С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ НАРОДНОГО АРТИСТА УКРАИНЫ ГОЛУБОВИЧА М.В..

Голубович Михаил Васильевич, родился 21 ноября 1943 года в городе Золотоноша Черкасской области. Был он одиннадцатым по счёту ребёнком в семье, которая испытала многое лихое. Трагический след в душе его оставила смерть погибших на войне брата и сестры(полагают, что это определило тему войны как одну из главных в его творчестве в дальнейшем). С детства брал он участие вы художественной самодеятельности, внешние физически данные позволяли активно заниматься спортом. Самая первая его роль была сыграна именно в школе, в спектакле «Прапороносці» по роману О.Гончара.
После окончания школы работал слесарем- монтажником, потом поступил и в 1967 году окончил Киевский институт театрального искусства имени И.Карпенко- Карого(курс В.Харченко). С того времени работает в Луганске, всем сердцем прикипев к Земле Луганской. Здесь создал семью, именно тут родились его сыновья. С самого начала трудовой деятельности М.В.Голубович- артист Луганского украинского музыкально- драматического театра, в котором сыграл более 150 ролей. Творческий путь мастера сцены и кино знаменовался созданием им ярких сценических образов с присущей ему масштабностью мышления, глубоким психологическим проникновением в глубины человеческой души: Антоний(«Антоний и Клеопатра», В.Шекспира, 1955). Пархоменко(«Пархоменко» А.Науменко, Г.Вольного, 1978); Спартак(«Последняя ночь Спартака» Р.Отколенко, 1984); Платон(«Лиха искра» А.Карпенко- Карого, 1992); Диоген(«Диоген» Б.Рацера, В.Константинова, 1993) и другие. То самое высокое социальное положение и соответствующий ему авторитет М.В.Голубович имеет вполне заслуженно, что повышает к нему доверие народа. Тех людей, кто даже мало знаком с театром, но для которых Михаил Васильевич- товарищ, друг, свой парень. Одним словом, можно назвать его, наверное, кумиром, обладающим, в какой- то степени магическим воздействием на людей своим достоинствами, которых у него немало...
Это же касается его привлекательной, мужественной внешности и внутренней какой- то душевностью. Потому и создал на экране кинематографа немало образов сильных людей, эта тема и стала ведущей в его творчестве. А обойдён он внимание к себе кинорежиссёров и постановщиков он не был- он снялся более, чем в 70-ти кинофильмах. В 70- 80-е годы прошлого столетия М.В.Голубович был одним из самых затребованных актёров в кинематографе и снимался в самых разных киностудиях бывшего СССР- Москве, Ленинграде, Свердловске, Минске, Киеве и на киностудиях стран Европы также. Сам же актёр так говорит о той насыщенной работе в кино, которую имел он постоянно в эти годы и позже также: «Головне не число, а робота з майстрами кіно на ріцзних студіях. Це і школа і інститут і академія, живлющий кисень творчості та небувалий стимул”.
Мы хорошо знаем популярность М. В.Голубовича, одной из причин которой является его броская, привлекательная внешность. На съёмках многих кинофильмов, помимо высокого актёрского мастерства, ему пригодились и его спортивные качества: он мастер спорта по самбо, альпинист, хорошо плавает, мастерски владеет саблей, волит автомобиль и прекрасный наездник(у него одно время был и собственный конь). На съёмках фильмов всегда он работает без каскадёров. А, если подробнее- многие прохожие и у нас и в Москве(где недавно на Малой Бронной с гастроллями был наш академический укаринский музыкально- драматическпй театар), обращают внимание на этого человека. Высокого роста, незаурядной внешности, в общем- то- с суровыми чертами лица(за которыми скрывается доброе сердце и мягкая душа), Михаил Васильевич необычайно точно вписывался в психологического плана драмы из народной жизни, в исторические и приключенческие киноленты, такие как: „Комиссары”(Коцур), „И был вечер и было утро”(Артём Годун), Дума про Ковпака”, „Берег”(Гранатуров), „Кортик”, „Как закалялась сталь”, „Юркины рассветы”, „Мерседес уходит от погони”, „Хождение по мукам”(Сорокин), „Дубровский”, „Легенда о княгине Ольге”, Казаки идут”, „Остров любви”, „Пропавшая грамота”, „Роксолана”, „Бирюк” и много других.
Четыре года шли съемки украинской художественной ленты "Пересохшая земля", которая длится всего 24 минуты! Она была представлена на 11-м фестивале короткометражных фильмов в Греции, куда съехались киномастера со всего мира. То, что украинский кинематограф в мире знают, стало понятно с первых же минут пребывания на международном фестивале короткометражных фильмов, который с 18 по 24 сентября вот уже в одиннадцатый раз проходил в небольшом греческом городе Драма. "Киев? Украина? - переспрашивали представители Ирландии и Ирана. И тут же добавляли: - Довженко! Параджанов! Ильенко!" А после показа фильмов наших молодых режиссеров искренне восхищались увиденным. Кстати, директор кинофестиваля, грек по национальности, учился в Киевском театральном институте. Ему было особенно приятно встречать гостей из Украины.
В Грецию из нашей страны привезли документальную ленту "Против солнца" Валентина Васяновича, а также художественные фильмы "Трагическая любовь ветреной Нюськи" Тараса Ткаченко и "Пересохшая земля" Тараса Томенко. Со своими коллегами с удовольствием общались оба Тараса и народный артист Украины Михаил Голубович, сыгравший главную роль в фильме "Пересохшая земля". Сложно- ли играть в короткометражном фильме?- «Нет», - отвечает Михаил Голубович. –« В любом случае нужно вжиться в роль, понять характер героя и заставить зрителя ему сопереживать. Да и время съемок не зависит от продолжительности фильма. Этот, короткий, мы снимали почти четыре года! А в моей практике было такое, что полнометражный фильм был готов за три с половиной месяца». М.В.Голубович согласился сниматься у молодого кинематографиста Тараса Томенко, ведь в его послужном списке значатся такие громкие режиссерские имена, как Роман Балаян и Павел Лунгин? Почему? – «Я прочел сценарий, который написал сам Тарас, и тут же дал согласие. Мой герой, простой труженик, находит ангела, упавшего на землю. Он подбирает его и начинает показывать людям за деньги, для чего даже обрезает ангелу крылья. Но богатство не приносит герою пользы. В итоге он остается ни с чем. И только отпустив ангела в небо, вновь обретает спокойствие. У меня было желание донести до людей, которые посмотрят этот фильм, что в нашей жизни материальное не главное, нужно создавать вечное. Особенно остро я понял это здесь, в Греции, на развалинах древнего города Филиппы, где правил отец Александра Македонского. С лица земли исчезли люди, которые здесь жили в древности, но созданный ими амфитеатр, где до сих пор великолепная акустика, пережил века».
- «Как и в большинстве картин, в которых я снимался, это отрицательный герой»- говорит Михаил Голубович. – «Режиссеры всегда видели меня именно таким. Только однажды я отказался от подобной роли, о чем жалею до сих пор. Мне предлагали сыграть главаря банды в фильме "Холодное лето 53-го"... С тех пор не отказываюсь от работы».
На улицах греческого города, где кипели фестивальные страсти, украинского актера узнавали по жесту, который остался с ним после съемок "Пересохшей земли": время от времени Михаил Голубович задорно подкручивал усы. Наши фильмы не получили наград на фестивале. Но, как и в олимпийском движении, главное - не победа, а участие. На днях ленты "Пересохшая земля" и "Трагическая любовь ветреной Нюськи" будут показаны во Франции, примут участие еще в нескольких международных фестивалях(Виолетта КИРТОКА "ФАКТЫ" ,Драма, Греция- Киев)
Но, вернёмся к артистической деятельности М.В.Голубовича. Особо хотелось- бы остановиться на исполняемой им роли Вараввы Мишеля де Гельдерода, в 2000-м году потрясшем спокойное течение театральной жизни в Луганске(и не только). Разбойник Варавва проходит мученический путь от слепого душою убийцы до очищения, каяния, до права называться человеком. Эффектное исполнение роли разбойника Михаилом Голубовичем ещё раз продемонстрировало его возможности большого мастера сцены. Осуществил но и несколько режиссёрских постановок.
С 1996 года М.В.Голубович- начальник управления культуры и искусств Луганской областной государственной администрации. От отдаёт своему делу очень много энергии, проявляет достаточно много усилий в поисках возможностей выжить в нелёгких экономических условиях культуре Луганской области. Значительной его заслугой явилось присвоение звания академического украинскому музыкально- драматическому театру. Без сомнения он относится к тем личностям, которые составляют национальную гордость Украины. Его имя занесено в «Золотую книгу Украины 2000», он лауреат премии Союза театральных деятелей Украины имени Амвросия Бучмы и приза Гильдии киноактёров, награждён орденом «За заслуги» третьей степени. Народный артист Украины с 1977 года, Почётный гражданин Луганщины с 2008 года.
В мае Запорожский академический областной украинский музыкально- драматический театр им. В.Г.Магара представил зрителям полную версию героической сани по мотивам повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Спектакль уникален тем, что впервые в Украине действие происходит прямо под чистым небом, на острове Хортица- в самом сердце святой Запоржчины, политом потом и кровью козаков(автор идеи- директор театра В.Слонова, режиссёр- заслуженный деятель искусств Украины Е.И.Головатюк). В спектакле участвует конно- спортивный клуб «Запорожские козаки» Понятно, что у режиссёра не было ни малейших колебаний, когда на главную роль был приглашён Михаил Голубович!
Но, вот и в Луганске состоялась премьера эпической драмы «Тарас Бульба», Леонида Тома по Н.В.Гоголю, поставленная в академическом украинском музыкально- драматическом театре заслуженным деятелем искусств Украины В.Ю.Московченко. В исполнении народного артиста Украины М.Голубовича, необычайно колоритного в этой роли и, как никому подходящей именно ему, - Тарас Бульба умный, тонкий, несмотря на показную грубость и воинственность. Словами Тараса, проникновенно и торжественно, с пафосом и душевностью, говорит народный наш артист козакам «золотое слово» о русском товариществе: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей». В преддверии своего 65- летия (21 ноября), Михаил Васильевич ещё раз показал свои незаурядные артистические возможности, отождествляя трагическую судьбу своего героя с такой же трагической судьбой народа, непокорённого, однако, врагами Отчизны. Он прекрасно передаёт атмосферу жизни и особенностей характера и души незаурядной личности того жестокого времени как Тарас Бульба. Зал, буквально замирает в ожидании страшного, непоправимого, что случится в одной из самых трагических сцен спектакля, когда отец принимает страшное решение убить своего сына- изменника. И слышим те самые известные, раздирающие душу слова жёсткого, но невыразимо страдающего отца, произносимые устами М.В.Голубовича: «Я тебя породил, я тебя и убью!». Ибо, самое страшное преступление есть предательство и его отмщение оправдывает это убийство.
Ещё одна драматическая сцена, когда Тарас Бульба безрассудно рискует жизнью ради своего сына Остапа- если не для спасения, но для облегчения его страданий. И опять зритель затаил дыхание со слезами на глазах, также страдая с отцом, как и он....Его же мысли и слова показывают исключительную силу и самоотверженность. Нельзя не отметить и выразительность той сцены, где М.В.Голубович передаёт последнее слово Тараса Бульбы, закованного в цепи и сожжённого беспощадными ворогами. Его слова- это концентрированное выражение павших народных героев и все застывают в той предсмертной муке, которую видим мы на лице главного героя- столь мужественного, сколь и красивого своей выразительностью. Народного же артиста Украины Михаила Голубовича нужно поздравить с днём рождения!

Юрий Кукурекин, член Национального союза журналистов Украины, член МСПУ






Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.