Заслуженному работнику культуры Игорю Попкову - 70

«Сказать в немногом многое- таков секрет истинного искусства». Это изречение К.Станиславского, которое наряду с сотнями других избранных мыслей и высказываний выдающихся мастеров сцены, писателей и драматургов о театре, об актёрском и режиссёрском искусстве собрал и оформил в виде книги Игорь Попков, заслуженный работник культуры Украины, старший преподаватель Луганского областного колледжа культуры и искусств. То есть, этот человек обладает даром логического мышления, анализа, синтеза и мудрости, развившемся на благодатной почве сплава таланта и постоянной творческой работы над собой, в течение всей жизни. О чём и расскажем.


Игорь Попков родился 21 июня 1939 года в г.Ростове- на- Дону в семье служащего. После окончания 10 классов Новосветловской средней школы Краснодонского района, обучался рабочей профессии в ТУ № 10 г.Ворошиловграда. И, вот что интересно, помимо активной жизненной позиции, которой он отличался и позже, на долгом творческом пути, именно там и проявились у Игоря Григорьевича артистические задатки. Он принимает активное участие в художественной самодеятельности района, застеи города Луганска, становится востребованным как чтец и ведущий областных праздничных мероприятий. .«Весной 1952 года я впервые пошёл в театр. К нам в район приехали артисты из Луганска. Привезли спектакль «Шельменко- денщик»... Детей на вечерние спектакли не пускали,... я спрятался в оркестровой яме и затаив дыхание, с нетерпением ждал начала. Вот потушили свет, включили музыку и началась комедия....Непосредственно и близко к душе я воспринимал увиденное. Надолго мне врезались в память отдельные сцены. До сих пор помню, каким я был торжественным и радостными, когда увидел этот первый в жизни спектакль! ... Помню выступления заслуженных артистов УССР Харьковецкого С .Я., Стороженко В.И., Лукьяненко Ф.С., Аренского Я.М., артистов Тарасова И.И., Левченко С.А. , Лопатниченко И.С...». В 1955 году на областном смотре сельской художественной самодеятельности получает диплом 1 степени за отличное исполнение басен и сатирических песен, представляет советское самодеятельное искусство в составе советской делегации трудовых резервов в Венгрии Не случайно, поэтому, после просмотра художественным советом театра, по окончании училища был приглашён на работу в Ворошиловградский областной украинский музыкально- драматический театр им. А.Н.Островского в качестве артиста. «Мечта сбылась! Я в театре! Радости нет предела. Да здравствует театр!», - вспоминает И.Попков. Одним словом, талант, он и есть талант! Человека с незаурядными артистическими дарованиями видно сразу, что и послужило тому, что жизнь встала на новые «рельсы»- искусство и только искусство! С 26 апреля 1958 года- первый день работы в театре. Со слов И.Попкова: «Сердце моё трепетало от радости и страха, когда ходил по коридорам театра. С чего начинать свою жизнь в искусстве? Тысячи нерешённых вопросов и загадок!».


Началась театральная жизнь: в «Марусе Богуславке»- одна фраза, в «Тайфуне» по пьесе китайского драматурга Цао Юя(большая трудная роль Чжоу- Чуна)- успех у зрителей и профессионалов! Всему этому предшествовали репетиции- одна, две, десять, пятнадцать. Не спит ночами, повторяет свои роли. Прислушивается к замечаниям старших товарищей, которые постоянно наполняют его чем- то живым и полезным. Нужно сказать, что жизнь в театре забурлила с приходом в него талантливого режиссёра А.В.Бондаренко, который ставит один за одним спектакли, молодые актёры получают возможность много и плодотворно работать. Это были лучшие годы театральной юности Игоря Попкова. «Город на заре»- первый спектакль А.В.Бондаренко, это поэтический рассказ о героических делах молодых строителей Комсомольска- на –Амуре, в котором Игорь играет Вениамина Альтмана, посланца солнечной Одессы, которому было так нелегко работать в глухой тайге. И это была вторая уже удача И.Попкова в театре, что и подтверждает надпись на програмке спектакля, которую сделал А.В.Бондаренко: « Дорогой Игорёк! Сердечно поздравляю тебя с премьерой, хорошей работой над образом В.Альтмана. Желаю дальнейших успехов!». Далее следуют роли Николая Доли в пьесе Н.Зарудного «Ночь и пламя», Филиппа в «Наймичка» И.Тобилевича, Лопуцковского в «Шельменко- Денщик» Г.Квитки – Основьяненко, Опанаса(«Циганка Аза» М.Старицкого) и другие. Вот комментарии прессы того времени: « Молодой артист Игорь Попков в роли Опанаса волнует проникновенным показом трагической судьбы этого несчастного человека...». А это программка детского спектакля «Правда и кривда» сезона 1961- 1962 годов по пьесе М.Талалаевского(режиссёр- А.Кобяков, главный режиссёр театра- А.Бондаренко), где в роли доктора занят комсорг театра артист Игорь Попков( сыгравший, несмотря на молодость роль эту безукоризненно). Кстати, об этом спектакле, подготовленном молодыми актёрами в свободное от работы время писала всесоюзная газета Комсомольская правда»: «Люди в шинелях» сезона 1962 года: « Роль Андрея Головина очень ярко и естественно исполняет артист И.Попков». Одним словом, так начиналась артистическая карьера Игоря Попкова, заявившего о себе очень быстро как неординарном актёре, что послужило причиной дальнейшего роста и совершенствования.


В 1962 году, уже сформировавшимся артистом, он поступает учиться на заочное отделение актёрского факультета Московского государственного института театрального искусства им. А.В.Луначарского(ГИТИС), становится членом Национального театрального союза Украины. ГИТИС оканчивает в 1966 году по специальности «актёр драмы и кино». В этой связи приведём высказывание Л.Гилгуда из книги Игоря Попкова: «Первое, к чему, на мой взгляд, следует стремиться вам. молодому артисту- это к умению быть хорошим партнёром. Как в спортивной игре вы являетесь членом команды, так и на сцене вы обязаны изо всех сил обеспечить коллегам необходимую поддержку, равновесие и фон.... будьте серьёзны, преданы своему делу и дисциплинированы....Развивайте свою восприимчивость, старайтесь замечать за собой манерность и избавляться от неё, следите за точностью дикции, жеста и движения. И, главное помните, что ваш голос- основное орудие вашего мастерства». Полагаем, всё сказанное полностью относится к И.Попкову, достаточно известному в Луганске блестящему актёру, организатору и педагогу.


Полученные знания в таком престижном вузе, как ГИТИС, где, воистину¸ ковались кадры профессионалов, предоставили широкие возможности для плодотворной деятельности на ниве искусства. Недаром его книга, вышедшая в свет в 2007 году носит такое верное название, отражающее суть личности самого Игоря Григорьевича- «Театр- зеркало человеческой души». Но, были многие годы труда, поиска, свершений, удач, активной общественной деятельности. К примеру, во время работы в Луганском областном украинском драматическом театре по совместительству один спектакль как режиссёр, избирался секретарём первичной комсомольской организации, был членом партбюро, членом художественного совета, председателем профкома объединённого театра(русского и украинского). По совместительству с 1967 по 1973 годы преподавал в Ворошиловградском культурно- просветительном училище историю театра, режиссуру и мастерство актёра, руководил СТЭМом в машиностроительном институте, вёл детские передачи на Ом телевидении. Всё это говорит само за себя: нужно обладать какой неуёмной энергией, широким кругозором в сфере эмоциональной вовлечённости в любимое дело, иметь, прямо скажем, достаточные для этого биологические ресурсы организма как такового! И, как видим, всё это и присуще было и есть этому незаурядному человеку- Игорю Григорьевичу Попкову.


Но, даром ничего не даётся! «Это «по щучьему велению» не приходит. Я узнал на своей актёрской шкуре, что такое успех и что такое популярность! С каким потом это даётся! Сцена требует, кроме таланта от актёра всех его сил, большого труда -сознательного и серьёзного. Если кто- то думает, что достаточно обладать голосом, внешностью и известным огнём, чтобы пожинать лавры и легко зарабатывать, тот глубоко ошибается. Сцене нужно отдать всю душу, работать всю жизнь, не покладая рук, искать совершенства в своей работе...»- говорит Игорь Григорьевич.


У каждого из актёров в его творческой деятельности бывают те или иные этапные роли, сказывающиеся на становлении его на более высокой ступени артистической иерархии. Наряду с ролями Фёдора(«Чужой дом», Н.Зарудного), Гапочки(«А нас, братцы, пять!» Ф.Вольного), Марка(«Мати- наймичка» по Т.Шевченко), Кости(«Платон Кречет» Корнийчука), роль Андрейки в спектакле «Люди в шинелях» Рачады стала знаковой для Игоря Попкова(год 1962). Как ни в одном другом спектакле чувствовал он себя на сцене очень просто, естественно, непосредственно. «В эту роль я был влюблён и играл всё время с любовью», -говорит И.Попков.


Нельзя не отметить и такие роли в исполнении Игоря Попкова, как Андрейка(«Синие росы», Н.Зарудного), Оверко(Фараони» А.Коломийца), С.Тюленин («Молодая гвардия» по А.Фадееву). Со слов И.Попкова : На протяжении многих лет мечтал я сыграть роль Сергея Тюленина. И вот мечта сбылась. Я бесконечно рад, что мой Серёжка дошёл до зрителя, что его полюбили на сцене также, как на экране и по книге. Исполнение этой роли- это своего рода мой памятник погибшим молодогвардейцам». А вот что пишет в журнале «Український театр”(1971) известный луганский журналист В.Закурдаев: «Мабуть у коожного актора є своя зоряна година. Для Ігоря Попкова вона прийшла тоді, коли театр поставив героїко- романтичну драму за романом О.Фадєєва „Молода гвардія”. В ансамблі таких популярних акторів, як А.Ревека, Н.Чоп, Г.Некряч, М.Голубович, А.Кобяков, Г..Некряч та інші, помітним явищем стала робота молодого митця... Роль Сергія Тюленіна в виконанні І.Попкова – це натхнена сповідь про прекрасне в людині. ... Якось авторові цих рядків довелося бачити його протягом тижня у трьох різнопланових ролях- фотографа Моті(„Шумить Дніпро”Д.Суптеля), Олаві(„Юстина”Х.Вуйоліойкі) і Сергія Тюленіна. Перша роль комедійна, вимагає значного фізичного напруження, вміння співати і танцювати. Друга драматична, емоційно насичена. Сергія Тюленіна характеризувати не має потреби. Володіючи даром перевтілення, митець у жодній з цих ролей не втрачає особистості, у кожний образ вкладає своє ставлення до людей, частку душі”.


Так приходила зрелость, знания и опыт актёра требовали более широкого своего выхода, реализации себя в режиссуре. Сначала ассистент режиссёра в спектаклях «Про тих, хто любить», «Фортуна”, «Молода гвардія», а потом самостоятельная работа „Том- Велике серце” С.Шатрова.


Итак, с 1958 по 1973 годы сыграл Игорь Григорьевич в театре около 60 ролей, неоднократно являлся победителем республиканских конкурсов на лучшее исполнение ролей среди областных театров Украины. А с 1974 года с присущей ему энергичностью он приступил к работе в качестве директора областного Центра(тогда- Дома) народного творчества. Обладающий стремлением к новациям, активно участвовал в организации и проведении экспериментов по совершенствованию работы клубных учреждений и областных методических центров. В связи с чем неоднократно выступал на республиканских и Всесоюзных семинарах в городах Полтава, Киев, Хмельницкий, Донецк, в Молдавии, Белоруссии, России и Грузии. был инициатором проведения в области марш- парадов духовых оркестров, областных фестивалей «Червона калина», «Играй баян», «Созвездие дружбы» и других. Являлся главным режиссёром -постановщиком более 80- ти республиканских, областных и районных показательных концертов и мероприятий, творческих отчётов. В том числе и в подготовке творческих отчётов народных талантов Луганщины в Киеве. За 26 лет работы директором областного центра народного творчества, с его участием было подготовлено около 100 самодеятельных коллективов к присвоению им высоких званий «Народный самодеятельный и образцовый коллектив». Потому отсюда совершенно справедливо в 1989 году Игорю Григорьевичу было присвоено почётное звании е «Заслуженный работник культуры Украины», он неоднократно награждался грамотами, медалями «За доблестный труд»(1970), «Ветеран труда»(1985). А также нагрудными знаками «Отличник культурного шефства над Вооружёнными силами СССР»(1981), «За достижения в самодеятельном художественном творчестве» Министерства культуры СССР(1982), Почётной грамотой «За заслуги перед Луганщиной» областного совета народных депутатов, вошёл в историко- литературную энциклопедию Луганска «Отцы и правнуки Луганска»(2000).


Нужно сказать, что возможностями заниматься такой активной деятельностью дала жена – Людмила Владимировна, инженер- конструктор, с которой они всретились во время его гастролей в Красноярске в 1964 году. Переписывались пять лет, а 7 февраля 1969 года поженились(в этом году было 40 лет совместной жизни). С ын Алексей закончил с отличием луганскую академию внутренних дел, работает в Главном управлении МВД Украины в Луганской области.


Одним словом, на всех этих этапах жизненного пути, как видим, миссия разума, как устойчивая черта личности И.Попкова, определила его в табели о рангах людей выдающихся и крайне полезных для общества . Работая с 2000-го года старшим преподавателем Луганского областного колледжа культуры и искусств, доцентом института культуры и искусств, он и здесь выделяется своей активностью в работе и в общественной жизни. В частности, явился инициатором и организатором проведения областных смотров- конкурсов детских и молодёжных театральных коллективов «Театральный Олимп», проводимых с 2003 года колледжем культуры и искусств. Всё это свидетельствует о том, что этот человек подвержен одной большой страсти- творческой деятельности в искусстве и педагогике. А только великая страсть, как утверждал французский литератор Анри Пети, способна укрощать другие страсти. Что и свойственно Игорю Григорьевичу Попкову- человеку с высокой внутренней культурой, которого хочется поздравить с юбилеем и выразить уверенность в том, что присущий ему творческий потенциал также будет служить педагогике, искусству, людям!


Юрий Кукурекин, член Национального союза журналистов Украины,

член Межрегионального союза писателей Украины.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.