Творческий вечер Е. Резниченко (Харьков)

"ПОСЛЕСЛОВИЕ"

 

Говорить о мероприятии, прошедшем в Культурном центре им. Н. Рериха 25.04.15 г., мне и легко, и трудно. Странно, скажете вы. И напрасно. Легко – поскольку речь идёт о творческой встрече с одарённым человеком, талантливым поэтом Евгением Резниченко. Названная «Послесловием» (по одноименной книге), эта встреча, разумеется, повела присутствующих по предложенным автором двух книг жизненным и сублимационным тропам человеческой психологии, по волнам философского восприятия мира.

Почему трудно? Просто волей случая Е. М. Резниченко и автор этой статьи (то есть я), как бы породнились поэтическим романом «Параллели любви», презентация которого прошла в Научной медицинской библиотеке г. Харькова в самом начале этого года. Присутствующие горячо высказывались, комментируя «роман». Именно эта причина смущает меня, так как придётся краешком говорить и о себе, «любимой», анализируя творчество Евгения Михайловича.

Встречу «Послесловие» вступительным словом открыла профессор университета им. Н. Каразина филолог Л. Р. Безуглая. Затронув характерные для Евгения Резниченко черты таланта, дипломатичность, творческую ценность материала, а кроме этого (что, на мой взгляд, – важнее всего!), умение побудить читателя домыслить, дочувствовать, догадаться, написать собственные психо-картины после знакомства со стихотворениями поэта, Л. Безуглая порадовалась неординарности мышления и богатству троп при изображении сюжетов, внедрённым новшествам, используемым поэтом Резниченко (к примеру, стихотворение-предложение или стихотворение, предложения которого можно читать в обратном порядке).

Интересно было узнать, что в течение 15 лет автор «Послесловия» и книги «И боль цветка, унесённого на память» работал преподавателем в этом же университете, в то время носившем имя А. М. Горького. Рассказывая о себе в предварительном слове, Евгений Михайлович поведал о странном влиянии на него каждого вновь родившегося поэтического младенца, с удивлением отмечая, что некоторые его работы, как оказывалось впоследствии, можно назвать предвидящими какое-то событие, не всегда приятное… И не мудрено: если назвать поэта прозорливым, далекоглядным, – мы поместим его в тесные жизненные рамки. Только аналитика чувств тоже будет неточной. Вышеперечисленные признаки его поэтической стихии в некотором роде уникальны, а в непохожести иногда парадоксальны… Вот стихотворение, посвящённое *Е.:

 

Я не спасатель, не Спаситель:

Боюсь я тёмную волну,

Но вновь в манящую обитель –

Твою бросаюсь глубину;

И, опускаясь ниже, ниже,

Лишь только достигаю дна,

Как ярко чувствую и вижу,

Что мне опасна глубина…

 

Разве вам лично не кажется невероятным, например, что вдруг сглаживается практически полюсная противоречивость? Вот и говорят в просторечии в таких случаях: то в упокой, то во здравие… Но чувства – вещь непредсказуемая.

Было бы неверным утверждать, что мастерство этого автора законченно и строго. Как уже писалось выше, он может удивлять и разнообразием форм.

Средоточием творчества Е. Резниченко является любовь в её различных аспектах: любовь – надежда, ожидание, загадка, разочарование, прозрение, боль. Всё это – в стихах виртуоза-пластика, который порой сам не способен дать ответ, откуда и почему оно пришло, как понять его, нежданно явленное, как поэт сам признается, но ожидающее внимания и понимания.

Стихотворения Евгения Михайловича иногда с легкой иронией, чаще грустные. В них пристрастие то к морю, то к весне, то к ночным пейзажам и воображениям. Но это всегда динамичность. Они одухотворены переменчивостью чувств автора или литературного персонажа, органичны, порой, как мне кажется, иллюзорны… Палитра поэта Резниченко постоянно открывается нам новыми свежими чертами и гранями. В сюжетах непростой ход поэтической мысли облечён в раскованно текущую речь. Конечно, поэт-филолог любит поиграть словами, что придаёт стихотворению какую-то зримость. Встреча с неожиданными образами – не такая уж редкость в работах поэта.

По натуре Евгений Резниченко романтик с тонко чувствующей душой. Но написанное им носит общезначимый смысл. Первое знакомство с его работами привело меня к интересному выводу, что его поэзия психологически близка поэтическим творениям Михая Эминеску, выдающегося румынского поэта. Архитектоника некоторых стихотворений соответствует формуле: негатив – позитив – негатив с самыми грустными итогами (см. выше). Или же формула становится обратно-пропорциональной, с заключением или пленением негатива позитивами. Иными словами: победа или поражение в любви поочередно достаётся то одной, то другой из этих противоборствующих стихий. Не зря же в своё время и Змий искушал Еву…

И в «Параллелях любви», нашем совместном устном романе, и в «Послесловии» Евгения Резниченко перипетии отношений влюблённых соответствуют поиску вечной философской истины между антонимичными парами: жизнь-смерть, любовь-ненависть…

Безусловно, корифеи литературы – настоящие критики, – скрупулёзно рассматривающие наши работы, могут подходить с иными, нежели мои, мерками, у каждого из нас могут найти недостатки. Ведь и подготовка, и мастерство каждого критика, и даже такой фактор, как симпатия или антипатия к автору, занимают не последнее место в их нелегкой жизни. Смотря за чем идешь на встречу с поэтом…

Если говорить о гражданственности, – у этого поэта она выражена крайне дипломатичными мазками, не обостряет внешней ситуации, хотя автор тоже обеспокоен происходящим. И разговор о любви как нельзя более кстати нужен в нашем обществе.

Хочется сказать, что встреча в Центре Н. Рериха была обогащена и прекрасным чтением папиных стихотворений очаровательной дочерью Евгения Михайловича Настенькой, и песенными номерами. Барды Валентина Шаровская и Артур Савран подготовили на слова поэта свою вокально-музыкальную палитру, предоставляя возможность глубже познать творчество виновника встречи. Их выступления, как всегда, дополнительно вносили свой неповторимый шарм, создавая единую эстетическую линию.

Как по окончании романа «Параллели любви», так и по завершении программы «Послесловия» выступающие собратья по перу Ю. В. Гарбузов, Л. В. Елисеева, С. Д. Фомичева, Л. И. Филенко произносили теплые слова в адрес Евгения Михайловича, благодарили за высокую поэзию и желали ещё больших достижений в творчестве.

Конечно, большая заслуга в организации таких встреч есть и со стороны работников Центра им. Н. Рериха, которые в большинстве своём сами являются творческими личностями.

Людмила Елисеева

 

 

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.