МЫ МОЛОДЫ, ПОКА НАС ЛЮБЯТ, МЫ МОЛОДЫ, ПОКА МЫ ЛЮБИМ…

История любимых песен
МЫ МОЛОДЫ, ПОКА НАС ЛЮБЯТ,
 МЫ МОЛОДЫ, ПОКА МЫ ЛЮБИМ…


Москва… Пятидесятые годы минувшего столетия. Зима. Каток на Чистых прудах. Мы видим наших старых знакомых - героев прекрасного фильма «Покровские ворота» - Льва Евгеньевича с его трогательно непосредственной подружкой Людочкой, неунывающего студента Костика Ромина, печального куплетиста Аркадия Велюрова… Народ катается на коньках, флиртует, веселится, слушает радио… А из репродукторов катка льётся бодрая музыка, звучит весёлая песня:
Вьётся лёгкий вечерний снежок,
Голубые мерцают огни,
И звенит под коньками каток,
 Словно в дальние школьные дни.

А все ли знают, что эта задорная песенка была написана в трудном полуголодном послевоенном 1947-м году композитором Анатолием Новиковым и поэтом Львом Ошаниным?
В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ…
Лев Ошанин… Вот уж поистине человек, на протяжении долгих десятилетий не сбивавшийся с ритма времени. Первые его стихи появились в печати ещё в начале тридцатых, первые песни зазвучали чуть позднее. О чём они? А обо всём. О нашей жизни, подчас нелёгкой, о хороших людях, о любви, о дружбе народов, о мире на земле. Герои его песен - современники, молодёжь, строители, спортсмены. Особое место в творчестве Ошанина занимают песни о природе, о Родине, к которой поэт относился особенно трепетно…
«ДОРОГИ»
В 1945 году складывается творческое содружество композитора Анатолия Новикова и поэта Льва Ошанина. Вроде, всё, что можно написать о войне, уже написано. Но вот поступает заказ от военного ансамбля песни и пляски - создать песню на тему - «Под стук колёс». Песня, вспоминает Ошанин, рождалась у рояля. Сначала появились четыре коротких музыкальных строчки, а затем на них стали ложиться строки стихотворения:
Эх, дороги, пыль да туман,
Холода, тревоги да степной бурьян…
Войну Ошанин знал отнюдь не понаслышке. Из-за скверного зрения, правда, он был полностью снят с воинского учёта. Но в то же время поэт много раз бывал в командировках на различных фронтах. Неоднократно попадал в опасные ситуации, доводилось даже сталкиваться со смертью лицом к лицу...
Выстрел грянет, ворон кружит.
 Твой дружок в бурьяне неживой лежит.

Песня рождалась на одном дыхании, авторы целиком были захвачены творческим процессом. Были долгие, нелёгкие поиски слов и строк, были споры.
Для автора стихов, как писал он сам, это была его первая работа, в которой он по-настоящему понял трудность и счастье поиска песенного слова. Первоначально авторы назвали новорожденную песню «Под стук колёс». Потом они её на месяц «арестовали», не позволяли исполнять. Сами продолжали тщательно изучать своё детище, искали и находили в ней «необъяснимые ноты времени». Первое название им не понравилось, её «перекрестили» в «Солдатские дороги». Потом нарекли: «Эх, дороги». Но мы знаем и любим эту песню под её окончательным названием «Дороги». Маршал Советского Союза Георгий Жуков назвал «Дороги» одной из трёх лучших песен о Великой Отечественной войне.
НА ТАЁЖНОЙ РЕКЕ БИРЮСЕ…
Дописаны и допеты (но отнюдь не позабыты) песни грозных военных лет. Страна залечила нанесённые войной раны. В поисках материалов для будущих стихов, песен и прозы отечественные литераторы дружно двинулись на восток… Примерно, 50 лет назад Лев Ошанин оказался в Сибири, в Красноярском крае. Написал цикл стихов о Енисее и его окрестностях. А песня пока так и не рождалась. И вот наступает 1962-й год. Мы снова видим поэта в Сибири. Конкретно - едва ли не в самом маленьком посёлке Советского Союза - лесопункте Почёт, расположившемся на живописном берегу таёжной реки Бирюсы.
На осиновой лодчонке - долблянке Лев Иванович и его спутники отправились по Бирюсе за 43 километра в деревню Федино, побывали в семье, только что переселившейся в свежесрубленный дом, познакомились с жизнью и бытом семьи коренных сибиряков-таёжников. Хозяйка дома познакомила гостей со своей дочерью Любой - 16-летней красавицей, высокой, стройной, полногрудой, с толстой русой косой, пшеничными ресницами, небесной синевы глазами. Самобытная прелесть юной сибирячки вдохновила Ошанина на написание стихов, посвящённых Любе:
Ты завидуй той девчонке, что плывёт в лесной красе
 На осиновой долблянке вверх по синей Бирюсе.

Музыкальность поэтической строки здесь очевидна. Но слова, понимал поэт, для песни нужны другие. И вот рождается текст песни:
До свиданья, белый город с огоньками навесу!
Через реки, через горымне на речку-Бирюсу…
Припев: Там, где речка, речка-Бирюса, ломая лёд, шумит-поёт на голоса,
 Там ждёт меня таёжная, тревожная краса.

Песня сразу стала популярной, особенно в сибирских краях, где, кстати, протекают две реки Бирюсы - одна впадает в Ангару - именно на этой Бирюсе жила Люба - героиня песни. А вторая Бирюса впадает в Енисей в районе Дивногорска. Так вот, приехав через некоторое время в Дивногорск с творческим вечером, поэт Лев Ошанин и композитор Эдуард Колмановский были буквально атакованы местной молодёжью, требовавшей от авторов продолжения «Бирюсинки». И родился ответ таёжной девчонки городскому парню - задушевная песня «Таёжный вальс». Обе эти песни, заметим, пользуются огромной популярностью вот уже пятый десяток лет. Вот начало «Таёжного вальса»:
Ты пришёл к нам таёжной тропинкой, на моём повстречался пути,
Ты меня называл Бирюсинкой, всё грозил на медведя пойти…
Ты не тот, или тот, я молчу, я молчу целый год,
 Но зато не найти полчаса, чтоб молчала моя Бирюса…

Кстати, вскоре после создания этой песенной дилогии в новом районе Москвы появилась улица Бирюсинка.
А У НИХ ВО ДВОРЕ…
Дарованию композитора Аркадия Островского, с которым плодотворно сотрудничал поэт Лев Ошанин, была присуща особенность - ещё до появления стихотворного текста приходила музыка. И если эта музыка оказывалась «счастливой», начиналась речь о тексте будущей песни, о стихах. И вот, в один прекрасный день, друзья-коллеги встречаются, и композитор проигрывает поэту три музыкальных строчки. А поэт тут же создаёт стихотворные строки, так ладно ложащиеся на только что услышанную музыку:
А у нас во дворе есть девчонка одна, среди шумных подруг
Неприметна она, никому из ребят Неприметна она.
Припев: Я гляжу ей вслед - ничего в ней нет,
 А я всё гляжу - глаз не отвожу.

Впервые эта песня в исполнении молодого Иосифа Кобзона прозвучала в популярнейшей в советскую эпоху воскресной радиопередаче «С добрым утром!». Кто помнит эту передачу, безусловно, не забыл и её рубрику «Премьера песни»… И немедленно по выходе в эфир этой песни в адреса авторов, в адрес Всесоюзного радио полетели тысячи писем с просьбами написать продолжение этой песенной истории. И вот через полгода появляется песня «И опять во дворе».
Ты не грусти, может быть, ещё встретимся,
Я от тебя не уйду никогда. Сколько в пути ни пробуду я месяцев,
Но возвращусь хоть на вечер сюда.
Припев: И опять во дворе нам пластинка поёт,
 И проститься с тобой нам никак не даёт.

И снова стали поступать письма растроганных слушателей и слушательниц, и снова пошли требования продолжить эту «песенную эпопею». И появляется третья часть песенной трилогии на стихи Льва Ошанина. И вот, что говорит героиня песни любящему её парню устами певицы Майи Кристалинской:
Ты глядел на меня, ты искал меня всюду,
Я, бывало, бегу, ото всех твои взгляды храня,
А теперь тебя нет, тебя нет почему-то.
 Я хочу, чтоб ты был, чтобы так же глядел на меня.

Припев: А за окном то дождь, то снег, и спать пора,
И никак не уснуть, всё тот же снег, всё тот же двор,
 И лишь тебя не хватает чуть-чуть.

Странно, что сейчас очень мало таких задушевных, искренних песен, волнующих душу и сердце. Говорят, что они – «не в формате». А ведь в те, 60-е годы, эти песни были настоящими шлягерами, хитами. Их слушали и молодые люди, и те, кто постарше. Не забывайте, что именно в то время был пик популярности «Битлс», Роллинг стоунс», Тома Джонса, Энгельберта Хампердинка, Адамо… Они были модными и далёкими. А эти песни, Кобзон и Кристалинская, были любимыми и близкими. Кстати, и сегодня многие песни Островского и Ошанина исполняются в новых аранжировках, и они звучат современно и стильно. Много ли нынешних произведений смогут вспомнить спустя несколько лет? И это не упрёк певцам и композиторам, поэтам и продюсерам. Это констатация факта. Какое время, такие и песни.
ПО ЗАКАЗУ ИЗ ПАРИЖА…
Как-то в квартире Ошанина раздался телефонный звонок - один из многих тысяч. По поручению кинорежиссёра Якова Сегеля звонил композитор Марк Фрадкин. Он сообщил, что по заказу из Парижа снимается панорамный фильм о Волге. Нужно, чтобы в фильме прозвучала песня о великой реке. И вот начинается работа над новой песней, которая - редкий случай! - родилась на борту парохода «Аргунь». Как водится, в процессе работы над песней появлялись различные варианты текста. Но обрели эстрадную и киношную жизнь эти слова:
Издалека долго течёт река Волга, конца и края нет. Среди хлебов спелых, среди снегов белых течёт моя Волга, а мне семнадцать лет…
Проникновенно и мягко пел эту песню Владимир Трошин, мужественно и задумчиво - Марк Бернес. Неожиданно появилась эта песня в репертуаре Людмилы Зыкиной, и вот именно она, по меткому выражению Тамары Миансаровой, «попала в десятку». Иными словами, именно Зыкина спела эту песню наиболее удачно, певица особе5нно трепетно коснулась струн души слушателей. А потом песню «Течёт Волга» стал петь Иосиф Кобзон. И все четыре варианта исполнения получили право на существование, как четыре талантливых перевода на язык музыки литературного произведения! Причём, популярна эта песня была, да и остаётся (теперь её спел Владимир Пресняков) и в России, и в Украине, вдали от Волги, вблизи Днепра. Ибо речь не о реке, а о жизни.
АВТОБИОГРАФИЯ, СТАВШАЯ ПЕСНЕЙ
Помнится, в 60-80-е годы, а может, и позднее тоже, миллионы женских сердец в нашей стране взволнованно сжимались, когда исполнялась по радио (а исполнялась она часто!) «Песня любви» - пел её тогдашний эстрадный кумир Муслим Магомаев. Как нередко бывало, сначала композитор Аркадий Островский сыграл Льву Ошанину четыре музыкальных строчки. Напряжённая, страстная мелодия совпала с тем, чем жило в то время сердце поэта - оно было тогда полно любви, оно пело о любви, оно возвращало поэта в юность! Многим из читателей эта песня, возможно, незнакома, но люди в возрасте, конечно же, помнят эти мужественные, страстные строки:
Вьюга смешала землю с небом, серое небо с белым снегом,
Шёл я сквозь вьюгу, шёл сквозь небо, чтобы тебя отыскать на земле.
Как ты посмела не поверить, как ты посмела не ответить,
 Не догадаться, не заметить, что твоё счастье в руках у меня!

Почему сегодня считается, что песня должна только развлекать? Трудно поверить, но эта песня тоже была шлягером. И невольно люди, повторяя слова, приобщались и к поэзии, и к высоким чувствам.
ЖИЛ ПО СОВЕСТИ И ПО УБЕЖДЕНИЯМ… 
Ошанин принадлежал к тем людям, которые всегда шагали в ногу со временем. Он верил в то, что писал, и не кривил душой. И тогда, когда писал «Ехал я из Берлина (1945-й год)» или «Родина моя (1946)», и тогда, когда стал автором «Гимна демократической молодёжи (1947)» и «Песни о тревожной молодости (1958)»… Весьма внушителен «послужной список» лауреата Государственной премии СССР Льва Ошанина. Он автор более чем 60 книг любовной лирики, «романов в балладах», серьёзных пьес и шуточных стихотворений. Профессор Ошанин воспитал более ста профессиональных литераторов. И всё-таки более всего он известен своими песнями, которых за долгие десятилетия создал не одну сотню…
Несколько последних лет Л. Ошанин прожил в США - его дочь вышла замуж за американца, и Лев Иванович последовал за ней. Горько сознавать, что последняя книга Льва Ошанина вышла в свет за океаном. На Родине, горячо любимой поэтом до его последнего вздоха, не нашлось спонсоров, которые взялись бы помочь издать эту книгу! Но всё же перед смертью Л. Ошанин вернулся в Россию, где и окончил свой жизненный путь 31 декабря 1996 года…
Григорий Ладыженский

Вот тексты нескольких песен на стихи Льва ОШАНИНА.

ЕСЛИ ЛЮБИШЬ - НАЙДИ (музыка Константина Листова)
(из репертуара Леонида Утёсова)
В этот вечер в танце карнавала
Я руки твоей коснулся вдруг,
И внезапно искра пробежала
В пальцах наших встретившихся рук.
Где потом мы были - я не знаю,
Только губы помню в тишине,
Только те слова, что, убегая,
На прощанье ты сказала мне:
Припев: Если любишь - найди,
Если хочешь - приди,
Этот день не пройдёт без следа.
Если ж нету любви -
Ты меня не зови,
Всё равно не найдёшь никогда.
И ночами снятся мне недаром
Холодок оставленной скамьи,
Тронутые ласковым загаром,
Руки обнажённые твои.
Неужели не вернётся снова
Этой летней ночи забытьё,
Тихий шёпот голоса родного,
Лёгкое дыхание твоё.


 Я РАБОТАЮ ВОЛШЕБНИКОМ (Музыка Эдуарда Колмановского)

(Из репертуара Марка Бернеса)
Я летаю в разные края,
Кто же знает, где мы завтра будем?
Дождик привожу в пустыни я,
Солнце раздаю хорошим людям…
Припев: Почему, дружок? - Да потому,
Что я жизнь учил не по учебникам.
Просто я работаю, просто я работаю,
Просто я работаю волшебником.
Волшебником!
Ты идёшь, идёшь по январю.
Холодно. Следы, как многоточие.
Хочешь - я с тобой поговорю,
Руку дам - и станет путь короче.
Припев.
Мчатся годы, чувства торопя,
Душу наполняя лёгкой силой…
Хочешь - некрасивую, тебя
Сделаю, как Золушку, красивою.
Припев.
Не жалеть для друга ничего,
Думать о других немного тоже -
Вот моё простое волшебство,
Может быть, и ты мне в нём поможешь.
Припев.
1964 г

 НИЧЕГО НЕ ВИЖУ… (музыка Оскара Фельцмана)

(Из репертуара Эдиты Пьехи)
Я люблю бродить одна
По аллеям, полным звёздного огня.
Я своих забот полна,-
Вы, влюблённые, не прячьтесь от меня.
Припев: Ничего не вижу,
Ничего не слышу,
Ничего не знаю,
Ничего никому не скажу.
Вижу радость и беду,
Даже слышу, как сердца стучат в груди.
Кто-то шепчет: «Завтра жду»,
Кто-то шепчет: «Ненавижу, уходи»…
Припев.
А самой мне всё равно,
Если кто-то ждёт вечернею порой.
Пусть один зовёт в кино,
Или просит погулять меня другой.
Припев.
Вдруг ударила гроза!
Это ты сказал негромкие слова,
Заглянул в мои глаза,
И от счастья закружилась голова…
Припев.
1966 г.

 ФУТБОЛЬНАЯ ПЕСЕНКА (музыка Анатолия Новикова)

На лучистом, чистом небе солнце светит,
С высоты с любопытством глядит.
Быстроноги футболисты, словно ветер-
Кто кого в этот раз победит?
Припев: Удар короток -
И мяч в воротах!
Кричат болельщики,
Свисток даёт судья-
Вперёд, друзья!
Быстроноги футболисты, словно ветер -
Кто кого в этот раз победит?
В небе злая грозовая панорама,
Мяч плывёт у ворот по воде,
Но упрямо едет прямо на «Динамо»
Вся Москва, позабыв о дожде.
Припев.
Мы нередко, мы нередко били метко.
Ну-ка, друг, мимо рук получи!
И к британцам, и к шотландцам прямо в сетку
Из Москвы залетали мячи.
Припев.
Над зелёным стадионом с лёгким звоном
Хочет мяч целый мир облететь.
Слава смелым и умелым чемпионам
И привет тем, кто любит «болеть»!
Припев.
Не гордитесь, берегитесь, чемпионы,
Мастера, ветераны мяча!
В каждом поле, в каждой школе чемпионы -
До чего ж молодёжь горяча!

Комментарии 2

pandoraJewelry2awfx0
pandoraJewelry2awfx0 от 27 мая 2012 10:29
Ошанин - класс!

Песни не просто любимые, но ставшие народными. Целая эпоха! Они никогда не состарятся.

 

Прекрасная статья и в плане информации, и вызывающая щемящее чувство по добрым, мудрым, светлым текстам песен.

 

Огромная благодарность авторам!

 

С искренним уважением, Н. Мавроди.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.