу. Это и есть, по- видимому, высший момент просвещения, дарующий человеку душевное благополучие.
Юрий Белан, член МСП.
Юрий Кукурекин, член МСП




Вернуться назад