Сделать стартовой     Добавить в избранное
 

НРАВСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ ЗДРАВОГО СМЫСЛА Газета «Отражение» |
ПОД ВПЕЧАТЛЕНИЕМ.
РАЗМЫШЛЕНИЯ, НЕ
ЛИШЁННЫЕ ЗДРАВОГО СМЫСЛА.

НРАВСТВЕНАЯ ФИЛОСОФИЯ ЗДРАВОГО СМЫСЛА


Общество и личность двойственны в своей сущности и диалектичны в своих отношениях. Общество представляет из себя сумму сосредоточенных в нём людей. Каждый из которых представляет личность, являющейся, в итоге, частицей единого целого, что и свидетельствует в пользу двойственности понятий общества и личности и, воистину, диалектичности их взаимоотношений и взаимодействия.
Отсюда вытекает, что общество есть не что иное, как сложнейший, и, можно сказать, живой организм, а личность - разветвлённая структурная единица, названная ещё в древности как «микрокосмос». Тоже –динамичная и также, как и общество величина непостоянная. С развитием личности развивается и общество, потому- то они и являются величинами непостоянными. Которые, в процессе своего развития постоянно воздействуют друг на друга- мирно уживаются, либо- ведут ожесточённую борьбу.
Представляется очевидным то, что новое время, наступившее вскоре после Октябрьской революции, сняв с личности церковно- религиозный «налёт»(а, может и не «налёт», а нечто более глубокое, внешний фасад которого определялся как «налёт»), воззвало к внутреннему достоинству её. При этом, это самое время формально гарантировало личности всю сумму прав по отношению к обществу. То есть, личность, вроде- как, становится свободной в своих правах и менее обременительна в обязанностях.
Однако, в лице набирающего силы государства общество предречено занимать господствующее положение в отношении личности. Личность, казалось, теряет возможности проявления себя как свободной и неуязвимой. Что, оказывается, не совсем- то и так. Развитие личности в настоящее время вполне возможно, но, выборочно- в союзах богатых людей, избирательно акцентуирующих свои ставки на узкий круг лиц, представляющих не что иное как элиту общества сугубо уже буржуазного(!). Практически, каких – либо движений из рядового, так сказать, сословия современного общества в сторону развития личности невозможно, без существенных изменений конституционных прав в пользу такой личности.
Обратимся также к тому постулату, что аристократия и демократия должны представлять, по идее, два фронта социальной борьбы. Поясним: аристократия(греч.)- «власть лучших» есть власть узкого круга лиц политически активной части общества. Демократия же(«власть народа»)- приобщение к управлению более широкого круга лиц, действующих от имени народа и опирающихся на народные массы. Но, то и иное, по сути, являются лишь формой власти и не более! Фактически же, демократия не имеет ничего общего с подлинным народовластием, так же, как и аристократия- совсем даже и правление истинно лучших! Поэтому, между аристократией и демократией всегда будет идти борьба за уничтожение друг друга. Что означает только одно: в любом обществе всегда были и будут народ(массы, так сказать) и «лучшие», отличные от этих масс.
Однако, история убедительно демонстрирует, что общество может достигнуть пика своего гармоничного развития только тогда, когда народ и знать представляют единое целое и действуют сообща. Для этого, полагаем, необходимы определённые условия. В частности, демос только тогда может быть подлинным народом, когда научится отстаивать своё достоинство, не льстя и не заискивая перед знатью. В этом может помочь элементарное воспитание и просвещение, которое должно быть направлено обучение правильному взаимодействию между обществом и личностью. Нужно иметь виду, что такое решение невозможно достичь одними административными, законодательными или революционно- майданными силовыми методами. При этом, под воспитанием подразумевается привитие личности нравственных начал, а под просвещением – целенаправленное развитие в обществе элементов культуры.
Наше время в основу индивидуального воспитания положен принцип гуманизма, а в основу общественного просвещения- принцип либерализма.
К чему же приводит формальное гуманистическое воспитание или его отсутствие? – К тому, что в обществе укореняется чувство всеобщей неприязни и настоящей ненависти к конкурентам, инакомыслящих и вообще к «чужим». Либеральное воспитание сначала породило образование двух враждебных миров- капиталистического и социалистического, а затем скатилось к средневековому навязыванию либеральных ценностей исключительно силовыми методами лживой одурманивающей пропаганды. Это утверждение имеет колоссальное значение в наше время, когда наступило время свободы печати, пропаганды и, казалось, вытекающей отсюда свободы личности. Отсюда следует, что воспитание должно, наконец- то, заняться привитием любви и сострадания к вполне конкретному человеку, живущему в наше время, среди нас и в нас самих.
Просвещение же обязано направить свой интерес не на избранных, а на весь мир и всё человечество, не противопоставляя, а объединяя народ в единой общечеловеческой культуре. Это свидетельствует о том, что культурные ценности как общечеловеческая единица, должны стоять во главе угла и просвещения и воспитания всех и вся.
Культура и цивилизация являются двумя срезами развития индивидуума, общества и человечества в целом. Культура есть такой уровень в этом срезе, который является внутренним, причём, по преимуществу- духовным. А цивилизация – уровень внешний, относящийся пользованию материальными, сугубо, средствами. Культурный человек- воспитанный и просвещённый, а цивилизованный – обученный и образованный.
Наше время провозглашает главными ценностями именно культуру и цивилизацию. И, как видим, объединяет светскую культуру и земную цивилизацию в единое целое. Как это получается, вопрос уже другой- часто и густо это происходит не так уж активно и эффективно. И дело сводится к внутренней культуре личности, прежде всего, являющейся основой для раскрытия потенциальных возможностей всего общества, то бишь- цивилизации в вопросах той самой главной ценности рода человечества, которой она и является(культура).
Истощение культурных ресурсов грозит банкротством цивилизации и человечеству в целом. Поэтому цивилизация должна озаботиться, в первую очередь, не проблемами своего дальнейшего процветания, а состоянием духовности и культуры отдельно взятой личности, от чего зависит и культурный уровень общества. Собственно говоря, цивилизация подразумевает в своей основе определенный культурный уровень своей небольшой, микроскопической частицы, которой и является человек. Но, без которой не может сформироваться пласт общей культуры цивилизации. От чего будет зависеть устойчивость, либо нет- самой цивилизации.
При этом, ни культура, ни цивилизация не может опережать друг друга. Они должны идти вместе, обогащаясь, развиваясь и не отрываясь друг от друга.
Идеология и политика определяют новое качество, возникающее вследствие стыка духовной сферы с практической жизнью людей. Вот, скажем, идеология – это смесь религиозных, нравственных, практических и прагматичных идей, на основе которых формируются целевые установки общества. Политика – сумма средств и методов направления людей на реализацию практических задач и осуществление вполне конкретных целей. Ибо, оба эти понятия, самостоятельные по сути, смыкаясь теми или иными гранями, образуют единое целое, определяющее идейную сущность самого общества. А от этого зависит так много в жизни тех составляющих общества, каковыми являются люди. То есть, есть идеи, есть методы их внедрения в сознание(реализация), отчего они(идеи) должны быть чётко определены.
Наше же время долго эксплуатировало расплывчатые гуманистические идеи. Потом поляризовало их в двух враждебных идеологиях- капиталистической(либеральной) и коммунистической(тоталитарной). Однако, несмотря на наличие этих двух антагонистических идеологий, политика представляется однотипной, эксплуатирующей принцип цель и сущностьдемократии. Сегодня в политической среде речь может идти лишь о вариативности демократических систем, а не об опровержении принципа демократии. То есть, существуют на разных политических платформах похожие демократические тезисы различных политических партий, в итоге можно считать, что это и есть демократия, как таковая.
Вместе с тем, нет ничего застывшего и неизменного. Таковы законы диалектики, что и идеология и политика должны претерпевать внутренние изменения и внешнюю направленность. В частности, в идеологии, по большому счёту, требуется утверждение подлинных гуманистических ценностей, ориентированных на реального человека. Политики же озабочиваются созданием цельной и органической системы хозяйствования, стараются утвердить принципы честности и открытости в ведении дел, расширить формы нравственного стимулирования деятельности людей. В конечном итоге идеология стремится к общечеловеческим интересам, а политика – к реализации и идеи подлинности народовластия.
Восток и Запад Украины представляют не только географическое понятие, но и разноплановые духовные и ментальные системы, не совпадающие порой вплоть до полной противоположности. В русском языке слово «восток» означает одновременно начало(исток) и восхождение(восход). «Запад» же есть символ конца и упадка. В житейском плане восход и закат не имеют характера абсолютности, означают лишь смену явлений, их чередование. Это не означает, что в русском языке эти понятия отождествляются с некими политическими амбициями, которые в нынешнее время, между тем, уводят сознание людей в резкую политическую площадь. В частности, сегодня кое- кто из политиков Запада определяют его в качестве нового центра человеческого духа. Той самой мысли, которая охватывает не только свой регион, но и является эпицентром, что- ли, мирового духа и мировой же мысли. Подспудно мерцающий дух борьбы и жажда обладания властью у некоторых типологически ретивых деятелей от политики постепенно и убеждают!) прозападные политиканы, что называется, толкают, прут свои собственные политические установки на идеологическое завоевание Востока. Дабы достичь(вот такие они и есть!) господства уже и в других, не только идеологических сферах- любой ценой и любыми средствами!
Если принять за основу названные тенденции и реальные события нынешнего времени в Украине, можно увидеть «невооружённым», что- ли глазом, что Восток, теснимый Западом на всех уровнях, стремительно отступает и сжимается, укрываясь в прочном(!) коконе своей христианской духовности и русскоязычии. Такая чисто рефлекторная реакция защиты ни в коей мере не означает силового противостояния, какого- либо(очередного?) поединка не на жизнь, а на смерть. Об этом следует подумать идеологам нетерпимости, о том, что развитие событий в таком русле не оправдано логически и исторически. Да и люди, народ, уже и так несколько депремированные, взвинченные событиями, связанными с выборами Президента, всё- таки, этого просто не выдержат.
Следовательно, речь должна идти не о вражде и соперничестве «на грани фола» между Востоком и Западом, а их дружественности и взаимной уважительности. Вместе с тем(и это очевидно), форматирование новой системы государственности и отношений в ней сейчас больше зависит от Запада, чем от Востока. Дружелюбное расположение Востока, понимание критических поползновений в Украинской ситуации, предполагают только одно- партнёрство в преодолении негативных тенденций в идеологии, политике, экономике. Для чего необходимы мудрость, а ещё …время. Ибо, это есть процесс весьма и весьма протяжённый, уходящий в конечность или…бесконечность.
В развитие этого тезиса скажем о том, что предопределение народности(судьба, карма) имеет ввиду конечность. Но, наше предназначение(миссия созидания, творческий потенциал) представляет определенный шанс на бесконечность. Который достаточно хрупок, отчего возможности использования его весьма ограничены. «Разумные и мудрые» индивидуальности, образуя столь же прогрессивную общность себе подобных, проявляя, можно сказать, чудеса живучести духа и изворотливости ума в самых непредсказуемых обстоятельствах, сумели избежать самого страшного- военного противостояния.
Единственное, чему мы не научились(и от чего страдаем, между прочим, больше всего)- быть благоразумными и всё понимающими в счастии, благополучии, успехе. Именно этому и должно научить нас благоразумное течение времени, к которому «разумные у мудрые» могут и должны приобщаться, быть прилежными и добросовестными учениками не только в этой школе жизни, но и университете тысячелетий.
Ю.А.Белан, член МСП, лауреат литературной премии им. В.Даля,
Ю.В.Кукурекин, член МСП, член Национального союза журналистов Украины


 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • Здравый смысл как очевидный признак разума. Главы из книги


  • Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    • Войти

      Войти при помощи социальных сетей:


    • Вы можете войти при помощи социальных сетей


     

    «    Март 2020    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031 

    Гостиница Луганск, бронирование номеров


    Мегалит


    Лиterra


    Планета Писателей


    золотое руно


    Библиотека им Горького в Луганске


    ОРЛИТА - Объединение Русских ЛИТераторов Америки


    Gostinaya - литературно-философский журнал


    Литературная газета Путник


    Друзья:

    Литературный журнал Фабрика Литературы

    Советуем прочитать:

    Сегодня, 00:07
    Художник
    29 марта 2020
    Мгновения

    Новости Союза:

    23 марта 2020
    НАША ПАМЯТЬ
         

    Copyright © 1993-2019. Межрегиональный союз писателей и конгресса литераторов Украины. Все права защищены.
    Использование материалов сайта разрешается только с разрешения авторов.