Сегодня день рожденья члена МСПУ, доктора философских наук, профессора Юрия Ротенфельда

Сегодня день рожденья члена МСПУ, доктора философских наук, профессора Юрия Ротенфельда

После окончания механического факультета машиностроительного института Юрий Александрович работал слесарем, электриком, конструктором. Философией начал заниматься с 1980 г. В 1983—1991 г. защитил кандидатскую и докторскую диссертации (Кандидатская диссертация (1986) — «Проблема тождества и различия в научном познании», научный руководитель В. С. Готт, докторская диссертация (1991), консультант В. С. Готт — «Становление неклассической диалектики»). Работал в ряде ВУЗов. Член Российского Философского Общества (РФО). С 2005 г. место работы — Луганский национальный аграрный университет, профессор.
С 2001 - член МСПУ.
В области философских взглядов является сторонником светского гуманизма, выступает за гуманизацию общественных отношений, укрепление гуманистических начал в обществе. К оригинальным, на данный момент не имеющим широкого признания идеям следует отнести идею сервисизма-(от англ.service-услуги, служение)-социальная модель, созданная им на основе разработанной им же неклассической (негегелевской) диалектики. Заключается в том, что с течением времени, по мнению Ротенфельда, в человеческом обществе постепенно происходит снижение роли общественных отношений, основанных на принуждении человека человеком и повышение роли общественных отношений, основанных на взаимовознаграждаемом служении людей друг другу. Основной идеей является то, что жизнь человека в обществе-это не господство над другими людьми, не принуждение их прислуживать собственным интересам, а служение им и умение достигать своих целей через это служение, через удовлетворение потребностей других людей, не опускаясь до лести и прислужничества им. Таким образом, индивид и общество оказываются гармонично взаимосвязаны через отношения взаимовыгодного служения. Однако это происходит не автоматически, а на основе вполне реальных человеческих поступков-моральных или аморальных.
Характерной чертой модели Ротенфельда является динамика. Социальные изменения он уподобляет физическим процессам. Как в веществе происходит непрерывный обмен энергией между отдельными атомами, так в социуме идёт обмен-информацией, товарами, деньгами, стоимостями и др. Как вещество по мере нагрева проходит агрегатные состояния-твердое, жидкое, газообразное и плазма; причем состояние вещества в целом зависит от состояния отдельных атомов (характеризуется параметрами их энергии и колебаний), так и общество по мере развития общественной морали проходит четыре состояния-тираническое, крепостническое, либеральное и сервистическое, причем уровень общественной морали в целом связан с моральными поступками отдельного индивида.
Реконструируя философию досократиков, выявляя у ряда философов общие структуры мышления (как ноты в музыке), стремясь преодолеть ограниченность марксистско-гегелевской диалектики, Ротенфельд Ю. А. создал оригинальную неклассическую диалектику. Основана на дифференциации конкретного тождества на конкретные различия, чего не смог сделать Гегель. Является конкретно-всеобщим способом мышления в противоположность гегелевскому абстрактно-всеобщему. Первоначально развивалась «в тени» марксистской диалектики, но затем выделилась в самостоятельное направление. В 80-е развивалась Готтом и Ротенфельдом как «философия физики», то есть диалектика использовалась для интерпретации результатов физики и др.точных и фундаментальных наук, к осмыслению результатов НТР 60-70-х. Ведущей исследовательской темой была проблема дифференциации понятия «конкретное тождество», лежащего между абстрактным тождеством и абстрактным различием, на бесконечное множество конкретных различий. Каждое из этих понятий представляет собой сравнительное понятие, отражающее целый пласт реальности — структурное многообразие материального, природного или социального мира, тот или иной процесс его самоорганизации. Такой подход позволил произвести реконструкцию досократовской философии и на этой основе выделить утраченное в прошлом направление в теории познания, а, кроме того, позволил перевести современную философию с абстрактно-всеобщих позиций, на конкретно-всеобщие, объективизировав, тем самым, философское знание, сделав его однозначным. Это привело к открытию, что категории диалектики проявляют себя в физическом мире как отношения симметрии, («тождество»-"зеркальная симметрия", «соотнесенное»-"симметрия трансляции", «различие»-"асимметрия" и др.). Описана во многих статьях и публикациях автора («Биржа под названием жизнь», «Различие между мышлением философов и мышлением ученых» и др.), книгах «Запечатанная книга» (3-тома), Политиздат «Неклассическая диалектика».
Сейчас вышла новая книга автора «Миссия Патриарха». Связывает существование многих современных глобальных проблем не с научно-техническим мышлением, как это принято считать, а с отставанием гуманитарного мышления, гуманитарной культуры, гуманитарных наук от научно-технической культуры и её мышления. Работы автора часто обращены к вопросу: почему научное мышление продуктивно, почему наука и техника создают все новые и новые машины, механизмы, технологии, а гуманитарное мышление из века в век топчется на месте, не понимания толком, что такое человек, что такое развитие человека, как он должен развиваться? Ответ видится Ротенфельду в ущербности абстрактного мышления гуманитариев. Их науки не используют разнообразный аппарат высоких абстракций, математических абстракций, который используют точные науки (http://www.servicism.lg.ua/b_rot_st25.htm).
Вопрос, который занимал древнегреческих философов, был предметом пристального внимания Канта, Гегеля, а теперь является предметом всех научных работ Юрия Ротенфельда-это континуальность и процессуальность бытия, его противоречивость и самодвижение. Релятивность, подвижность, текучесть мира, окружающего нас. Вопрос, который порой упускают из вида нынешние философы и мыслители-причем как те, что считают себя «свободными философами», так и те, что считаются идеологами какой-то «системы», как мыслители ортодоксально-религиозного характера, так и пропагандисты сект. На основе собственной диалектики Ю.Ротенфельдом разработаны оригинальные шкалы и модели исторических процессов, процессов гуманизации общества, по-новому осмыслены пути решения социальных и моральных проблем. Эти модели отличаются динамизмом, поскольку основаны на понятиях динамического континуума (пространства). Так, Ротенфельдом построена модель будущего постлиберального, сервистического общества (от англ. service-услуги, служение)-общества, в котором отношения между людьми построены на принципе взаимовознаграждаемого служения. Основой существования такого общества будет гуманистическая доктрина сервисизма, основная идея которой-это то, жизнь человека-это не господство над другими людьми, а служение им.
Правление МСПУ поздравляет Ю.А.Ротенфельда  и желает новых творческих успехов, здоровья, реализации всех планов.

 

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.