СЛОВЕСНИК (окончание)

   

Юрий МЕДНЫХ

СЛОВЕСНИК (окончание)

 

 

  12           

                 Анализ 
               И.С.Никитин
  В небе синем плывут над полями
  Облака с золотыми краями:
  Чуть заметен над лесом туман,
  Теплый вечер прозрачно-румян.
 
  Отрывок написан 3х стопным анапестом, со смежной рифмой, женской и му-ской: женская – ударный слог предпоследний: полями-краями, мужской – ударный слог последний: туман-румян.
  В отрывке использованы художественные приемы (тропы):
  «в синем небе» – устоявшийся эпитет, говорящий о чистоте неба.
  «плывут облака» – устоявшаяся метафора, говорящая о ветреной погоде.
  «с золотыми краями» – эпитет-метафора, говорящая об освещении облаков солнцем.
  Чуть заметен над лесом туман» – деталь тонкой зарисовки пейзажа и состояния погоды.
  «теплый вечер» – эпитет, передающий состояние времени суток.
  «прозрачно румян» – эпитет-метафора, тонко передающая окраску зари.
                   А.К.Толстой
         Клонит к лени полдень жгучий,
         Замер в листьях каждый звук,
         В розе пышной и пахучей
         Нежась, спит блестящий жук,
         А из камней вытекая,
         Однозвучен и гремуч,
         Говорит, не умолкая,
         И поет нагорный ключ.
  Стихотворение написано 4хстопным хореем, Срифмована строфа следующим образом: первые четыре строки
  Рифма перекрестная: 1-3: жгучий – пахучий, 2-4: звук – жук. Второе четверости-шие срифмовано так же: 5-7: вытекая-умолкая, 6-8: гремуч-ключ. Но это не октава – в октаве иная рифмовка. Рифмы в стихотворении чередуются: женская – предпоследний слог ударный и мужская – последний слог ударный.
  В стихотворении применены следующие художественные приемы (тропы): 
  «клонит к лени» – метафора, говорящая о расположении к отдыху, к расслаблен-ности. «пол день жаркий» – эпитет, сообща ющий о зное дня.
  «замер звук» – метафора, говорящая о полной тишине.
  «в розе пышной» – эпитет, говорящий о форме розы, о ее красоте.
  «в розе пахучей» – эпитет, говорящий об аромате розы.
  «нежась, спит» – деталь, передающая состояние жука.
  «блестящий жук» – эпитет, говорящий о внешности жука. «однозвучен и гремуч» – эпитеты, сообщающие о звуке вытекающего ключа
  – звук не меняется, громкий; «говорит, не умолкая» – метафора и эпитет, допол-няющие характеристику ключа и придающие ему качества человека.
  «и поет нагорный ключ» – метафора и эпитет развивают характеристику поведения ключа, полнее сравнивая его с человеком-горцем.
  Стихотворение передает состояние знойного летнего дня, когда все клонится ко сну или спит, но в это же время жив и бодр ключ. Он не просто жив, а гремит и поет о своем состоянии. Сам дарит жизнь окружающему.
                 
                                         С.А.Есенин
                         Темна ноченька, не спится,
                         Выйду к речке на лужок.
                         Распоясала зарница
                         В пенных струях поясок.
  Отрывок написан 4х стопным хореем. Строки соединены перекрестной рифмовкой. 1-3строки: не спится-зарница – женская рифма, ударение на предпоследнем слоге. 2-4 строки: лужок –поясок, мужская рифма – ударение на последнем слоге.
  В отрывке наблюдаются художественные приемы – тропы:
  «темна ноченька» – эпитет в сочетании с «ноченькой» вместо «ночи» говорит о состоянии ночи и души автора.
  «не спится» – деталь передает состояние автора. Непокой побуждает к действию – общению с природой» выйду к речке на лужок» 
  «распоясала зарница поясок» – олицетворение природы – метафора передает действие раздевания для купания.
  «в пенных струях» – эпитет говорит о состоянии воды. 
  В отрывке говорится о беспокойной душе, которая отдыхает в общении с природой. А природа очеловечена автором.
 
                                Д.Л.Андреев
  Милый друг мой, не жалей о старом,
        Ведь в тысячелетней глубине
  Зрело то, что грозовым пожаром
        В эти дни проходит по стране.
  Отрывок написан 5ти стопным хореем. Строки срифмованы перекрестно. 1-3: старом - пожаром – женская  рифма,  ударение на предпоследнем слоге. 2-4: глубине-стране – мужская рифма, ударение на последнем слоге.
  В отрывке следующие художественные приемы – тропы:
  «милый друг мой» – эпитет обозначает родственную близость автора к читателю.
  «в тысячелетней глубине» – гиперболическая метафора, определяющая закономерное долговременное развитие событий.
  «зрело то» – метафора указывает на длительную подготавливаемость событий.
  «грозовым пожаром» – эпитет и метафора, говорящие о свершающемся в настоящее время.
  «проходит по стране» – метафора говорит, что нечто идет закономерно, грозно, не спеша, в масштабах страны.
  Отрывок сообщает о том, что автор по-приятельски советует читателю быть дальновидным, мудрым и спокойным под ударами грозных событий наших дней, потому что все закономерно.
             Е.Стюарт
  Налетела гроза весною –
  Прошумела над звонкой сосною.
               
  Ветры долго сосну кренили,
  От земли оторвали корни
  И конечно бы уронили,
  Но была она их упорней.   (:)
 
  Слезы ей подступали к горлу,
  Но, предсмертным томленьем маясь,
  Ветви к соснам другим простерла
  И держалась, почти прямая.   (;)
 
  Меж друзей умирала стоя,
  Неприметно чужому взгляду…
  Может быть, это так и стоит,
  Может быть, это так и надо.   (!)
 
  Только дятел – лесная птица –
  Знал, что в мертвое сердце стучится.
 
  Стихотворение написано трехстопным анапестом, с женскими рифмами. Две первые и две последние строки дают художественно-зримый орнамент закругленности стихотворения; симметрично удален один слог (доля) из первой и пятнадцатой строки, создавая  экспрессивную музыкальность строк. В стихотворении через образ погибшей сосны показана судьба стойкой женщины, опершейся на помощь друзей в борьбе с ветрами жизни. Даже дятел не выдал ветрам того, что она мертва.
  1. долго ветры …кренили – образ борьбы со стихией.
  2. но она их (ветров) упорней – образ силы противодействия.
  3. слезы подступали к горлу – олицетворения  мук.
  4. в предсмертном томленье маясь – все это – ряд образов – олицетворений – метафоры.
  5. второй катрен – сплошной метафорический образ.
  6. может  так и стоит, так и надо – гимн борьбе за достоинство.  
  7. а вот слабые стороны:  начнем со знаков препинания – они полноценная часть нашей грамматики.
  8. звонкой сосною – говорится о здоровой, молодой сосне.
  Весенняя гроза прошумела над звонкой сосною, не причинив ей вреда, сообщает вступление. Спрашивается: зачем оно, если дальше следует гибель сосны не от грозы, а от частых ветров?
  9. ветры долго сосну кренили. Надо почти уронить, чтобы оторвать корни, а она почти прямая – алогизм в создании образа.
  10. дятел – лесная птица. Дятел иным и не бывает. А здесь имеется в виду, что дятел – лесной врач. Доктор-птица. Это здесь главное – опять алогизм.
  11. но была она их упорней. Она – ударение смещено, поэтому «их» стоит под ударением, а не «она», как должно быть по смыслу.
  12. в стихотворении в двух местах отсутствуют обособления может быть, огрехи издательства.
  13. замечательное стихотворение замечательной сибирской поэтессы почему-то автором не отшлифовано.
 
           Л.Юсупова
         «Эхо жизни» - (название книги).
  Счастье мне с высоты не упало
  Полосой золотого дождя.  (-)
  Я сама свое счастье ковала,
  «Эхо жизни» на рифмы кладя.   (;)
 
  Да и Бог от недоброй юдоли
  На опасном пути уберег
  И своею высокою волей
  До вершины подняться помог.   (:)
 
  Знают песни мои на Алтае,
  Их в Уфе и Казани поют.    (-)
  Видно, волжские ветры, играя,
  Их, как парусник легкий несут.
 
  Волга, Волга…Родными мне стали
  Дали светлых твоих берегов.    (-)
  Это воды твои напитали
  Звонкой силою строки стихов.    (;)
 
  «Эхо жизни» - в звенящем названье
  Плеск волны и души перезвон.    (;)
  Эта книга – мое завещанье
  Книголюбам грядущих времен.
  Стихотворение написано трехстопным анапестом, с перекрестной рифмой, ж. и м.
  Стихотворение богато вроде бы неброскими, но точными и потому сильными эпитетами и метафорами (тропами)- это уже почерк мастерства.
  1 с высоты не упало (не свыше подано, а добыто собственным трудом).
  2 полосой (золотого дождя) – штамп «золотой дождь» словом «полосой» превращен в образ.
  3 сама ковала (ковка - очень трудная работа, особенно для женщины).
  4 на рифмы кладя (создавая образы и шлифуя строки).
  5 недобрая юдоль (участь) высокое слово – очень к месту.
  7 Бог – уберег (двойной образ – помощь судьбы; и внутренняя рифма.
  8 до вершины подняться помог (достичь мастерства, а через него – известности).
  9 единение с Волгой – с Русью, дающей силы для работы.
  10 завещание книголюбам (связь времен).
  Замечательное стихотворение - анализ о нужности и признании читателем и литературным обществом ее книги.
        
  ;
               13       
        Замечания:
  1 некоторые знаки препинания не соответствуют логике, обрывая синтаксическую связь катренов.
  2 свое счастье ковала – в слове «свое» смещено ударение, сломан ритм.
  3 их, как парусник легкий, несут. Каверзная звукопись: парусник чего? – (как). Аккуратнее бы с этими «как». Попробуем вариант: Песен парусник легкий несут – звучнее и нет «как».
  Третий и четвертый катрен при желании можно бы и объединить, усилив этим образ стихотворения. 
                     
       О неточности в применении языка: 
  Беду на расстояньи –  расстоянье – 2 скл. – предл.п. – е.
  Расстояние – искл (3скл) – предл.п. – и. следует написать: Беду на расстоянье.
 
                        Работа над словом, строкой и рукописью.
  Это не рекомендации, а лишь обмен опытом.
  «Многие авторы, твердо уверенные в своей гениальности, являются только носителями таланта. Выдает их один незаметный, но неопровержимый признак: они ощущают свой творческий процесс не проявлением какого-либо сверхличного начала, но именно своей, только своей прерогативой, даже заслугой, подобно тому, как атлет ощущает силу своих мускулов, принадлежащую только ему и только его веления исполняющую. Такие претенденты на гениальность бывают хвастливы и склонны к прославлению  самих себя. В начале 20 века, напри мер, в русской поэзии то и дело можно было встретить высокопарные декларации собственной гениальности. 
  Я – изысканность русской медлительной речи,
        Предо мной все другие поэты – предтечи…
               ………
  Я гений Игорь Северянин,
  Своей победой упоен…
               …………
  Мой стих шагнет через хребты веков
  И через головы поэтов и правительств.
 
  Подобно подросткам, чувствующим себя сильнее своих сверстников, они кичливо напрягают изо всех сил свои поэтические бицепсы. Все это – таланты, ослепленные самими собой,  мастера, создающие во имя свое, рабы самости – самозванцы гениальности. Суд времени подвергал их каждый раз беспощадному развенчанию». – говорит Д.Андреев в «Розе Мира».
 
  Многие мастера слова говорят, что писать следует только тогда, когда не писать невозможно. А если не пишется, так это же великое благо для читателя. У каждого это случается по-своему, но суть одна. Вспыхивает мысль (озарение, настроение, вдохновение…). Мысль – явление космическое, теперь это знают многие. Значит, автор настроился на частоту этой мысли, и она стала ему доступна. Теперь ее надо записать, потом обработать: развить, усилить, усовершенствовать и оформить словами. В стихотворении не должно быть ни буковки лишней (для разбега мысли) – только развитие сюжета, как в механизме – ни одной лишней детали. Следует очень вдумываться в значения слов, применяя их. 
  Лик – высоко сговорится о портрете, иконе и в то же время напоминает «блик». Ликовать – радоваться (восхищаясь ликом). Сравним – (ова) ть – дрейфовать, смаковать. Ликование – уже существительное – возводить лик в торжество, обрамлять лик торжеством – то же действо, что и ликовать. Действо – действие, деяние. – корень один, а пласты смыслов разные. Сравните у Солженицына: острог – остро, строго, рог, строить… 
  Дилетант пишет, как пришло в голову, т.е., как умеет (не умеет). А опытный автор начинает сравнивать пришедшее в голову с уже знакомым, известным, ярким, чтобы мысль подать в ее сиянии. Это и есть художественное оформление мысли. В помощь автору – отшлифованные веками способы (тропы) и формы: жанры, размеры, строфы…
  Но мысль торопит, ускользает, изменяется; приходят новые. Пожалуй, надо все это выложить на бумагу, как есть – бумага стерпит. А жизнь отвлекает другими делами. Пусть написанное остывает.
  Рукопись снова призвала к себе. Теперь основная мысль значительно виднее. Надо найти ей подобающую форму, если она не найдена сразу, в силу мастерства. Каждой мысли надо найти образ – способ подачи ее читателю. Если бы Есенин сказал, что он прожил жизнь, словно проскакал утром на коне. Это уже был бы образ – сильное сравнение. Но у автора: «иль ты приснилась», «весенней, гулкой ранью» «на розовом коне – на коне мечты. 
  Копье вонзилось в дерево – информация. Но копье ревности вонзилось в древо его начинаний – образ. И в данном случае уже не скажешь «в дерево» – по стилю не подходит – «в древо».
  Не обязательно подыскивать для образности особенные слова; чем ближе они к предмету, тем лучше. А вот с неожиданной стороны взглянуть на предмет – это здорово. «кирпичным вер- блюдом» Есенин назвал печь.
  Есть образность яркая, бросающаяся в глаза:
  у Есенина, у Цветаевой, у Пастернака, у Маяковского. А есть образность тонкая и очень точная – у Пушкина.
  Мороз и солнце; день чудесный!
  Строка разделена точкой с запятой – в строке две параллельные мысли, а не од-на. Не мороз и солнце являются чудесным днем, это само собой. А в морозный день можно ожидать чудес, и Пушкин раскрывает их в обыденных вещах.
  Еще ты дремлешь, друг прелестный?
  Взаимоотношения с собеседником дружеские. Но что это за друг? Прелестный: полный прелестей; и в этом же слове слышится «лесть» и «прельщение». Это уже особа женского пола. А автор об этом не сказал ни слова.
  Открой сомкнуты негой взоры
  Красавица не спит, она дремлет, нежится: ей не хочется расставаться с миром сонных грез, но они ее уже почти покинули. И не глаза открой, а «взоры» – воззри на бодрствующий мир, с нетерпением ожидающий твоего внимания к нему.
  Звездою севера явись!
  На немалую высоту зовет поэт своего друга. Есть мнение, что поэт здесь говорит о самой России, зовя ее в Звезды севера.
  Очень тонко и точно подобраны эпитеты и метафоры (тропы). По этой дороге нам и должно следовать – нам ее создал и подарил сам Пушкин.
  Но, о рукописи. Найдены приличные образы, нужные слова. О неграмотности языковой и художественной уже не говорим. Пусть рукопись «сохнет». Через некоторое время опять увидим в ней недоработки. Советы и похвалы несведущих друзей и знакомых не в счет. После энной доработки текста, убедившись в своем бессилии сделать лучше, можно показать ее на суд читателя-слушателя. Опять критика – в самое сердце! Опять переосмысление и работа – до совершенства.
  Любая публикация  рукописи – не критерий ее совершенства.
 
                     
                          14    
 Работе над слогом и словом.
  Наш век задал нам много жару:
  Изломов времени не счесть.
  Есть две рифмы, нужные мне; нужны вариации. Пробую их: пару, гитару, фару, фанфары, амбары, угары, загары.
  Теперь попробую варьировать строку к рифме «жару»
  С лихвой и дыма в нем и пару;
                ….
  Плясать пришлось и под гитару;
               ………..
  Включили пятилеток фары;
           ………..
  Звучали трубы и фанфары;
 
  И злом наполнились амбары;
               ……….
  И надышались мы угаром;
            …………..
  Мы в битвах обрели загары.
  Теперь сварьирую строку к рифме «счесть»
  Перелицовывали честь;
             ………
  Борьба за правду или месть;
               ………
  И многим ноги не унесть.
  Варьируется это и в уме и на бумаге, а вариантов может быть множество. И каждый вариант несет свой оттенок мысли. Надо уметь управлять и мыслью, и оттенками. 
  Случается из-за одного слова приходится переиначивать весь текст и много раз. Об этом ярко сказал Маяковский в своей статье о стихах.
 
   
 
 О менторстве и личности автора в стихах. 
          Нескромно выглядят любые поучение, а личные переживания всегда бес-ценны. Авторское «я» – это не «яканье», а
 Личное участие в теме.
  1 Ты не думай, что это просто.
  2 Не думаю, что это просто.
  Второй вариант душевнее, доходчивее, ближе, доверительнее.
        Автор не самовыражается в творчестве, а ставит и  решает через личное вос-приятие этические и эстетические задачи века.
                                         О прозе
      Первоначальная работа со стихами и прозой имеет много общего. Если для решения возникшей проблемы (темы) лучше подходит проза, следует подумать о ее жанре.
  Выбран один из малых – рассказ. Выбираю сюжет. Через какое событие (случай) буду решать проблему темы. Сюжет найден (придуман). Берусь за его композицию (последовательность разворачиваемых событий и месте в них деталей). Композиция продумана. Определено точное место фабулы (кульминационного места в сюжете).
  С чего начать повествование? Оно должно быть взрывным, интригующим – это зачин. Теперь нарастающий по напряжению путь к апогею (фабуле) повествования.
  Концовка должна быть неожиданной (инверсной), короткой и исчерпывающей по содержанию.
  Пора одевать замысел словами. Выбираю соответствующий замыслу тон (стиль): юмор, сатира, беседа, повествование. От какого лица: от первого (Я) – автор в роли героя. От третьего (Он), описание со стороны. «Онегин, добрый мой приятель».
  Разумеется, герои имеют свои характеры, наклонности, привычки, внешний вид, лексикон – все это характеризует различные стороны жизни их времени. Чтобы герои (персонажи) не были шаблонными, они должны быть собирательными, а не точными портретами конкретных людей.
  В предложениях продумываю до мелочей место деталей и форму каждого слова, их связи, связь предложений, абзацев, всего текста. А повествование стараюсь делать в меру образным и предельно кратким: ни единого лишнего слова, детали, знака. Четко продумываю расстановку ударений: грамматических (синтаксических), лексических и риторических. Варьирую их, согласно развитию сюжета.
  Это – работа над первым черновиком. Потом прочтения, продумывания, устранение лишнего, дополнения – редактирование: работа над рукописью, пока содержание и форма станут едиными, безупречными. Теперь доверюсь критике грамотного в твор честве читателя. Снова редактирую рукопись. Перебеливаю. Публикую, ориентируясь на критику просвещенного читателя. И если вижу слабые места в тексте, снова его дорабатываю.
  Трудно не повториться при огромном количестве написанного, но мудрость гласит: «Невозможно в одну реку войти дважды». Надо писать по-своему и о своем, освоив законы творчества веков, а не «изобретать» нечто. 
         Характеристику героя можно дать на полстраницы, а можно одним словом героя. Словарь автора – это словарь культурного уровня эпохи, а, может быть, и выше.  (у классиков)
         Стихи – еще не поэзия. Автор стихов – еще не поэт, а лишь стихотворец. Поэзия – в образности, стихотворной и прозаической. Владеющий образной мыслью – поэт.
  Уважаемый читатель, слушатель, коллега, спасибо за внимание.
                                            
 
 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.