РАССУЖДЕНИЯ- ПОЛЕЗНЫЕ И ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ

РАССУЖДЕНИЯ, ПОЛЕЗНЫЕ И ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ
( Здравый смысл человеческого благополучия)

1. СУЖДЕНИЯ О ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА


В. Даль определяет здоровье человека как «состояние животного тела(или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке, отсутствие недуга, болезни». Народная мудрость объявляет здоровье человека едва- ли не высшей ценностью. «Здоровье всего дороже», «Здоровье – всему голова», «Здоровье тела- богатство», гласят русские пословицы.
Здоровье представляет не просто природное богатство человека, но первое и главное условие земной жизни и преуспевания.
Дар здоровья приравнивается к дару жизни и в значительной мере зависит от самого человека. Человек бездумно и нерасчетливо, пользуясь даром здоровья, не отдаёт себе отчёта в его бесценности. Не познавший болезни человек склонен испытывать своё здоровье отклонениями от нормы поведения и навлекать на себя не просто нездоровье, а самую настоящую беду. «Научись ценить здоровье, прежде чем заболеть», говорят каракалпаты.
Это не призыв к профилактике или здоровому образу жизни, а воззвание к разуму человека. Человек до тех пор не будет по- настоящему здоров, пока не научится ценить здоровье как основу жизни. Как залог полноценного существования на Земле.

2. СУЖДЕНИЯ О БОЛЕЗНИ
В.Даль представляет болезнь и боль тождественными понятиями: «боль, хворь, немочь, недуг, нездоровье, по объяснению врачей- нарушение равновесия в жизненных отправлениях».
Характеристика боли, - самое чувство, телесное страдание, чувство горя, истомы, страданий душевных; скорбь, грусть, тоска, кручина, жаль, сокрушение, журба- всё это явления физиологического порядка. А болезнь имеет и проекцию в духовно- нравственную сферу. Болезнь есть явление и объективный фактор и имеет оборотную сторону жизни. «Мир – поле для болезней», пословица хауса.
Болезнь приходит не извне, а накапливается самим человеком. Первоисточником всех болезней является душа и разум человека, есть испытания физических и духовных сил человека, а её летальный исход- небесная кара или предопределение: «В целое яйцо и муха не залетит», говорят китайцы, подчёркивая неуязвимость для болезни душевно, нравственно и физически цельного человека.
Болезни не делят по степени и серьёзности. Любой недуг- признак нездоровья и сигнал к необходимости большего внимания здоровью человека, что к любой болезни человека надо относиться серьёзно. «Иногда слона убивает заноза»- пословица зулу.

3. СУЖДЕНИЯ О ЛЕЧЕНИИ.
По В.Далю лечить, значит «пользовать, врачевать, помогать снадобьями». Эти определения указывают на внешний фактор борьбы за здоровье человека, на помощь ему при болезни.
Главное в лечении любой болезни заключается в открытости и правдивости характеристики «от распознанной болезни не умирают», как говорят осетины. Убедить больного раскрыться, не таить болезнь, положиться на врача, на его знания и на накопленный опыт в борьбе с болезнями.
Важно быть честным не только со сведущими людьми, но и с самим собой, помогать себе, не рассчитывать исключительно на постороннюю помощь. Это не поощрение самолечения, а убеждение в необходимости мобилизации воли, сопротивление болезни, преодоление слабости и жалости к себе.
Призыв врача к лечению больного необходимо рассматривать как крайнее средство в течении болезни, когда она становится слишком серьёзна. Нельзя запускать болезнь до такой степени, чтобы понадобились лекари. Нельзя, конечно, и увлекаться лечением.
Поэтому любое внешнее вмешательство рассматривается как насилие над организмом и нужно настаивать на предельной мобилизации своих собственных, внутренних ресурсов организма. «Аптека не прибавит века»- русская пословица. «Не кушай, а займись физкультурой утром, стадион- вечером, это есть пять дней прибавления жизни», говорят аварцы.

4. СУЖДЕНИЯ О ВЫЗДОРОВЛЕНИИ
По В.Далю выздоравливать означает «оправляться от болезни», становиться опять здоровым, здороветь».
Выздоровление рассматривается как процесс выхода из болезненного состояния и последующего приумножения жизненных сил человека. А долг человека состоит в осознании высокой ценности здоровья, дарованного Богом или природой. Человеку надо всячески оберегать тело, помогать ему, не пренебрегать им. «Береги платье снова, а здоровье смолоду», говорит русская пословица.
Принцип сбережения тела не только исключает болезни, но, оказывается, считает их полезными в качестве доказательства важности здоровья, напоминает ценность здоровья и даёт радостное ощущение жизни.
В то же время, болезнь как хроническое явление плоха, допускается лишь в малой дозе или одномоментном акте. Трудность выздоровления и опасность перехода болезни за необратимую грань, губительна для здоровья человека.
А человеку надо предостерегаться от нездорового образа жизни. «С поста не мрут, а мрут от обжорства», говорит русская пословица, характеризуя губительность злоупотребления питьём, яствами и прочими излишествами. Это опасно не только накоплением недуга, но и рецидивами болезни. «Болезнь проходит, привычка остаётся»- русская пословица.
Главный принцип оздоровления организма заключается в умеренности. «Ешь мало, проживёшь долго», убеждают арабы. «Завтрак свой пробуй, обед отведай, ужин отложи», говорили ещё древние ассирийцы. С ними согласны все мудрецы всех народов мира, возводя принцип умеренности в культ.

5. СУЖДЕНИЯ О ЗДОРОВОМ РАЗУМЕ ЧЕЛОВЕКА
Умный человек по В.Далю «есть человек, кому Бог дал ясный, проницательный ум, понимающий, не всякому доступное; рассудительный, разумный, смышленый, понимающий и заключающий здраво, прямо, верно».
Под умным человеком подразумевают и мудреца и философа и простолюдина, отличающегося здравомыслием. Относительно человека вообще, народная мудрость категорична в своих суждениях. В общем плане она делит людей на умных, которых не много и глупых, которых, едва- ли не большинство.
Умственная неравность людей зависит не только от них, сколько от природы или от Бога. «Ум от природы, его не купишь», говорят армяне.
Одновременно следует утверждать и некую интеллектуальную запрограммированность отдельного человека и всего человечества. Досада на умственную инертность основной массы людей, не склонных загружать себя серьёзными размышлениями, очевидна. Сопоставляя физическое и умственное развитие человека, делая упор на том, что люди с рождения наделены здоровым разумом, но не все правильно пользуются этим.
Природный ум можно не только потерять, но и восстановить- при желании, когда обстоятельства заставляют человека «взяться за ум». В отдельные периоды жизни ошибках человек может, конечно, расслабиться и не утруждать свой ум, но наступит время испытаний и оно- то и вынуждает восстановить ранее растраченный природный умственный ресурс.
Главное не в потере или восстановлении здорового природного разума, а в том, чтобы человек жил своим умом, учиться на своих ошибках и на своём опыте, строить свою жизнь осознанно и обдуманно. «Всяк своим умом живёт», гласит русская поговорка.

6. СУЖДЕНИЯ О СМЫСЛЕ УЧЕНИЯ.
Учить по В.Далю, значит «наставлять, обучать, преподавать, передавать знание , умение своё другому; школить, держать строго, часто наказывая для нравственного образования, послушания». А учиться- «быть учиму, упражняться по своей воле, перенимать что у других, усвоять себе науку, знание, умение и проч.».
Процесс обучения преимущественно насильственная процедура, лишь отчасти согласующаяся с доброй волей обучаемого.
Природный или дарованный ум есть так и некачественный разум человека, нуждающийся в дальнейшей обработке и наполнении. Учение дополняет природный ум и придаёт ему необходимую ценность. «Ученье- свет, а неученье- тьма», пословица русских, осетинов и вьетнамцев.
Надо относиться с уважением к учителю(«почитай учителя, как родителя», «Грамоте учиться, всегда пригодится», русские пословицы). Подлинным учителем, всё же, является жизнь(«Не школа, а жизнь учит»).
Формируя мысль о тождестве процесса обучения во времени, пословицы русских говорят: «Век живи, век учись!», «Не учись до старости, а учись до смерти». Задачи школы и учителя: во- первых, не просто в человека минимум знаний, а пробудить желание учиться; во- вторых, сформировать в процессе обучения тягу к добру, важности нравственного аспекта в обучении, трактуя процесс обучения как школу нравственности. В юном возрасте ученик, достигнув первой ступени(школа), в дальнейшем прекращает своё умение и желание постигать знания. «Он схватил козла за бороду», говорят адыгейцы о ленивом ученике. То есть, этот процесс опасен- он или трансформируется в зрелость, или так и останется в себялюбии и глупости.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.